Отечественное образование за последние 15 лет переживает уже четвертую реформу. Каждое правительство считало и считает своим долгом, навести порядок в школах и вузах. Вот и в прошлом году на очередной волне социальных реформ правительство разработало Концепцию модернизации образования, которая представляет ряд предложений минобра по усовершенствованию учебного процесса в школах и вузах.
После вынесения документа на обсуждение, педагоги и ученые в один голос воскликнули: если ее примут в таком виде, стандарты, обозначенные в законе "Об образовании" будут практически похоронены. В списке нынешних предложений министерства, утверждают те, кто уже успел с ними ознакомиться, идея полного "разгосударствления" и, наряду с ним, "европеизации" российского образования просматривается с небывалой доселе четкостью.
Во-первых, концепция дает зеленый свет приватизации учебных заведений, ранее запрещенной законом "Об образовании". Нет, конечно, прямо о переходе учебных заведений в частную собственность никто не говорит, но ведь понятно - что не запрещено законом, то разрешено. К тому же в новом документе идет речь о преобразовании школ и вузов в некие полукоммерческие структуры - автономные некоммерческие организации /Накануне.RU подробно писал об этом еще в июле прошлого года - "Учителя и врачи..." /. Государство отдает имущество в собственность школы или вуза, им разрешается самостоятельно зарабатывать деньги и тратить их, однако и ответственность они будут нести самостоятельно. Государство же в части их финансирования максимально самоустранится. Что это, как не попытка поставить на одну ступень школу и какое-нибудь турагентство?
"Если учебные заведения не будут получать необходимой поддержки из бюджета, это ж надо тогда всю систему образования переводить на платную основу, - говорит ректор Уральского горного университета Николай Косарев, - иначе как содержать здания, платить по счетам и выдавать зарплату педагогам. На мой взгляд, делается очередная попытка переложить ответственность государства на чьи-то плечи: родителей, предприятий, самих учебных заведений".
Наряду с сокращением господдержки школ и вузов, авторы документа не обошли стороной и сам учебный процесс. Результатом повышенного внимания реформаторов к школе стало сокращение учебного плана на 25%. Это означает, что если сейчас девятиклассникам, условно говоря, положены пять-шесть часов математики в неделю, то в скором времени их количество сократится до трех. Более того, не исключено, что из школьной программы, вообще, исчезнут некоторые предметы. Делается это для того, чтобы, якобы, облегчить жизнь российскому школьнику.
"На самом деле, речь идет о том, чтобы под флагом разгрузки школьника чуть ли не в два раза снизить уровень образованности нашей молодежи", - утверждает председатель Уральского отделения Россйиской академии образования Геннадий Романцев .
Но мнение уральских профи от педагогики для российского образовательного министра, ясное дело, не указ. Накануне министр образования РФ Андрей Фурсенко заявил - в западных странах нагрузка на школьников на 30% ниже, чем у нас, а качество образования ничуть не хуже. Простите за непарламентское выражение, но Вы - уважаемый министр, как минимум, врете! Хуже, именно много хуже и европейское, и американское СРЕДНЕЕ образование даже того куцего остатка от былых советских стандартов знаний, что вбивают сегодня в головы российских школяров! И это не голословное утверждение автора, это многократно подтвержденное высказываниями тех же иностранных педагогов, кои имели честь /именно так!/ ознакомиться с нашей образовательной системой. Мы не говорим об элитных университетах, это особая статья любой системы образования любой страны.
Но в том-то и закавыка, что министр Фурсенко, к имени которого накрепко приклеилась горькая шутка ученых : "Был Лысенко, стал Фурсенко", в принципе всеми своими новациями и утверждениями решает вовсе не им поставленную задачу. Задача -сократить, расприватизировать, сократить количество часов, урезать, дополнить платной составляющей - это все исполнение заветной мечты напичканного до отказа либералами той части нашего правительства, что, похоже, жаждет расправиться с остатками прежней нашей гордости - всеобщего доступного и качественного среднего образования. И именно в этом корень проблемы.
Уральские ученые и педагоги с приведенным выше утверждением министра в корне не согласны. "У меня внук недавно побывал в американской школе, - рассказал Накануне.RU Председатель Уральского отделения РАН, академик Валерий Черешнев, - Его учительница попросила решить пример, состоящий из двух несложных действий. Он все это быстренько посчитал в уме и сказал результат. Учительница говорит американским школьникам: давайте проверим. Все достали из карманов компьютеры и начали считать. Одну из задачек внук решил шестью способами, американка жутко удивилась: зачем так много? Вот вам американское образование".
Помимо этого, инициатива г-на Фурсенко и иже с ним грозит обернуться все тем же платным образованием, начиная уже со школьной /!/ скамьи. Вполне понятно, что родителям придется доплачивать педагогу за недостающие часы или же нанимать репетитора, так как вступительные экзамены в ВУЗы пока еще никто не отменял. Те, кто живет в крупных городах, еще, быть может, выкрутятся, а в деревнях, где половина сельских ребятишек и школьные учебники в глаза не видывали. Стань школьное образование платным, к 2010 году число школьников не то, что на 20 прогнозируемых минобром процентов сократится...
