Вход Регистрация
Контакты Новости сайта Карта сайта Новости сайта в формате RSS
 
 
Новости для выпускников
МГУ им.Ломоносова
SUBSCRIBE.RU
 
База данных выпускников
 
 
Рассылки Subscribe.ru
Выпускники МГУ
Выпускники ВМиК
Долголетие и омоложение
Дайв-Клуб МГУ
Гольф
Новости психологии
 
Рассылки Maillist.ru
Выпускники МГУ
Активное долголетие, омоложение организма, геропротекторы
 

Человек, который создал русский Интернет

Артемий Лебедев и его работы.Бизнес генерального директора московской Студии Артемия Лебедева тесно связан с Латвией. Гуру российского web-дизайна в минувшие выходные принимал разработанный его компанией фирменный стиль рижского магазина Reaton Gastronome в Reval Hotеl Latvija. Чуть позднее на выставке своих плакатов на Андрейсале пообщался с . Выставка называется 'Креатив так и прет'. Это - самоирония дизайнера.

Артемий Лебедев (31 год) - москвич, пионер российского профессионального web-дизайна, генеральный директор компании "Студия Артемия Лебедева".

В 23 года он работал с московскими представительствами компаний Xerox, General Motors, Nissan, Procter & Gamble. Среди его заказчиков - Центральный банк России, Hewlett-Packard, поисковая система Yandex.ru и еще более 500 работ.

Автор сайта и фирменного стиля латвийских Azkraukles banka, Reaton, mc2. Праправнук писателя Алексея Толстого ("Хождение по мукам"), сын писательницы Татьяны Толстой ("Кысь"). Первый и единственный преподаватель МГУ без высшего образования. В Риге бывает три-четыре раза в год.

Восемь лет назад, когда рынок web-дизайна в России только появлялся, Артемий работал над русскими сайтами представительств компаний General Motors , Nissan , Xerox и группы Альфа-банк . Его справедливо называют крестным отцом Рунета - на русском сетевом пространстве он опередил всех и остается лидером до сих пор. По числу запросов в сетевых поисковиках г-н Лебедев ненамного отстает от президента Путина. Кстати, дизайн поисковой системы Yandex также разрабатывал он.

В интернет-пространстве на одной шестой части суши Артемий Лебедев стремится к разрушению всех устаревших стереотипов - неважно, в рекламе ли, дизайне, брендинге или других смежных областях. А на выставке в Андреевской гавани, организованной рижской галереей Mg7, сегодня можно увидеть 26 его ироничных работ.

- Плакаты придумываю я сам, это не отнимает времени. Ничего серьезного, никакой прибыли. И слово "креатив" придумал сам, такого нет в русском языке. Для зарабатывания денег занимаемся разработкой фирменных стилей, издательством книг и журналов, знаками, логотипами, графическими и физическими интерфейсами, сайтами, оформлением витрин и интерьеров. В отличие от некоторых можем позволить себе отказаться от заказчика, если наша идея ему не нравится. Так было с мобильным оператором МТС , отказались - и все тут.

- Какова целевая аудитория вашего предприятия?

- Что это такое? Я не знаю. Я не верю в фокус-группы. Люди, которые покупают наши дизайнерские футболки или телефоны, не вписываются в них. Компания Apple тоже не заморачивается прогнозами о своих target group. Один покупатель молодой, другой старый. Один - мальчик, другой - девочка. Как можно их сравнивать? Я не верю в маркетинг. Понятие "целевая аудитория" является главным предметом спекуляции среди маркетологов. Якобы ее можно исследовать, адресовать ей сообщения и продавать что-либо ее представителям. Это бессмысленная ерунда.

Re: на Восток!

- Можно ли получить нормальную отдачу от дизайнерской деятельности в России?

- Чтобы лучше зарабатывать, на прошлой неделе мы открыли свой офис в Гонконге. Все наше производство сейчас переместилось в Китай и на Тайвань. В Латвии мы какое-то время делали керамику, но в Европе есть и более выгодные для производителей страны. Например, Польша.

- И там выгодно?

- Проще сказать, где невыгодно. Книжки свои мы печатаем пока в России, но с почтовыми пересылками в США этот бизнес практически невыгоден. А полиграфия в Китае вместе с почтовыми расходами стоит столько же, сколько производство печатной продукции в России.

Основной бизнес

- На российском рынке сильная конкуренция, но все же мало кто уходит в Юго-Восточную Азию.

- Конкурируют в основном не те, кто производит, а те, кто продает товары и услуги. Появляются новые свободные ниши. Например, мы совсем недавно начали работать в промдизайне, и никто не ожидал, что это станет основным нашим бизнесом. Разработали облик микроволновой печи Sweetheart для компании Samsung Eleсtronics - а такие компании еще не приходили за идеями в Россию. Это вообще беспрецедентный случай для рынка СНГ. Мы им для этой печи создали новый дизайн передней панели, дисплея, интерфейса и графики. Макет делался в Москве, инженерные работы и производство находятся в Южной Корее. У Samsung есть собственное дизайнерское бюро, еще корейцы работают с дизайн-студиями Porsche и Pininfarina , а теперь вот и с нами.

