|
|
Победа консервативной партии и перспективы иммиграционной политики
Елена Рябинина
20 марта 2006 года недавно назначенный министр гражданства и иммиграции Канады господин Солберг выступил на Форуме по вопросам Общественной Политики (Public Policy Forum). В своей речи он обрисовал основные задачи вверенного ему министерства и основные приоритеты иммиграционной политики Канады, как он их видит. В связи с тем, что это практически первое из его программных заявлений после вступления в должность министра, то имеет смысл провести небольшой анализ его речи. Оценивая в целом и общем работу своего министерства положительно, он подчеркнул высокий профессионализм его сотрудников, как находящихся в Канаде, так и работающих в посольствах за рубежом. Он сказал, что ежегодно 5 тысяч сотрудников министерства обрабатывают около двух миллионов заявлений, и что, по его мнению, работа в министерстве является одной из наиболее тяжелых и сложных в секторе государственной службы. Конечно, далеко не во всем можно согласиться с господином Солбергом, претензий к работе его подчиненных все же хватает. По крайней мере, затянутые сроки рассмотрения дел вызывают вопросы, и вряд ли их можно объяснить высоким профессионализмом работников министерства гражданства и иммиграции Канады. Очевидно, господин Солберг это и сам прекрасно осознает, что следует из его дальнейших высказываний, и сделанный им реверанс в сторону своих подчиненных стоит рассматривать больше как проявление вежливости и стремление не вызывать их недовольства, ведь новому министру с ними работать. Итак, на какие проблемы обратил свое внимание новый министр гражданства и иммиграции Канады? Самым главным, на его взгляд, является скорейшая адаптация тех, кто уже получил иммиграционную визу, после въезда в Канаду. Господин Солберг абсолютно правильно отметил, что в настоящий момент ситуация далека от нормальной, так как образование многих иммигрантов не признается в Канаде, и они вынуждены работать не по специальности. Особенно это относится к врачам и медсестрам, нехватка которых в настоящий момент ощущается в Канаде очень остро. Поэтому, как заявил господин Солберг, изменить ситуацию и облегчить процедуру признания дипломов и квалификации специалистов, иммигрирующих в Канаду, он считает своей приоритетной задачей. По его словам, такая работа уже началась, и сейчас проводится согласование условий признания образования, полученного за рубежом, с соответствующими государственными организациями. Если говорить об этой инициативе господина Солберга, то несомненно она должна принести определенные плоды. По крайней мере, проблем с признанием квалификации у вновь прибывающих иммигрантов должно стать меньше, хотя они вряд ли исчезнут совсем. На мой взгляд, причина непризнания дипломов и квалификации специалистов из-за рубежа состоит не столько в нежелании признавать зарубежное образование соответствующими канадскими органами, сколько в сложной системе лицензирования специалистов в самой Канаде. Та же ситуация с нехваткой докторов в Канаде вызвана как раз тем, что очень трудно поступить в медицинскую школу, и также нелегко получить лицензию. И вряд ли врачам из-за рубежа будет сделать это легче, тут скорее нужно думать об изменении самой системы канадского лицензирования. Тем не менее, работа по предоставлению новым иммигрантам возможности работать по своей специальности может значительно облегчить им жизнь, пусть и не всем. Другой приоритетной задачей господин Солберг считает снижение государственных пошлин, которые платят вновь прибывающие иммигранты. В частности, правительство консерваторов планирует снизить вдвое пошлину Right of Permanent Residence - $975 CAD, которая платится каждым взрослым заявителем перед въездом в Канаду. Таким образом, по видению господина Солберга, у вновь прибывающих иммигрантов будет больше денег на адаптацию в Канаде. Несомненно, лишние деньги никогда не помешают, однако, если сказать честно, речь идет о таких суммах, которые вряд ли могут хоть как-то повлиять на бюджет вновь прибывающих иммигрантов. На фоне того, сколько они должны привезти с собой, и каковы затраты на жизнь в Канаде, вряд ли эта сумма кого-то спасет. Тем не менее, важен сам подход, который указывает на желание сделать на первых порах жизнь прибывающих в Канаду иммигрантов легче. Надо отметить, что в речи господина Солберга красной нитью проходила идея о том, что нужно ускорить процесс адаптации новых иммигрантов в канадское общество, создать для этого условия. Именно для обеспечения этих целей должны быть сокращены сроки рассмотрения заявлений на получение иммиграционных виз, расширена сеть курсов по обучению английскому языку, разработаны программы