Высшее образование по замыслу реформаторов постигнут еще более интересные изменения. Согласно плану минобра все российские ВУЗы будут разделены на три группы. 10-20 ВУЗов получат статус "национальных" и будут полностью финансироваться за счет бюджета, 100-200 ВУЗов будут причислены ко второму эшелону, а все остальные - к третьему. Разница между вторым и третьим эшелоном заключается в том, что тем 100-200 высшим учебным заведениям государство будет выделять деньги на подготовку бакалавров /до четвертого курса/ и магистров /пятый, шестой курс/, а остальным - только на бакалавров. Хотите учиться дальше? Доставайте кошельки.
Крайне маловероятно, что уральские ВУЗы войдут в число "национальных". В элиту наверняка включат прежде всего столичные университеты и академии. Попасть во вторую категорию смогут, скорее всего, ВУЗы широкого профиля, такие как УрГУ, ТюмГУ, ЧелГУ. Ну, а специализированным учебным заведениям от бюджетного пирога даже крошки достанутся едва ли.
Есть и еще один нюанс. Российская система образования в отличие от западной, кроме бакалавриата и магистратуры, имеет еще один уровень: после окончания пятого курса студенту выдается диплом специалиста-инженера. Реформаторы же предлагают взять и исключить этот уровень из образовательной системы. С благими опять же намерениями бюджетной экономии.
Уральскую межвузовскую общественность предложение это потрясло. "Согласно требованиям Гостехнадзора человек, который проучился в нашем университете меньше пяти лет, не может быть допущен к выполнению горных работ. У него нет всего того объема знаний, который необходим при спуске в шахту или бурении скважины. Это вам не общее образование, которое нам предлагают", - возмущается Николай Косарев. Его поддерживают и ректоры ряда других инженерных ВУЗов Урала.
Кстати сказать, на этом отрезке предложения чиновников из минобразования тесно переплетаются с реорганизацией РАН /эта реформа стоит отдельного разговора/. По словам ректора МГУ Виктора Садовничего, если сейчас выпускник ВУЗа в нашей стране является научным специалистом, то бакалавр - это лишь лаборант на его фоне. Удар придется и по фундаментальной науке. Жесткая двухуровневая система высшего образования не предполагает степени кандидата наук. Структурные изменения академического образования, несомненно, повлекут за собой качественные.
"На Западе есть только доктора наук, причем под этим званием может скрываться и аспирант, и профессор, - поясняет Валерий Черешнев. - Кандидату наук нужно пройти еще ого-го сколько, чтобы стать доктором наук -накопить определенный преподавательский и научный опыт. У нас подход совершенно иной. У нас школа научная, традиции. Ведь в Европе доктор наук, получив степень, как правило, уезжает работать в другой вуз, а у нас остается работать в своем".
Что будет с профессиональным образованием в результате воплощения в жизнь пунктов концепции - большой вопрос. Чиновники, якобы, предлагают сделать упор на развитие профтехобразования, ссылаясь на то, что в последние годы это обучающее направление было заброшено, тогда, как в стране остро не хватает столяров и плотников. На сей раз государство, по всей видимости, решило восполнить этот пробел.
"Реальные механизмы ускоренного развития профтехобразования в Концепции не прописаны, - отмечает директор колледжа ремесленников-предпринимателей, кандидат педагогических наук Николай Доронин. - Для того чтобы подготовить первоклассного специалиста, необходимо внести ряд изменений в содержательную часть образовательного процесса, организационную, практическую. Это все за один день не сделаешь, понятно. Но хоть что-то делать надо ".
Большинство профессиональных учебных заведений в рамках перераспределения полномочий уже в этом году отойдут местным бюджетам. А там уж их судьба целиком и полностью будет зависеть от воли местных властей. Чем это наряду с отменой запрета на приватизацию может быть чревато?
Анализируя все вышесказанное, волей-неволей задашься вопросом: ради чего открыт новый виток образовательных реформ? Да, государство целенаправленно пытается сбросить с себя обременительные расходы. Сия напасть постигла не одно ведь только образование: какую не возьми отрасль "социалки" - везде одна и та же картина. Однако есть другое объяснение происходящему. Наша страна вот уже который год собирается вступить в Болонский процесс, или, проще говоря, в европейскую систему образовательных стандартов. Участники этого процесса выдвигают требования, к коим относится и двухуровневая система высшего образования, и сокращение числа школьных уроков, и введение платных дисциплин. Россия шаг за шагом приближается к цели, в то время как педагоги и ученые в один голос утверждают, что то, что "немецкому образованию хорошо, русскому - смерть". Европейские государства денег на поддержку школ и ВУЗов не жалеют, в России же всегда есть риск, что на фоне вымерзающего Приморья, традиционных дальневосточных пожаров, и зауральских наводнений финансироваться образование будет по остаточному принципу.
Возможно, наличие диплома европейского образца и есть жирный плюсик в резюме выпускника, но стоит ли из-за этого рисковать образованием нации, вот вопрос. Впрочем, педагогическая общественность решительно настроена не допустить того, чтобы предложения реформаторов вылились в законодательную форму в сегодняшнем виде. Педагоги ищут компромисс, предлагают поправки в Концепцию /в каком законодательном виде она будет принята пока неясно/, а уже после того, как все они будут сформулированы, Российская академия образования совместно с РАН предложит их правительству. Будет ли от этого какой-нибудь толк, каждый из нас в скором времени ощутит на себе. |