|
|
Алена Яковлева: Я готова к ролям комических старух
Инна ВАВУЛИНА
Легкое дыхание Разгар солнечного дня. Киногруппа только что закончила съемки, и все участники процесса разбрелись на обед. Мы ждем ее за столиком на летней площадке кафе гостевого дома "Усадьба", где проходят съемки. Вокруг снуют официанты, накрывая столы для проголодавшихся артистов. Она подходит к нам, и с первого взгляда замечаешь, что глаза у Алены Яковлевой зеленые-презеленые, как весенняя трава. И первый вопрос напросился сам собой: - А у вас глаза с детства такие или это контактные линзы? - Меня часто об этом спрашивают. Да это мои зеленые глаза, от природы. Не знаю, как доказать, вынуть и показать, что ли? - От кого характер достался, от мамы или отца? - У меня характер абсолютно свой. Хотя… Конечно, что-то я взяла от родителей. Мама у меня человек более рациональный. Папа, наверное, больше творческий. Он, как сам неоднократно признавался, живет в другом измерении. Я сама туда иногда попадаю, но это бывает в лучшие моменты моей жизни, когда можно себе позволить заниматься чистым творчеством. Мужчинам легче себе это позволить. У женщины очень много времени и сил занимает забота о семье, домашнее хозяйство. Когда я родила Машу, еще не было памперсов. Я тогда стирала пеленки, а через два часа шла играть Маргариту. Или когда я на интуиции работаю - это тоже папины гены говорят. Но у меня еще очень многое от бабушки. Она тоже была актрисой, работала в провинциальных театрах. От нее мне досталась легкость в мыслях необыкновенная, "легкое дыхание" бунинской эпохи. - И все же кто чаще смотрит на вас из зеркала, папа или мама? - Я раньше была копия папы. Даже Ольга Александровна Аросева говорила, "как странно, ты же никогда с ним не жила, но у тебя его манеры, жесты, в речи его интонации проскальзывают, походка - все абсолютно отцовское". Я очень похожа не столько на самого Юрия Васильевича, сколько на его маму. Когда рассматриваю старые фотографии, наблюдаю просто поразительное сходство. А с возрастом я стала больше похожа на маму. Стало больше ее черт. Дочка - моя копия, но ярче, потому что примешалась кровь Козакова.
Вместо фамилии сменила имя - Фамилию при замужестве вы принципиально не меняли? - Я не один раз выходила замуж, да и к тому же считаю, что менять фамилию Яковлева на Козакова, все равно, что менять фамилию Иванова на Петрова. Это было бы просто смешно. Потом я думала, вдруг папа обидится. Хотя, действительно, часто путаница была ужасная. Я же Елена, по паспорту - чистая тезка другой актрисы, и меня в свое время постоянно изводили этими разговорами про "Интердевочку". Мы ездили на концерты со Спартаком Мишулиным, и он долго объяснял публике, что я не та Яковлева, которая играет в "Современнике". Концерт заканчивался, подходили люди и говорили: "Ой, на экране вы значительно худее"! - Вы после этого сменили имя Елена на Алена? - Ну… меня дома всегда звали Аленой, мне имя Лена или Елена никогда не нравилось, оно только в моем паспорте. Сейчас уже глупо менять фамилию, я не Амалия Мордвинова, дай Бог ей здоровья, но она меняет свою фамилию по-моему уже 8-й или 10-й раз. Ей, наверное, нравится дергать судьбу за ниточку, а я как-то со своей живу и живу. - Ваши родители развелись до вашего рождения… - Мама была замужем до папы и была Лопухиной. Видимо, она считала, что должна брать фамилию мужа, но в третий раз стать Ивановой, мой отчим был Иванов, было как-то совсем уже… А девичья фамилия у нее Мачуйская, у меня дедушка был поляк. Теперь Маша моя хочет быть Яковлевой, я ей говорю: давай ты уже в 16 лет решишь, кто будешь - Козакова, Яковлева или еще какая-нибудь. Потому что поменять фамилию - значит, в какой-то степени поменять судьбу. - Отношения родителей на вас сказывались? - Мы как-то не общались на эту тему. Я выросла с отчимом, в двенадцать лет уехала за границу, в Германию. Мы практически не общались с отцом. Потом я поступила в университет, на факультет журналистики, пошла в студенческий театр к Виктюку. Отец стал в моей жизни появляться значительно позже. Сейчас он больше с Машей общается. Но, знаете, никого нельзя обвинять ни в чем. Было когда-то обидно, потом я привыкла, боль ушла, осталась констатация факта и все.
