|
Виталий Гинзбург: я против учебной дисциплины «Закон Божий»
1-е сентября. Подготовка к Дню знаний началась еще в середине августа. Рекламные стикеры о распродажах для школьников агрессивно смотрят в каждом вагоне московского метро. Вопросы об образовании, о введении новых предметов или, наоборот, исключении из школьной программы старых открыто обсуждаются на страницах газет. О школьном образовании, консерватизме, введении урока "Основ православия" в школе рассуждает лауреат Нобелевской премии Виталий Гинзбург. Интервью любезно предоставлено нашими коллегами из "Огонька". "Моему мнению о школе очень мало цены: я старый человек, учился очень давно и со школой не связан", - предупреждает лауреат академик Виталий Гинзбург, которому скоро исполнится 90 лет. Академик прошел заочно почти весь школьный курс. "В школе, за партой я учился четыре класса - с 4-го по 7-й, - вспоминает он. - Когда я окончил 7-й класс - а это было в 1931 году, - старшие классы упразднили какие-то идиоты. Окончил семилетку - иди в ФЗУ, хочешь потом в вуз - иди на рабфак. Учили, если говорить о всех предметах в целом, плохо - истории, например, совершенно не было: все время изучали доклад товарища Сталина на каком-то съезде партии - на пятнадцатом, кажется".
2006-08-31 16:28:00
- А где учились? - В 57-й школе, бывшей Французской гимназии - там еще в то время старые учителя оставались. Но в целом плохо все было. Моя жена окончила школу через несколько лет после меня - сужу по ней: образование к тому времени стало лучше. Я далек от сегодняшней системы обучения, но судя по тому, что сейчас учат 11 лет и программа обширна, - образованного человека в средней школе подготовить можно. - То есть вопрос в количестве лет? - Не в количестве - скорее в качестве и в системе. После 7-го класса я работал лаборантом в рентгеновской лаборатории. Когда решил поступить в вуз, за три месяца освоил материал старших классов. - Самостоятельно? - Да, но частично брал уроки. Но в школе я решал, скажем, тысячи задач, потому что заставляли, а тут, в своем режиме, - десять: понял принцип, усвоил - пошел дальше. То же самое с русским языком. - Это плохо? - Судите сами: на втором курсе физфака МГУ у нас был диктант, за который половина студентов получили "неуд", в том числе и я. До сих пор помню, что я написал "колеблящиеся" вместо "колеблющиеся" - и, кстати, до сих пор не уверен, как правильно. Русский письменный я и сейчас знаю плохо, пишу с ошибками - прибегаю к услугам секретарши, которая окончила десятилетку и гораздо грамотнее меня. - Думаете, все же в школе дело? - Дело в том, что есть люди изначально грамотные, а есть неграмотные. Я - из неграмотных. Но для таких, как я, особенно важно пройти полный школьный курс - чтобы заставляли изо дня в день, чтобы задачки на одну и ту же тему. Школа дает автоматизм. Был такой Габриэль Семенович Горелик - профессор в Горьком, потом в московском Физтехе; очень хорошим языком книги писал. Я его однажды спрашиваю: "Как вам удается?" Он - вопросом на вопрос: "Сколько раз в неделю вы писали диктанты?" Я: "Ну, раз в две недели". "А я - каждый день". Никому не советую быстренько проходить курс нескольких школьных лет, никому. Если человек лодырь и не хочет учиться, то сам бог не заставит - но нынешних 11 лет, повторяю, должно хватить, чтобы из школы в большинстве своем выходили нормальные, образованные люди. Тренинг, тренинг и еще раз тренинг. - Меньше 11 лет, думаете, никак? - Мне кажется, что этот срок разумен. Знаний нужных сегодня много, сокращать учебные годы, значит, обречь себя на шапочное знакомство с ними. Сейчас много споров о религии в школе: православная церковь хочет ввести в программы основы православной культуры, по существу - Закон Божий как учебную дисциплину. Я против, и не я один. Но в то же время знания в области основных мировых религий в школе нужны - для понимания истории, общественных процессов, искусства старых мастеров, в конце концов. Я слышал, что Институт истории РАН подготовил такой курс - не с церковных, с научных позиций. Что плохо, насколько я знаю, сейчас есть тенденция к уменьшению школьных курсов естественных наук. Вот проверьте своих коллег, задайте им простой вопрос: почему меняются сезоны? - Времена года? Вращение Земли виновато. - Довольно часто говорят так - при этом думая, что изменяется расстояние от Земли до Солнца. Что неверно. На самом же деле суть в наклоне земной оси к плоскости эклиптики - он меняется, а вместе с ним изменяется и угол падения солнечных лучей… Вижу, вы тоже в этом не сильны. А что говорить о девочках и мальчиках, которым все это до лампочки? - Подозреваю, что я это знал, но забыл. За неиспользуемостью. - Но ведь вы не назовете образованным человеком того, кто тут же не скажет вам имя автора "Евгения Онегина" или "Войны и мира" - даже если он давно не перечитывал эти книги. Допускаю, что это не самый сложный пример. Но при этом школьник вполне способен - и должен - знать, наряду с именами Пушкина и Толстого, устройство атома, про гены и хромосомы... И не считаться при этом талантом - просто для того, чтобы иметь нормальное образование. - Что есть "нормальное" по Виталию Гинзбургу? История - общая и история религий. Русский язык и литература, английский - обязательно, это основной мировой язык. Я его знаю, но писать по-английски не могу - значит, некультурный человек, необразованный… Учить английский в школе в полном объеме, потому что в вузе уже делом надо заниматься, свободно читая то, что тебе надо, по-английски. Точные науки - алгебра, геометрия и тригонометрия понемногу. Химия, основы естествознания. И никакого заочного обучения, никакого экстерна, никакого домашнего образования - если, конечно, ты не болен. Ав-то-ма-тизм важен, а его дает только школа. Может, я консерватор, но все человечество так делает. Чтобы в смене сезонов не путаться.
|