Вход Регистрация
Контакты Новости сайта Карта сайта Новости сайта в формате RSS
 
 
Новости для выпускников
МГУ им.Ломоносова
SUBSCRIBE.RU
 
База данных выпускников
 
 
Рассылки Subscribe.ru
Выпускники МГУ
Выпускники ВМиК
Долголетие и омоложение
Дайв-Клуб МГУ
Гольф
Новости психологии
 
Рассылки Maillist.ru
Выпускники МГУ
Активное долголетие, омоложение организма, геропротекторы
 

«Персона грата»: Андрей Сахаров

Размышляя о российском характере, Василий Шукшин писал, как нужен нашему человеку светлый праздник. В одном из рассказов он определял такой праздник как стремление людей к светлому единению, когда всем «вольно и сладостно весело». Надо признать, что нынешней осенью светлого единения не получилось - ни в новый праздничный день, 4 ноября, ни в старый - 7-го. Почему? Об этом - беседа Виталия Ушканова с директором академического Института российской истории Андреем Сахаровым.

- Получается, у нас есть только один праздник, когда можно вольно и сладостно весело проводить время, - Новый год. В День Победы, например, веселиться было бы странно.

Сахаров: Думаю, что для общества переходного периода это нормальное состояние. Мне бы хотелось отправить радиослушателей в 1917-1918-1919 годы. Как тогда праздновали 7 ноября? Какое было единство трудящихся? Никакого! Общество было расколото. Только что закончилась гражданская война, и ни о каком единстве речи идти не могло в принципе. Менялся общественный строй, менялась вся система ценностей. На то, чтобы этот праздник стал всенародным, идеологически осознанным, ушли десятилетия. 90-е годы сломали эту систему и эти ценности, и праздник для значительной части народа, которая выбрала другой путь развития, стал бессмысленным. Поэтому говорить о том, что новый праздник, 4 ноября, сразу будет принят, понят, одобрен и наполнен всеобщим весельем и радостью, было бы наивно. Но мне хочется подчеркнуть, что разница в этих двух праздниках, в этих двух подходах принципиальная. Один праздник (7 ноября) был построен на противостоянии общества, уничтожении одной части общества другой, другой (4 ноября) основан на единении общества в целом. Всего общества, всех слоев населения, представителей разных конфессий и национальностей. Он ценен своей цивилизационной ценностью, попыткой сплотить народ.

- Социологи отмечают, что для большинства россиян 7 ноября, несмотря на официальную отмену, по-прежнему остается особым днем календаря. Больше половины опрошенных считают, что праздник отменили напрасно. С чем, на ваш взгляд, это связано?

Сахаров: Во-первых, с традицией. Во-вторых, с привычкой. В-третьих, значительная часть народа связала себя с этой системой и была этой системе предана, ею взлелеяна и защищена. Беднейшие рабочие, крестьянство, даже после коллективизации, когда кулак был уничтожен, связали себя с социальным реваншем, который они взяли у старого общества. Для этих людей праздник 7 ноября - святое дело. Пока у нас будут обездоленные, униженные, оскорбленные и просто нищие люди, этот праздник будет для них святым.

- Накануне в нашем эфире был Геннадий Андреевич Зюганов, и он поставил рядом знамя Октября и справедливость. А на мои сомнения в том, что такое соседство уместно, лидер коммунистов ответил очень коротко: ну что вы хотите, революция была.

Сахаров: Правильно. Кстати, эта революция уничтожила все праздники, которые были до нее: и религиозные, и праздники правящей династии, и праздники, касающиеся славы русского оружия. Все это было сделано людьми, которые утверждали новые революционные праздники.

- Большевикам не нужна была история?

Сахаров: Она не нужна была в том виде, в котором была. Скажем, им не нужна была первая мировая война. Как считали большевистские идеологи, эта война была империалистической, а потому и не была нужна. Русско-японская война была связана с революцией 1905 года, там были большие идеологические проблемы. Сегодня все это мы оцениваем совершенно иначе.

