Вход Регистрация
Контакты Новости сайта Карта сайта Новости сайта в формате RSS
 
 
Новости для выпускников
МГУ им.Ломоносова
SUBSCRIBE.RU
 
База данных выпускников
 
 
Рассылки Subscribe.ru
Выпускники МГУ
Выпускники ВМиК
Долголетие и омоложение
Дайв-Клуб МГУ
Гольф
Новости психологии
 
Рассылки Maillist.ru
Выпускники МГУ
Активное долголетие, омоложение организма, геропротекторы
 

Новые театральные имена. Лена Невежина и ее «Mutter»

Беседу со столичным режиссером Еленой Невежиной я начала с вопроса: "Почему вы хотите, чтобы вас непременно называли Леной?" Столкнулась с таким требованием я года полтора назад, когда Лена впервые появилась в нашем городе (тогда она поставила в "Глобусе" спектакль "Белая овца").
- Сейчас мне все равно, а тогда был такой период, когда хотелось что-то поменять, - знаете, как китайские художники по прошествии пяти лет меняют себе имя.
- Образ жизни они тоже меняют?
- Да, они меняют все целиком, радикально. Мне захотелось тоже что-то изменить. Игра - основа театра. А сейчас у меня нет к этому принципиального отношения: полным ли именем меня будут называть или нет.
- Расскажите в двух словах о себе. Как и почему вы пришли в театр?
- О режиссуре я думала еще в школьные годы. Но сначала решила пойти учиться на исторический факультет в университет. И поняла: то, чем я могла бы заниматься в науке, за всю мою жизнь увидит десяток "узких" специалистов (из них - восемь студентов, которые списывают чужие кандидатские диссертации для своих рефератов). Все это меня не устраивает, мне хочется чего-то большего, какой-то отдачи, взаимного обмена энергией.
- Вы хотели попасть именно к Петру Фоменко?
- Вокруг его мастерской был такой ореол славы, все, конечно, к нему хотели поступить. И так совпало, что он набирал курс и я попала к нему, чему я бесконечно счастлива.
- Какое-то родство душ вы с ним ощущаете?
- Безусловно, потому что мастер выбирает учеников "по группе крови".
- А что в нем главное, на ваш взгляд?
- Его интересуют все смачные проявления человеческой жизни, сверху донизу, с бесконечной радостью перед этой жизнью. Он - художник, обретший свою манеру и свое лицо.
- А вы обрели уже свою манеру, свой стиль?
- Не знаю, я бы не сказала, что до конца это произошло.
- Те зрители, которые видели на сцене театра "Глобус" ваш спектакль "Белая овца" и придут теперь на премьеру "Mutter", они удивятся тому, что увидят?
- Мне кажется, что меня они в этой постановке почувствуют. Но спектакль другой.
- Автор пьесы "Mutter" - Вячеслав Дурненков - представитель так называемой новой драмы. Что это такое - "новая драма"?
- На самом деле, конечно, это не "новая", а какая-нибудь "постпостновейшая" драма.
- И все же, кто эти люди, объединенные названием "новая драма"?
- Это все те, кто пытается продвигать новые тексты, новую драматургию.
- А чем же она нова, эта драматургия?
- Пьесы написаны современными людьми сегодня.
- То есть, видимо, язык другой? Стиль другой?
- Естественно.
- Темы какие-то новые, необычные?
- Скорее, может быть, не темы, а повороты тем. Потому что темы, так или иначе, все равно все вечные. Эти пьесы написаны молодыми людьми и про их ощущения этой жизни. У нас ведь в театре что происходит: за редким исключением играют все пьесы 150­летней давности. Сколько ж можно это смотреть?
- А тогда скажите пару слов про драматурга, чью пьесу "Mutter" вы ставите сейчас в нашем "Глобусе".
- Слава Дурненков - замечательный молодой драматург.
- Сколько ему лет?
- Если не ошибаюсь, тридцать три. У нас был в этом году в Ясной Поляне совместный семинар молодых режиссеров и драматургов. Мы там и познакомились. У него есть еще младший брат. Они сначала писали вдвоем, но сейчас разделились, пишут по отдельности. Они из Тольятти. Мне кажется, что у Славы есть какое-то потрясающее чувство языка и особое мироощущение. Он как-то умудряется про больные и волнующие темы говорить мягко, с юмором. У него нет лобовых вещей, в нем отсутствует пафос, но есть настоящее - любовь, воля. Он просто настоящий. Для меня.
