|
|
Смог бы Ломоносов стать студентом МГУ?
Журнал «Экономика России: ХХI век» № 17
Интервью с Олегом Денисовым, заместителем председателя Комитета Госдумы РФ по образованию и науке. Уверен, что сам основатель Московского государственного университета не смог бы сегодня стать его студентом. Прежде всего, если такой самородок, родившийся в северной глубинке в семье деревенского жителя, отважится оправиться в Москву за высшим образованием, то сразу же встретится с комплексом трудноразрешимых проблем. Во-первых, где взять деньги на дорогу, если рыбные обозы уже не ходят? Во-вторых, на какие средства жить в столице: питаться и так далее? Сможет ли он преодолеть сложные сети экзаменационных ловушек, которые для непосвященного таят немало опасностей? Если же он не поступит в государственный вуз, то учеба в коммерческом ему и вовсе будет не по карману. Эта ситуация меня очень тревожит. Если ломоносовы остаются на улице, то государство несет огромные потери. Прежде чем пройти нелегкий путь до заветного диплома и стать специалистами своего дела российские студенты испытывают многочисленные трудности и лишения, среди которых бытовые и финансовые проблемы, психологические перегрузки и стрессы… Но все это можно преодолеть при соответствующей организации учебного процесса. Студенческие профсоюзы играли в этих вопросах немалую созидательную роль. Сегодня для российского образования наступило время перемен, чему в немалой степени способствуют и депутаты. Закон "Об основных положениях, о порядке разработки и утверждения государственного образовательного стандарта общего образования" упорядочивает образовательные программы, систематизирует объем нагрузок на студентов. Это, несомненно, нужный Закон, который приняли парламентарии. Однако меня тревожат законодательные новшества, связанные с отменой моратория на приватизацию вузов. Это означает, что, по сути дела, взят курс на то, чтобы высшее образование стало платным. Следовательно, для ломоносовых из бедных семей доступ к высшему образованию будет сокращен. Положение российской Конституции о том, что высшее образование у нас бесплатно, но предоставляется на конкурсной основе, находится под угрозой упразднения. Добавит проблем студентам и отмена льгот на проезд. Можно считать, что для них почти что введен имущественный ценз на образование. В советское время студент получал стипендию, имел льготы на проезд, в том числе 50% скидки на билет даже на дальние междугородние авиарейсы. Все это было неплохим материальным подспорьем для студента, хотя и не обеспечивало полностью потребности молодого человека. Но лобастый самородок из северной глубинки мог вполне обустроить свой быт, грызя гранит науки. Ему давали возможность заработать деньги в стройотрядах, подработать в других местах, очень помогал профсоюз - и дешевыми путевками в профилакторий, и талонами на питание, и материальными пособиями. Сегодня государство не гарантирует получение образования. Если современный самородок с пустым карманом, но светлой головой все-таки поступит в престижный государственный вуз, проучится там, к примеру, пару лет, то он вполне может столкнуться с ситуацией, когда его учебное заведение будет преобразовано в платное. И если он пожелает учиться дальше, то будет вынужден платить, чтобы все-таки получить диплом. Раньше государство несло ответственность за образование даже тогда, когда вуз приватизировался. Государство все равно должно было устроить недоучившегося студента в другое бюджетное учебное заведение. Была заинтересованность на государственном уровне, чтобы студент получил диплом по избранной специальности и завершил образование, в которое государство уже вложило немалые средства. Теперь будет действовать принцип: есть деньги учись, нет денег - иди, подметай улицы. Как можно помочь талантливой молодежи? Что думают по этому поводу депутаты? Комитет по образованию и науке выступил со специальным заявлением в связи с намерением Правительства РФ фактически разрушить российское социальное законодательство путем отмены 41 социального закона и ликвидации важнейших правозащитных норм в 155 других законах. Его подписали многие депутаты нашего комитета, среди них лауреат Нобелевской премии Жорес Алферов, профессор МГУ Иван Мельников, первый заместитель председателя нашего комитета, член-корреспондент Российской академии образования Олег Смолин и другие. Какие конкретно законы требует отменить Правительство? Назову наиболее важные из них. Это федеральные законы "О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования", "О льготе на проезд на междугородном транспорте для отдельных категорий обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях", "О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию" и многие другие. Более того, беспокоит предложение приватизировать все бюджетные