Вход Регистрация
Контакты Новости сайта Карта сайта Новости сайта в формате RSS
 
 
Новости для выпускников
МГУ им.Ломоносова
SUBSCRIBE.RU
 
База данных выпускников
 
 
Рассылки Subscribe.ru
Выпускники МГУ
Выпускники ВМиК
Долголетие и омоложение
Дайв-Клуб МГУ
Гольф
Новости психологии
 
Рассылки Maillist.ru
Выпускники МГУ
Активное долголетие, омоложение организма, геропротекторы
 

Соленый фильтр

Елизавета Пономарева

В этом мире много загадочного. Есть даже целые места, где это загадочное обучают, культивируют и пытаются наполнить осознанием чувства собственной неповторимости. Это, конечно, гуманитарные высшие учебные заведения, хотя школы эзотерики и оккультизма тоже недалеко ушли. Впрочем, они-то двигались в сторону получения прибыли, отчего их ареол загадочности несколько поблек.

Возвращаясь к гуманитариям, придется отметить, что судьба загадочного в наше время в лучшем случае напоминает судьбу Чебурашки в магазине игрушек, а в худшем - участь сумки с включившейся электробритвой в холле международного аэропорта.

Места, производящие гуманитариев, предлагают широкий ассортимент, но журналы и газеты не хотят принимать выпускников журфака. Фирмы не хотят выпускников юрфака, а органы юстиции спасаются от них благодаря возрастному цензу. Историков и филологов ждут не дождутся в школах, но сами они спешат куда угодно, только не туда. Специалистов по связям с общественностью вообще никто не хочет, а философам, видимо, остается жить за счет самовоспроизводства философов.

Те же работодатели, кто не распугивает свежих выпускников требованием "опыта работы", уповают на эффект "соленого огурца". Как известно, если положить свежий огурец в одну тару с солеными огурцами, он просолится. А в таком случае зачем вообще было обучать их в вузах?

Но вопрос "зачем?" неправильный, и вопрос "почему?" неправильный. Потому что и сами гуманитарии - неправильные.

На первом занятии первого семестра преподаватель иностранного языка проводит простое тестирование. Просит студентов рассказать, почему они выбрали именно этот факультет. В ответах преобладают вялые "ну, это хороший, известный вуз", а то прорывается и искреннее "так родители сказали".

Что потом происходит с гуманитариями типа "мама сказала, что очень важно получить высшее"? Один такой свежеиспеченный специалист, здоровый накачанный парень, женатый, с ребенком, давно устроенный родителями на теплое местечко в фирме, рыдал на плече хрупкой однокурсницы после выпускного: "Зачем все это? Я хотел быть автомехаником, я ненавижу теорию!"

Есть еще гуманитарии типа "и зачем нас мучают этой логикой?". Они же не понимают, зачем будущим кандидатам наук сдавать экзамен по философии. Вот уж действительно, стоило ли избегать встречи с родными вооруженными силами, чтобы заводить знакомство с неродными философскими теориями.

В классификации гуманитариев можно выделить такие типы, как:


  • гуманитарии "я все равно потом замуж выйду";
  • гуманитарии "я не смог поступить на математический, три раза";
  • гуманитарии "мне сказали, тут легко диплом получить";
  • гуманитарии "в армию пусть дураки идут" и так далее.

    Неудивительно, что порочные цели порождают ущербные результаты. Остается надеяться, что эти огурцы реализуют себя в других банках. Но не только места, но и времена создают гуманитариев.

    Габриэль Тард писал, что упадок философии ведет к извращению понятий и шаткости взглядов. Собственно говоря, уже привел. Чего стоят одни "фашистские" терминологические шатания. Поразительно, как споры о формулировках полностью перекрывают моральные проблемы. Как истаскиваются верные слова. Ранее честно отделявшие добро от зла, они стали комичными в устах дилетантов и гуманитариев "типа". А в итоге страдает вся живая человеческая система. Причем процесс разрушения оказывается цепным, закольцованным. Гуманитарии засомневались в себе, общество засомневалось в гуманитариях, и в итоге собственно обществом заниматься некому.

    И снова неизбежно напрашивается ассоциация со взрывом - после стольких виденных предложений "снести к черту первый гум МГУ" и тому подобных, поступавших в том числе от учащихся этого самого гуманитарного корпуса.

    Итак, гум-выпускники оказались недостаточно солоны для этой жизни. А потому предлагается их сократить, обузить, положить под гнет и со всех сторон прижать. Ввести в уместные рамки. Разместить по банкам. Излишек удалить, часть перевести в ремесленников, т.е. полезных, нужных членов общества.

    Послушать, так можно подумать, что предназначение гуманитариев действительно никому не известно. А ведь оно состоит в том, что именно они и являются гнетом, обузой, сокращением, рамками и ограничителями всего остального. То есть именно той деталью, без которой все летит к чертям. Именно они формируют нормы, рамки, строят дорожки, выложенные желтым кирпичом, раскрашивают кнопку красным и пишут на ней "не нажимать". Возникнув как явление, гуманитарии были и остаются "фильтром на сигарете человечества" (А.Литвиненко), одновременно не только не дающим ему загнуться слишком быстро, но и напоминающим о перспективе мучительной смерти.

    Гуманитарные науки нуждаются в возвращении к смыслу. Именно отказ от него привел к сегодняшнему унылому танцу на месте - танцу потребления. К труду ради потребления, науке ради потребления, политике ради потребления и жизни ради потребления. А в финале - поступление в гуманитарный вуз "ради бабья и бабла".


  •   Рекомендовать »   Написать редактору  
      Распечатать »
     
      Дата публикации: 25.04.2006  
     

         Дизайн и поддержка: Interface Ltd.

        
    Rambler's Top100