- А в пьесе рассказывается о сегодняшнем дне?
- Да, но у Дурненкова герои - во всех его пьесах - очень обобщенные. В пьесе "Mutter" действие происходит в доме престарелых. Но это такой виртуальный дом, это не бытовая история про конкретных людей.
- Что это значит - виртуальные герои?
- Это иные герои, которые не существуют в нашем материальном мире, но существуют в некоем другом мире.
- Значит, зритель должен принять определенные условия игры.
- Все немножко проще. В театре нужно поменьше объяснять, побольше отдаваться действу.
- Смеяться зрители будут?
- Надеюсь.
- Притчевости нет в этом?
- Понимаете, притчевость тянет за собой что-то иносказательно-непонятное и занудное, здесь этого точно нет. Зато есть замечательные перевертыши и повороты.
- Что такое перевертыш? Это значит, что зрителя ждет неожиданный финал?
- Да.
- А жанр какой?
- Ненавижу определять жанр. Я люблю, когда грустно и смешно бывает попеременно.
- Современный театр - это такое "производство", "конвейер"? Вы приезжаете и в очень сжатые сроки ставите спектакль. Можно ли за пару месяцев сделать что-то полноценно?
- Можно, почему нет? Знаете, это как: а можно ли влюбиться с первого взгляда? Декорациями мы занимаемся заранее, макет сдается гораздо раньше. Это как раз не так сложно. А постановка - это встреча с живыми людьми. И эта встреча либо происходит, либо не происходит. Поэтому никакой трагедии в том, что мало времени на постановку, я не вижу.
- А почему вы уже во второй раз ставите именно в "Глобусе"? Вы понравились - и вас пригласили снова. Вам понравилось - и вы согласились?
- Вот вы сами и ответили.
- А предыдущий спектакль "Белая овца" - он вас полностью устроил?
- Я не являюсь перфекционистом. А к своему спектаклю отношусь как к родившемуся ребенку. Когда он рождается - он любимый, и неважно, что у него нос неидеальной формы или кривенькие ножки. Он такой, потому что такие мама с папой. Для меня главное, чтобы это дитя было плодом любви и могло дальше расти, развиваться. Может быть, я так к этому отношусь в силу своей женской природы. Это не в смысле: пусть будет, как будет. Но наступает момент, когда ты понимаешь, что зачатие произошло. Я люблю "Белую овцу" в "Глобусе". Могу об этом честно сказать.
- В спектакль "Mutter" попали некоторые актеры из тех, кто играл у вас в "Белой овце"?
- Тут дело не в том, что в эту работу перешли те, с кем мне было хорошо в той. Это не так. Просто тут акцент на другой возраст, и роли другие.
- А хотели бы снова работать со всеми теми, кто был занят в "Белой овце"?
- Да, я очень полюбила этих артистов и готова с ними работать и дальше.
- Вообще легко с нашими актерами работать?
- Со всеми по-разному, но в целом - легко.
- А если их сравнить с другими? В каких городах, кроме Москвы, вы ставили спектакли?
- В Нижнем Новгороде, в Омске.
- Отличаются ли провинциальные артисты от столичных?
- Все индивидуально. Но с провинциальными иногда в чем-то проще, потому что у них меньше вокруг искушений. И они более преданы своему делу. С актерами "Глобуса" легче работать потому, что через них прошло очень много режиссеров, то есть у них есть опыт работы с разными людьми.
- А что бы вы хотели еще поставить в "Глобусе"?
- Я очень люблю роман Саши Соколова "Школа для дураков".

Людмила Смирнова

Творческое досье

Московский режиссер Лена Невежина окончила МГУ и ГИТИС (мастерская Петра Фоменко). С 1998 года она работает в театре "Сатирикон", где успешно ставит свои спектакли. Также Лена Невежина осуществила постановки в Театре имени Маяковского, в МХТ, в "Et-Cetera". С 2000 года Лена Невежина преподает в Школе-студии МХАТ. А еще она откликается на приглашения разных театров и время от времени приезжает то в Ригу, то в Омск, то в Новосибирск. В новосибирском "Глобусе" Невежина уже поставила "Белую овцу" (по произведениям Даниила Хармса), а теперь трудится над постановкой спектакля "Mutter".


  Рекомендовать »   Написать редактору  
  Распечатать »
 
  Дата публикации: 07.05.2006  
 

     Дизайн и поддержка: Interface Ltd.

    
Rambler's Top100