|
Персона грата»: Александр Абрамов
|
|
|
Римский мудрец Дионисий Катон полагал, что ученость - это сладкий плод горького корня. В России к изначальной горечи корня познания примешиваются дополнительные вкусовые оттенки, если не горькие, то малоприятные. И в сознании сограждан они связаны с модернизацией отечественного образования. Есть ли в системе образования какие-то подвижки? Об этом Виталий Ушканов беседует с членом-корреспондентом Российской академии образования Александром Абрамовым.
Александр Абрамов поддерживает идею приоритетного национального проекта «Образование», потому что для решения проблем такого масштаба нужен именно крупный государственный проект. Сделаны первые шаги: выделены определенные ресурсы. В последнее время в обсуждениях появляются и другие идеи.
Но при всем при том реформы и модернизации наш гость пока не видит. Есть отдельные мероприятия, не самым удачным образом продолжающиеся. Например, один из самых крупных, как говорят, элементов национального проекта - повышение зарплаты классным руководителям и выделение грантов. Само по себе хорошо, что достойные учителя получат достойные по нынешним временам деньги. Но в этой идее есть проблема размежевания между учителями. Объективных критериев нет, могут возникнуть неприятные коллизии. Кроме того, система грантовой раздачи по территории страны не фокусирует усилия учителей и школ вокруг каких-то серьезных целей.
Невозможно сразу сделать так, чтобы всем было хорошо, но нужно думать в этом направлении и напрягать мозги экономистам. Однако когда ограничены ресурсы, нужно делать то, чего не делать нельзя. Очень грамотно определить список первоочередных дел, и он не должен начинаться просто с раздачи денег, пусть даже за хорошую работу. Для начала можно было бы провести инвентаризацию в стране, чтобы понять, что мы имеем. У нас очень много достойных людей, достойных школ, много невостребованных людей и невостребованных идей.
К сожалению, есть много примеров необъективной раздачи грантов во многих сферах. Слишком много бумажной деятельности и формализма при их распределении. Если бы система грантов действовала в XIX-XX веках, никто бы не выдавал их на открытие элементарных частиц, на доказательство великих теорем. Наука не может быть организована так, чтобы действовала только такая система. Сам подход, что нужно внести квоты по каждому региону, формален и достаточно искусственен.
Когда мы идем в будущее, нужно разобраться, что мы имели хорошего в прошлом. Стоит присмотреться к недооцененному советскому опыту организации национальных проектов. Самыми удачными и громкими национальными проектами у нас были атомный и ракетный. И строились они на сочетании творческих людей и мощи административного ресурса. Но руководителем атомного проекта был все-таки Курчатов, а не Берия.
Есть еще очень важный элемент. Александр Абрамов называет его воодушевлением. Проект должен вдохновлять. Люди сами должны прибегать и спрашивать: «Могу я что-то сделать для этого»? Такого пока, к сожалению, нет.
Но есть и позитивные явления: впервые за долгое время речь пошла об ответственности. Ясно обозначены векторы развития. Есть надежда.
Свидетельства тому - последние заявления президента и вице-премьера Медведева, ответственного за национальные проекты. Были сказано то, что раньше боялись произнести. Президент общался с бизнесменами, призывал их прийти в сферу образования, где им есть что делать. Помимо всего прочего, это индустрия, очень серьезная экономика, бизнес мощностью за десяток миллиардов долларов ежегодно. Долгое время была запретной тема налогового благоприятствования, без которого системе образования очень трудно выжить. Но сейчас это стало обсуждаться. Так что подвижки и перспективные декларации есть, дело за организацией.
Досье Абрамов Александр Михайлович, член-корреспондент Российской академии образования. Родился 5 июня 1946 г. в Астрахани. Окончил физико-математическую школу имени Колмогорова, механико-математический университет Московского госуниверситета. После аспирантуры работал в Академии педагогических наук СССР, в издательстве «Просвещение» и во временном научно-исследовательском коллективе «Школа». В начале 1980-х несколько лет руководил советской командой на международных математических олимпиадах. Работал советником министра образования РФ. Возглавлял Институт развития образовательной системы. Член-корреспондент РАО. Кандидат педагогических наук. Автор более 200 научных работ, среди которых школьные учебники по алгебре и началам анализа и геометрии. Председатель совета клуба выпускников физико-математической школы-интерната имени Колмогорова при МГУ. Женат. Отец и дед.
|