по обеспечению опеки иммигрантов на их рабочих местах с целью адаптации к новым условиям работы, и тому подобные процедуры. Трудно сказать, насколько успешной будет эта работа. К сожалению, не все так просто, и дело не ограничивается только признанием того или иного образования, или предоставлением возможности изучать язык на бесплатных курсах. В конечном счете, вопрос о приеме того или иного специалиста на работу решает работодатель, и тут в дело вступают его личные преференции и его собственная система оценки. К тому же проблемы иммигрантов не ограничиваются только устройством на работу, их и без этого хватает. Несомненно, и господину Солбергу, и другим чиновникам из государственных органов Канады трудно понять ситуацию, в которой оказывается новый иммигрант, так как они сами через это не прошли, и составляют свое мнение на основе умозрительных заключений, опросов и статистики. Очевидно, что таким образом трудно найти верные направления того, как помочь новым жителям Канады. Это положение во многом порождает скепсис в отношении прогнозов, что выдвигаемые инициативы принесут заметное улучшение. Однако здесь важно другое, а именно что правительство понимает - привлекая иммигрантов, оно не может бросать их на произвол, так как в результате вместо пользы от привлечения квалифицированной рабочей силы оно получает только одни проблемы. И мы надеемся, что этот подход все же сделает адаптацию проще, и правительство с гораздо большим вниманием будет относиться к инициативам самих иммигрантов, которые лучше знают, что им нужно. И, наконец, самое главное, что прозвучало в речи господина Солбрега, хотя и не было особо им выделено. Он заявил, что Канада нуждается в иммигрантах. Это позволяет заключить, что по крайней мере на период пребывания господина Солберга на посту министра иммиграционная политика Канады меняться не будет, ограничений на прием в ближайшее время не предвидится, и та благоприятная ситуация, которая сложилась на сегодняшний день, продлится еще какое-то время. Вопрос только в том, сколь долго господин Солберг пробудет на посту министра гражданства и иммиграции Канады, и каковы будут мысли на этот счет тех, кто придет ему на смену. Дело в том, что в настоящее время все чаще и чаще звучат голоса в пользу изменения самих принципов иммиграционной политики Канады. Например, не так давно во влиятельной газете "Торонто Star", была опубликована статья господина Томпсона, который специализируется на теме иммиграции. В ней он озвучил мысль, что сформировавшийся за последние 15 лет подход по привлечению новых иммигрантов с упором на категорию Skilled Workers возможно не работает так, как задумано. Он говорит о том, что возможно нужно учесть отборочные приоритеты, которые были приняты в Канаде до начала 90-х годов (тогда упор делался на категорию Family Class), которые успешно зарекомендовали себя, судя по результатам текущей статистики тех, кто наиболее хорошо обживается в Канаде. Что, возможно, сейчас снова стоит подумать о привлечении в первую очередь тех, кто имеет родственные связи в Канаде. Кроме того, господин Томпсон предлагает серьезно пересмотреть нынешний подход к отбору квалифицированых работников по категории Skilled Workers Class, сделав отборочные критерии более гибкими для нового типа мигрантов - тех, кто рассматривает Канаду как хорошее место для работы и временного проживания, но совсем не обязательно как место для постоянного жительства. Эти заявления заслуживают серьезного внимания, так как господин Томпсон хорошо знает ситуацию в правительственных кругах и как правило в его статьях отражаются "закулисные" настроения среди тех, кто может определять иммиграционную политику Канады. Не исключено, что таким образом начинается подготовка канадского общественного мнения к изменению иммиграционной политики Канады. Как всегда, давая в конце статьи свою оценку текущей ситуации в сфере иммиграции в Канаду и делая прогноз о перспективах ее развития, я повторю, что настоящий момент благоприятен для тех, кто планирует получить вид на жительство в Канаде. Сроки прохождения иммиграционного процесса по категории Skilled Workers на данный момент составляют примерно один год, что в общем-то неплохо. Также можно надеяться на их сокращение, а также на то, что ситуация для вновь прибывающих иммигрантов должна стать полегче, если инициативы господина Солберга будут реализованы. Однако, как долго сохранится это положение и что будет через год или два, неизвестно. Не исключено, что ситуация может коренным образом измениться не в пользу тех, кто думает о Канаде как о месте для жизни или как о подстраховке на будущее для себя и своей семьи.
|
Дизайн и поддержка: Interface Ltd. |
|