Встреча с биороботами - Вы учились одновременно на журфаке МГУ и в Щукинском театральном училище. Как вам это удавалось? - Я одновременно поступала в театральный и сдавала сессию в МГУ, семь экзаменов тогда было. В "Щуке" меня послушал Владимир Георгиевич Хлебников. Мама встретила его в кулинарии и сказала, что Алена хочет в артистки. Вот и вынес вердикт: "ну ладно, пусть поступает". Меня взяли, но надо же было с журфака забирать документы! Я выкрала аттестат, сделала копии и вернула в университет копии. Бросать журфак было жалко! Так я и училась в двух вузах, в дневное время, получала две стипендии. И все знания мне в жизни пригодились. Я даже выучила испанский язык. - Вы склонны к авантюрам? - Была немного без башки. Могла сесть в машину и куда-то уехать. Поддавалась на всякие розыгрыши, на полном серьезе пошла на встречу с биороботами. Мне сказали, что я одна из немногих людей, кого тайно избрали для полета на Луну... Я была безответственным человеком, пока не родила дочь. И все как отрезало. Но легкая еще бесшабашность остается. Я практически постоянно хожу в бигуди. Мы же целый день снимаемся, а волосы в местном сыром климате очень быстро раскручиваются, и поэтому я бигуди снимаю прямо перед кадром. Вот недавно и на рынок так ездила. - Не стеснялись? - Наш водитель потом сказал: "Почудили мы с Аленой", потому что реакция была… Такое впечатление, что люди никогда в жизни не видели обычные бигуди. Кто-то хохотал, один мужчина сказал: "Ни фига себе с утра чудище", кто-то начал истерически чихать, одна женщина у виска покрутила. Зато угрей купили, они здесь потрясающие!
Роковая Маргарита - Вы всегда считали себя красивой женщиной? - Никогда не считала. Я была просто жизнерадостной, веселой и обаятельной, не толстая, но фигуристая девушка с круглыми щечками. И все мужчины, которые за мной ухаживали, сначала в МГУ, потом в "Щуке", ходили за мной просто толпами. А потом как-то изменилась форма носа, лицо стало не такое круглое, и вдруг режиссеры, один за другим, стали давать роли роковых красавиц. Сыграла Катерину Ивановну в театре "Модерн", Маргариту. А может, роли на внешность повлияли… Стареть не боюсь. Я ведь характерная актриса, значит, впереди - комические старухи. - И вы морально готовы к роли старух? - Абсолютно. Я недавно встретила Александра Олейникова, который сейчас генеральный продюсер на ТВЦ. Он говорит: "Видел, ты в сериале "Городской романс" уже маму играешь?" А кого еще ? Я за этот год сыграла в кино восемь разных мам. Драматических, комедийных, лирических, сумасшедших. Эта роль в фильме "Водяной", пожалуй, единственная, где я не играю маму. - И кто вы в этом фильме? - Хозяйка гостиницы. Герои приезжают, поселяются в гостинице, и, как в любом хорошем детективе, подозрение падает на всех действующих лиц, в том числе и на меня. Моя героиня тоже роковая женщина. Режиссер молодец, он очень разноплановую роль для меня придумал. Я здесь страшная и по характеру неприятная, не сказать, что милая женщина. - Вы положительных героинь предпочитаете? - Самое трудное - играть положительный персонаж. Вот Ольга в фильме "Все включено". Уж больно она хорошая. Я расковыривала свое нутро, чтобы хоть немного разнообразить характер. Чаще всего мои роли - это или стервы, или убийцы, или психотерапевты, или следователи, как, например, в сериале "Боец". Они не такие уж и плохие, скорее, жесткие. - Вы говорили, что играли роль Маргариты в спектакле по Булгакову. Это произведение в актерской среде окружено мистикой и всяческими суевериями. С вами что-нибудь подобное происходило? - Меня режиссер сделал абсолютно бытовым персонажем. Быт был наказанием за связь с дьяволом. Меня режиссер вопреки тексту оригинала даже оставил жить. "Ты связалась с дьяволом, за это терпи, живи и мучайся". Что же касается мистики, могу вам сказать, что со временем у нас погибли почти все мужчины, игравшие в этом спектакле. Первым выпал из окна сам режиссер, он играл в другом спектакле самоубийцу и лежал в гробу. Мы говорили ему, что не надо этого делать, тем не менее, он это делал. Потом у нас еще один человек разбился в автокатастрофе, двое умерли от рака. Мастера играл Валера Гаркалин, я играла Маргариту. Вот мы еще живы…
НАША СПРАВКА Яковлева Алена (Елена) Юрьевна. Родилась 2 июля 1961 года. Окончила театральное училище имени Щукина в 1985 году. Работает в Театре сатиры с 1985 года. Заслуженная артистка России. Роли в кино: Салон красоты - 1985 (мелодрама) Вечный муж - 1989 (драма) Салон красоты - 2000 (сериал) Времена не выбирают - 2001 Виллисы - 2002 (мелодрама) Козленок в молоке - 2003 (сериал) Боец - 2004 (сериал) Человек безвозвратный - 2006 (драма) Даша Васильева. Любительница частного сыска - 3. Несекретные материалы (2004) Моя прекрасная няня (2004), роль: Женя, жена Виктора Шаталина. Серия 71 - "Отцы и дети". Атаман (2005) Адвокат (2006) В ритме танго (2006), роль: Клара. Все включено (2006), главная роль: Ольга. Иван Подушкин. Джентльмен сыска (2006). 1-й фильм "Букет прекрасных дам" Кто в доме хозяин? (2006), роль: Соня, преподавательница в университете на факультете психологии. Серия "Жертва психоанализа". Русский перевод (2006). Служба 21, или Мыслить надо позитивно (2006), роль: мама Саши.
|
Дизайн и поддержка: Interface Ltd. |
|