- Может, это беда любой власти? Любая власть старается историю чуть-чуть припудрить и привести в соответствие со своими представлениями о жизни?

Сахаров: Не чуть-чуть. Любая власть подделывает историю под себя. Для власти, как, впрочем, и для истории, это нормально. Но это совершенно не нормально для науки. Наука, которую я представляю, не должна подделываться ни под одну власть. Свобода, достигнутая сегодня обществом, позволяет и дозволяет историкам свободно оценивать события.

- Может, дело в неточности формулировок? В День независимости граждане задаются вопросом, от кого, а в День народного единства спрашивают, против кого надо объединяться…

Сахаров: Это беда нашего народа, что испокон веков мы привыкли во всем и везде видеть врагов. Ненависть к мнимому или реальному врагу сплачивала и, к сожалению, до сих пор сплачивает людей. Очень часто говорят о том, что День народного единства отмечается потому, что мы победили поляков, освободили Москву. Это действительно так, но это только часть ситуации, сложившейся в то время в России. Говорить надо не о том, что мы встали против врага, а о том, что покончили с раздором и смутой внутри своего народа. А мы опять ищем врагов, опять ищем поляков. Поляки же улыбаются и говорят: «Что ж ищите, вы тем самым поднимаете уровень так называемой польской интервенции в истории Польши». И улыбаются при этом. Потому что такого уровня не было. Главная проблема заключалась в том, что русские люди поднялись против русских. И эту проблему ополчение решило прежде всего.

- То есть, тогда политическая элита смогла консолидироваться?

Сахаров: Не только элита. Консолидировались все слои населения.

- Когда учреждали День народного единства, в качестве одного из аргументов просматривалось стремление власти способствовать укреплению в душах сограждан патриотических чувств. Но в этом году мы смогли с печалью убедиться, что «профессиональные» патриоты попытались сыграть на националистических настроениях, чтобы этот праздник использовать в своих целях. Какой вывод должна сделать власть?

Сахаров: Это очень серьезный момент. Многие сегодня считают себя патриотами: коммунисты, либералы, националисты, экстремисты, скинхеды. Но в реальности и в мировой истории патриотизм как таковой один и носит гуманистический характер. Он основан на уважении личности, к стране, которая оберегает эту личность, на свободах и правах человека. Именно эти чувства вели людей на подвиги, свершения, борьбу за Родину. Искать в этих чувствах националистические устремления, шовинистические тенденции было бы неправильно, поворачивать события в эту сторону очень рискованно, особенно в многонациональной и многоконфессиональной России. Власть должна подчеркивать демократическую и гуманистическую сущность этого праздника. Все другие варианты не достойны внимания.

Досье
Сахаров Андрей Николаевич, директор Института российской истории.
Родился 2 июня 1930 г. в Нижегородской области.
Окончил исторический факультет и заочную аспирантуру МГУ.
Преподавал историю в средней школе.
Работал в журнале «Вопросы истории».
Был главным редактором издательства «Наука», главным редактором Госкомиздата СССР.
С 1993 г. возглавляет Институт российской истории.
Доктор исторических наук. Профессор. Специалист в области истории дипломатии, внешней политики, идеологии культуры Древней Руси.
Автор около 300 научных работ.
Автор школьных учебников истории России и учебников для вузов.
Автор и ответственный редактор русского издания ЮНЕСКО «История человечества» в 7 томах, а также 8-го тома этой серии «История России».
Член-корреспондент РАН.
Член Союза писателей России.
Награжден орденами «Знак почета», «Дружба народов», «За заслуги перед Отечеством» IV степени и медалями.
Женат. Отец и дед.


  Рекомендовать »   Написать редактору  
  Распечатать »
 
  Дата публикации: 08.11.2006  
 

     Дизайн и поддержка: Interface Ltd.

    
Rambler's Top100