|
СРЕДНЕЕ КАЧЕСТВО: Уровень образования в вузах и школах хромает на обе ноги
Работодатели крайне недовольны низким уровнем подготовленности выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений. Об этом свидетельствуют данные социологического исследования, проведенного Центром экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства. По мнению руководителей предприятий, молодым специалистам не хватает коммуникативных навыков, хорошего владения русским языком и, самое главное, глубоких знаний по полученной в институте специальности. В последнее время фраза "нужно совершенствовать качество обучения" все чаще и чаще звучит в выступлениях самых разных людей, как связанных с системой образования, так и не имеющих к ней непосредственного отношения. По мнению ректора МГУ им. Ломоносова Виктора САДОВНИЧЕГО, главной причиной падения "качества" студентов является крайне низкий уровень их школьной подготовки. Причем самые существенные пробелы отмечаются в математике и русском языке. Чтобы ликвидировать их, для студентов-первокурсников порой приходится организовывать дополнительные занятия по освоению азов школьной программы. Представитель же крупной коммерческой компании, связанной с продажей IT-технологий, Николай ПРУШКИН причину слабых знаний выпускников институтов видит в чрезмерном распространении в стране коммерческого высшего образования. "В погоне за прибылью руководители таких вузов стремятся набрать больше студентов. При этом, естественно, страдает качество обучения. По моим данным, из трех тысяч университетов, ведущих в России образовательную деятельность, больше половины не дают студентам необходимого уровня подготовки". На днях в "РИА-новости" прошел "круглый стол", посвященный актуальным проблемам качества образования в России. Поговорить было о чем.
Как спасти качество высшего образования - В 1999 году в стране насчитывалось 2,7 миллиона учащихся вузов. В 2005 году эта цифра выросла до 7 миллионов. Это показатель того, что высшее образование стало не массовым, а фактически всеобщим. Поэтому говорить о его высоком качестве уже не приходится, - таково мнение директора Центра непрерывного образования Академии народного хозяйства при правительстве РФ Татьяны КЛЯЧКО. - В этом году в вузы поступило 1,6 миллиона человек. Школы же закончили 1,3 миллиона человек. Разница в 300 тысяч человек - это те молодые люди, которые закончили школу в прошлые годы. Представляете, сколь велик интерес к получению диплома о высшем образовании! Участники "круглого стола" пришли к выводу, что падение качества высшего образования произошло из-за совершенно необоснованного увеличения количества институтов, университетови академий. Если согласно Российскому законодательству в стране должно быть 170 студентов на 10 тысяч населения, то сейчас мы имеем более 400 студентов на это же количество населения. При этом, по данным Российской академии образования, за последнее десятилетие количество студентов увеличилось в три раза, а преподавателей - только на 20 процентов. Последние вынуждены совмещать работу сразу в нескольких университетах и академиях, а потому они думают не о том, как лучше подать студентам материал, а о том, как бы успеть с одного занятия на другое. Главным виновником падения качества образования чиновники считают государство. По словам депутата Госдумы Олега СМОЛИНА, "Национальный проект образования" - это первый миф. - Если говорить о приоритете образования, то и финансировать его надо в приоритетном порядке, - считает он. - Но государство экономит на образовании. В этом году расходная часть бюджета составила 40 процентов, рост же расходов на образование равен 26,6 процента. Кроме того, по данным Министерства образования и науки РФ, бюджетное финансирование системы образования составляет 40 процентов от потребности. Второй миф - забота государства о качестве образования. До сих пор его обеспечивали бюджетные институты. Что делает государство? Оно сократило бюджетный прием в прошлом году на 5 процентов, в этом - на 10 процентов. И еще одно: в негосударственных высших учебных заведениях качество обучения разное. Лучше всего оно там, где есть своя материально-техническая база. Наша же страна осталась едва ли не единственной в мире, где частные вложения в образование облагаются налогом. А вот Татьяна Клячко считает, что в падении качества высшего образования во многом виноваты сами работодатели. Почти 80% из них требуют, чтобы у сотрудников был диплом о высшем образовании. В погоне за "корочкой" молодые люди зачастую поступают в институты, где уровень преподавания крайне низок. Того же мнения придерживается и председатель Экспертно-аналитического центра Национального фонда подготовки кадров Василий ЖУРАКОВСКИЙ. Он отметил, что обычно студенты имеют теоретические знания. А навыки все равно приобретаются только с опытом. Именно поэтому западные компании тратят 10-15 процентов своей прибыли на подготовку кадров для себя, поощряют грантами студентов, которых хотели бы взять на работу. В России об этом, как правило, не задумываются. Зато работодатели хотят, чтобы у молодых специалистов сразу был практический опыт работы. Удовлетворить такие запросы работодателей могут корпоративные университеты. Это учебные заведения, созданные при поддержке крупных промышленных и финансовых компаний. Два года назад такие корпоративные университеты стали создаваться в МГУ им. Ломоносова. Сейчас их уже пять. Все они имеют статус факультетов. Деньги на содержание преподавателей, оснащение их материально-технической базы, строительство для них учебных корпусов выделяют крупные российские корпорации. Университет же набирает студентов, обучает их, причем акцент делается на ту корпорацию, которая заказывает специалистов.
