Члены РОСРО считают, что деньги на научную деятельность и образование, выделенные правительством с 2000 г., потрачены впустую. Несмотря на то что за четыре года удалось добиться увеличения расходов федерального бюджета на образование (на 86%) и науку (на 63%), ученые никаких выгод из этого не извлекли. Дополнительные средства были израсходованы преимущественно на консервацию сложившейся сети академических учреждений и кадрового состава. В результате кризисные явления в системе образования и науки не преодолены, они нарастают.
В результате, по оценке совета, кризис в науке и образовании очень скоро «усугубится и выйдет на поверхность». Он проявится «в виде массового разочарования населения, не получившего вместе с образованием ни ожидаемого социального статуса, ни высокооплачиваемой работы». Кроме того, научный потенциал страны попросту исчезнет, а технологическое отставание России от ведущих экономических держав закрепится окончательно.
Чтобы исправить положение, РОСРО требует от правительства почти в 10 раз увеличить финансирование научных исследований - с нынешних $100 млн. в год до $1-1.5 млрд. Еще $500 млн. нужны академикам на программы развития кадровой, информационной и материальной базы университетов. Эти средства (они составят 0.4% ВВП) должны быть дополнительно выделены из федерального бюджета.
Однако увеличения финансирования, по оценке академиков, недостаточно. РОСРО хочет деньгами распоряжаться сам. По заключению членов совета, «государство не может эффективно распорядиться материальными и интеллектуальными активами академических коллективов иначе, как доверив это им самим. Оно должно передавать финансирование фундаментальных исследований и фундаментального образования в руки академического сообщества».
Если же право распоряжаться деньгами бюджета ученым предоставят, они собираются изменить порядок приватизации образовательных и научных учреждений. Нынешние формы приватизации университетов или НИИ РОСРО считает неэффективными. В условиях, когда государству принадлежит право на материальные активы, а интеллектуальная собственность не закреплена за создавшими ее коллективами, у ученых и преподавателей просто отсутствуют собственные средства для выкупа государственной собственности. В итоге такой выкуп осуществляют инвесторы, заинтересованные только в коммерческом использовании интеллектуальной собственности, а не в продолжении образовательной и научной деятельности. |