- Многого вы собираетесь достичь в промдизайне? Планирует ли ваша компания выход на рынок США и ЕС?

- В Америке продаются наши клавиатуры Optimus mini three. Сегодня я видел наш чайник-глобус в рижском mc2, то есть мы уже есть на этих рынках. Но офис из Гонконга переносить за океан или в Европу для нас нецелесообразно. В промышленном дизайне у нас есть несколько разработок, но они пока не опубликованы.

Еще мы из крупных работ делали пульты для телевизоров китайской компании BBK Electronics , это крупный игрок на российском рынке. В Латвии эта компания пока неизвестна, но она у вас тоже скоро появится. Кроме того, мы начали рассылать по миру нашу клавиатуру для компьютеров - это то, из-за чего на Западе нас узнали. О ней писали все, от Ekonomist до Der Spiegel. В этой клавиатуре ноу-хау - то, что на каждой кнопке есть дисплей. Что хочешь можно вывести на кнопку: буквы китайские, русские, латышские, "фотошоп" или компьютерные игры. Разумеется, это патентованный товар. Мы все патентуем. Последней мы сделали пепельницу в виде пузыря из комиксов, в разработке находятся часы. Это не ширпотреб.

Всего у нас работает 150 человек. Размеры оборота и прибыли не раскрою, это коммерческая тайна, но разработка сайта в России может стоить 100 тыс. долларов. А сколько стоит наш дизайн печи для Samsung , догадывайтесь сами.

Связи с Латвией

- Еще четыре года назад ваша компания создала имидж сайта Aizkraukles banka . Эта работа не останавливается?

- Даже дом непросто сделать - не то что сайт. Нужны ремонт, обслуживание, замена окон, труб, проводки, перекраска фасада. Посмотрите на фотографии дома, сделанные 10 лет назад, и сравните с тем, что видите сейчас. Лицо банка, разработанное нами 4 года назад, остается тем же, но постоянно возникают новые нужды. Сайт развивается, требуя поддержки.

- Как вы оцениваете развитие рынка дизайнерской одежды? Для вашей компании это перспективная линия?

- В России и Латвии пользовались спросом белые майки с гербом СССР и смешными слоганами "VODKA. Connecting people" и "Превед, медвед!" Наша компания также производит и продает несколько авторских футболок. Смешно, мило. Но это полпроцента от вещей D&G и других кутюрье. У нас на рынке почему-то ничего не производится. Иностранцам нам нечего предложить в виде сувениров. На Западе и в Китае делают что угодно. Сегодня у них возникла мысль - а завтра на рынке появился модный товар. У нас детский сад по сравнению с ними.

- Российские матрешки - это ли не пик дизайнерской мысли?

- Их можно купить в Нью-Йорке и Риге. Отождествлять Москву и Арбат с матрешками - то же самое, что говорить, будто в Риге все покупают "Рижский черный бальзам". На самом деле больше всего разных вещей произйводится в Китае. Больше всего мозгов на один квадратный метр собрано в Америке и Англии. Скандинавы собирают свой стиль из того, что вокруг них растет, - это дерево, а Россия - вообще фарш.

А самая удивительная страна, в которой я был недавно, это Северная Корея. В Пхеньяне вообще нет дизайна. Никакого. Бензина нет, электричества нет, зато повсюду висят портреты отца и сына Кимов. Спальные районы похожи на те, что есть в любом другом городе мира, панельные дома везде в мире одинаковые. Я, правда, не видел дизайна их ракет - но все вещи, что есть у коммунистических корейцев, привезены из Китая.

Воруй по совести

- Как вы относитесь к нарушению авторских прав, к тиражированию работ, например, в Интернете?

- Это есть великое счастье! Пусть крадут, тиражируют. Только пусть не выдают за свое, чтобы заработать на этом, - это раздражает. В Москве недавно один человек, некий писатель Борис Леонтьев, издал книгу про web-дизайн. Я зашел в книжный магазин, посмотрел: это том толщиной 10 cм. С моей работы г-н Леонтьев содрал целую главу, выдав за свою. Мне это не понравилось. В итоге весь тираж этой книги по суду был изъят, а ее автор заплатил мне 2 тысячи долларов. Работают авторские права, работают! В Латвии мы судились с компанией Latvijas keramika , которая выпускала кружки с нашей е-собачкой и продавала в обход нас, в том числе в Москве. Мы судились на сумму в один евро и выиграли. Это было дело принципа.

P.S. Плакаты на выставке забавны - например, любимый постер г-на Лебедева с перечеркнутым ненормативным словом из трех букв: "У нас не матерятся". Эту картинку еще недавно можно было видеть в рижских интернет-клубах и офисах, где работают молодые, то есть не разучившиеся смеяться, менеджеры. Для людей постарше да посолиднее есть плакаты-концепты: оригинальный портрет Джоконды с фотоэффектом красных глаз и цифровой датой на снимке. Или старое, где-то 1943 года, черно-белое фото авиабомбы с надписью мелом "Re: на Берлин!", грузящейся в чрево краснозвездного бомбардировщика.


  Рекомендовать »   Написать редактору  
  Распечатать »
 
  Дата публикации: 14.08.2006  
 

     Дизайн и поддержка: Interface Ltd.

    
Rambler's Top100