Как спасти качество школьного образования Качество школьного образования в России тоже далеко от идеала. - Лицо школы - это не только ее ученики и учителя. Это прежде всего ее директор, - считает Виктор Садовничий. - Чем серьезнее он относится к работе, тем выше будет уровень преподавания в его учебном заведении. Я бы предложил в классических университетах открывать курсы подготовки директоров школ. По мнению ректора МГУ им. Ломоносова, прицел в обучении директоров надо делать на административную работу, а один из спецкурсов - напрямую посвятить, как поднимать качество образования во вверенном ему учебном заведении. Ректор МГИМО Анатолий ТОРКУНОВ причину падения качества школьного образования видит в повсеместном распространении экстерната. - О какой бы сфере экономики ни шла речь, сегодня без широкой базовой подготовки не обойтись. Экстернат делает упор на один-два предмета школьной программы. Но для гуманитария не знать, что происходит в сфере естественных наук, - значит лишить себя возможности быть востребованным специалистом. По мнению президента Фонда образования Сергея КОМКОВА, проблема низкого качества школьного образования лежит гораздо глубже, а именно - в пренебрежительном отношении государства к этому вопросу и в отсутствии утвержденных федеральным законом стандартов школьного образования. - В 1992 году из стандартов исключили элемент воспитания. Теперь мы имеем миллионы беспризорников, наркоманов, скинхедов, не желающих учиться. Кроме того, в этом году самый большой процент сокращения бюджетных мест пришелся на педагогические вузы. Складывается впечатление, что школам не нужны учителя. Зато нужны надсмотрщики. Для этого в учебных заведениях местные власти хотят ставить временные или постоянные посты милиции.
ОФИЦИАЛЬНО Валентина ИВАНОВА, заместитель председателя Комитета по науке и образованию Государственной думы: - В последние 8-10 лет качество образования в стране падает. Причин тому много: и снижение контрольных функций со стороны государства, и серьезные экономические потрясения, и мягкие требования к открытию филиалов высших учебных заведений. Сейчас подготовлен федеральный закон об изменениях функционирования Службы по надзору в сфере образования. Мы рассчитываем принять этот закон в осеннюю сессию, чтобы с 1 января 2007 года он вступил в действие. Это, я уверена, скажется на качестве образования как государственных, так и негосударственных учебных заведений. Если говорить об образовании в средней школе, то введение Единого государственного экзамена заложило основы независимой экспертизы качества обучения. На это влияет то, что проводится он не в стенах школы, оценивается не преподавателями этой школы. Вообще ЕГЭ - это оценка работы педагогического коллектива со стороны.
ОПРОС "ВМ" Довольны ли вы качеством своего образования? Эля СУРОВЯТКИНА, студентка Московского государственного университета печати: Оно очень разное. Есть сильные педагоги, есть - слабые. Нередко нам заменяют или просто отменяют какие-то лекции. При этом одни преподаватели добросовестно потом их отчитывают, а другие о них вообще забывают. А вот условия, в которых мы учимся, просто ужасные. Часть аудиторий - это бывшие конюшни. Заниматься в них невозможно.
Максим МЕЛЬНИКОВ, студент Академии им. Плеханова, инженерный факультет: Нет, потому что нет ощущения, что самим дающим образование это нужно. У преподавателей отсутствует стремление проверить это качество, по крайней мере не видно, что они хотят это сделать.
Катя ТИТКОВА, студентка Московского государственного института иностранных языков: Иностранные языки преподаются у нас отлично. А все остальное - постольку-поскольку. Но это не расстраивает, ведь я пошла в этот институт именно затем, чтобы в совершенстве выучить несколько языков.
Анна КРЫЛОВА, студентка Московского государственного открытого педагогического университета им. Шолохова: Качество обучения в нашем вузе - хуже не придумаешь. Занятия отменяются без предупреждения. Нередко преподаватели приносят дискету и говорят: "Тут все мои лекции, перепишите себе". А сами уходят по делам, например, зубы лечить, как нам сказал однажды лектор. Вместо четырех пар бывает только две. О том, что остальные отменены, никто не предупреждает. Методическую литературу и учебные пособия в библиотеке дают не всегда.
Ирина ЗАТОРСКАЯ, студентка факультета мировой политики МГУ им. Ломоносова: На качество преподавания пожаловаться не могу. По крайней мере лекции отменяются редко. А если это и происходит, их обязательно заменяют. Вот только иногда бывают проблемы с аудиториями - у нашего факультета пока нет своего здания.
|