организации, в которых внебюджетные доходы составляют 50%. Если это предложение будет принято, под приватизацию попадут большинство ведущих вузов, научных организаций и организаций культуры, а это почти все национальное достояние России, включая МГУ, Большой Театр и Эрмитаж. Кроме того, будем бороться за сохранение налоговых льгот на НДС. Если они будут отменены, то 3,5 млн. внебюджетных студентов государственных и частных вузов придется платить за образование много больше, чем сейчас. Надо принимать меры, чтобы 1,5 млн. учащихся ПТУ и 1,25 млн. студентов вузов, которые будут переданы в 2005 г. в регионы без достаточного финансирования, не остались без диплома. Угрожает качеству подготовки специалистов наступление эры коммерческого образования? Все изменения в законодательстве, связанные с высшим образованием, трудно оценить однозначно. Есть ряд положений, которые, на мой взгляд, несут в себе отрицательный, а не созидательный потенциал. Есть такие положения, которые упорядочат систему образования и, в том числе, систему лицензирования и аккредитации коммерческих вузов. К сожалению, с увеличением количества вузов качество обучения не улучшилось, хороших преподавателей больше не стало. Как правило, преподаватели государственных вузов по совместительству подрабатывают в коммерческих учебных заведениях. На мой взгляд, подобную деятельность нельзя назвать полноценной преподавательской работой. Коммерческие вузы - это особая сфера, которая требует пристального изучения. Не знаю частных вузов, которые бы готовили специалистов в сфере медицины, сельского хозяйства, техники. Эти базовые специальности, как и прежде, - прерогатива государственных учебных заведений, имеющих соответствующие лаборатории, материальную базу и традиции. Частные вузы такими ресурсами не обладают. Коммерческие вузы возникали, в основном, на потребу дня. Есть спрос на менеджеров - как грибы стали появляться заведения по подготовке менеджеров на коммерческой основе. Не хватает юристов - кругом запестрели рекламы о чудодейственных частных институтах, где без экзаменов из вас создадут за пару лет юриста любой специализации, плюс еще и банкира-финансиста с соответствующей "корочкой". Появились всякого рода гуманитарные академии с невообразимыми сочетаниями специальностей, например, юристов-финансистов-менеджеров. Студент поступает в коммерческий вуз, учится на специалиста с красивым и эффектно звучащим названием. Платит деньги, сдает экзамены, получает знания и диплом государственного образца. Все это вроде бы хорошо. Но до поры до времени. На мой взгляд, подобные конъюнктурные формы образования наносят ущерб в целом государству, так как подготовка специалистов происходит бессистемно. Через пять-семь лет на рынке труда может возникнуть переизбы-ток менеджеров и юристов. С этим неизбежно столкнутся выпускники и государственных, и частных вузов. Например, юрист с дипломом "государственного образца" приходит устраиваться на работу в государственные структуры, такие, как прокуратура или суд, а его там, мягко говоря, не ждут, предпочитая диплому "государственного образца" государственный диплом, выданный непосредственно базовыми вузами. Таким образом, выпускники коммерческих вузов теряют время, финансы и сталкиваются с проблемой трудоустройства. Надо четко определить - какие нам нужны частные вузы. Есть среди них достойные, и надо умело использовать их ресурс на благо страны, упорядочить подход к лицензированию, чтобы не обманывать людей. Какие реальные шаги будут предприняты на благо отечественного образования? Будем использовать парламентские и непарламентские методы. При нашем комитете создан общественный совет по профессиональному образованию, в него вошли ректоры ведущих вузов страны. Совет рассматривает самые актуальные вопросы высшей школы, в частности, обсуждался Закон о замене льгот денежной компенсацией. Во многом мы первые увидели слабые стороны законопроекта, оценили последствия, которые отрицательно могут сказаться на российском образовании в целом, внесли свои поправки, которые были донесены до Правительства. В сентябре на правительственный час в Госдуму был приглашен министр образования и науки для конкретного разговора на эту тему, были затронуты и проблемы монетизации льгот для учащихся. Намечены темы для работы с исполнительной властью в регионах. Будем привлекать внимание общественности, применяя формы студенческого протеста. Намечено проведение дня солидарности молодежи и студентов России. Образование - это важный ресурс государства и оно должно работать на благо общества и на экономический прогресс. Цена диплома должна определяться не только размерами кошельков, но и качеством профессиональной компетенции его обладателей. Стране нужны ломоносовы, а не митрофанушки. Василий Тресков
|
Дизайн и поддержка: Interface Ltd. |
|