|
|
Кто и как может учиться за границей?
В "Комсомолке" собрались специалисты, занимающиеся обучением за рубежом
За границей учились многие знаменитые россияне - от Михаила Ломоносова и Софьи Ковалевской до певицы Алсу. Сейчас импортный "гранит наук" доступен практически каждому. Было бы желание! Нет денег, но есть мозги? Можешь претендовать на президентскую стипендию или импортный грант. Карьера и зарплата удались, а вот со временем напряг? Бери отпуск и езжай на две недели в Англию, на курсы бизнес-английского. Разные варианты учебы за рубежом обсудили за "круглым столом" в "Комсомолке" специалисты из Министерства образования, иностранных представительств, крупнейших вузов и языковых школ. ЦИФРЫ Вариант 1: Получить стипендию или грант
Виктор Николаевич ПЕТРЕНКО, заместитель начальника Управления международного образования и сотрудничества Федерального агентства по образованию РФ. - Молодые ученые, аспиранты и студенты ежегодно выезжают за рубеж по стипендиям Президента Российской Федерации. Каждый год на них выделяется 2 миллиона долларов, получают стипендии порядка 60 аспирантов и 40 студентов. Конкурс открытый, победителей отбирает авторитетная комиссия. Президентские стипендиаты сами выбирают высшее учебное заведение в любой стране, учатся там по индивидуальному плану. А мы просто переводим туда деньги за обучение.
Томас ПРАЛЬ, глава представительства Германской службы академических обменов (DAAD) при посольстве ФРГ в Москве, доктор биологических наук: Из них половина иностранцев, которых мы приглашаем в Германию, вторая половина - немцы, которые едут в другие страны. В прошлом году 3,5 тысячи стипендий получили россияне. В основном это был прямой обмен между вузами. Но 700 стипендий мы присуждаем напрямую здесь, в Москве, в представительстве DAAD. Есть полтора десятка разных программ - отдельно для инженеров, юристов, творческих профессий, летние студенческие школы и т.д. Все стипендии одинаковые: 700-900 евро в месяц для студентов и аспирантов, для молодых ученых от 1300 до 2000 евро, для ученых с докторской степенью до 3,5 тысяч евро в месяц. Стипендиатов выбирает комиссия из российских и немецких профессоров. В 1990-м году у нас было 400 заявок на стипендии и гранты, в 2005 году мы получили 3500 заявок! Победителями стали молодые люди из 158 российских вузов, больше чем из 80 городов РФ. Наших денег не хватает, чтобы выделять побольше стипендий. Поэтому мы вместе с Министерством образования и науки Российской Федерации мы создали новые программы, совместного финансирования. Россия выделила 4 миллиона евро на пять лет. Крупнейшая из новых программ - "Михаил Ломоносов", 150 дополнительных стипендий для молодых ученых и аспирантов в области естественных и тенических наук. В этом году впервые будет объявлен конкурс на стипендии "Иммануил Кант" - по социальным, экономическим, юридическим и общественным наукам. Вместе с коллегами из Министерства сельского хозяйства мы придумали программу "Николай Вавилов" для специальностей, которые важны в современном сельском хозяйстве. Как поучаствовать в конкурсе DAAD? Каждый год 1 сентября мы объявляем о своих стипендиальных предложениях. Принимаем заявки до 30 ноября, отбор производится к марту. И с октября следующего года люди приступают к учебе и научной работе в Германии. Несмотря на то, что немцы - лучшие бюрократы в мире, мы пытаемся облегчить соискателям оформление документов. Нужны лишь элементарные бумаги, чтобы комиссия имела возможность справедливо оценить кандидатов: - автобиография; - успеваемость. Троечников мы не очень любим. Но и к дипломам с отличием с осторожностью относимся. Столько отличников, как в России, нигде в мире нет! Мы обращаем внимание на основные предметы для каждой специальности. Если ты будущий экономист, а по математике тройка - оставайся дома. Зачетку можно перевести и заверить в своем вузе, без нотариуса. Вариант 2: Обмен между вузами Прежде чем строчить заявку на грант, загляните в международный отдел родного университета. И поинтересуйтесь, есть ли у вашей альма-матер программы студенческого обмена с зарубежными вузами. Виктор ПЕТРЕНКО, Министерство образования и науки:
Другая ситуация с Германией, США, Францией, Финляндией, Нидерландами и Великобританией. В этих странах международными обменами занимается не государство, а напрямую регионы или вузы. Они сами подбирают кандидатов для поездок среди наших студентов и ученых. И очень успешно: в этих странах проходят стажировки или учатся около 10 тысяч россиян. И есть еще обмены, которые организуют различные неправительственные организации: Германская служба академических обменов DAAD, Британский совет, Альянс Франсез… Так что возможностей очень много.
Василий Викторович ВАНЧУГОВ, профессор Российского университета дружбы народов, доктор философских наук: - Я хочу напомнить, что учиться за границу ездили всегда - и в античности, и в Древнем Китае, и в средневековой Европе. Это называется академическая мобильность, и не стоит считать ее следствием современной глобализации. Кроме тех межгосударственных договоров, о которых сказал Виктор Николаевич, многие российские вузы заключают двусторонние соглашения об обмене студентами и аспирантами с зарубежными университетами. Напрямую, без участия Министерства образования. У РУДН такие договоры есть с университетами Страсбурга, Бордо, Парижа, Гренобля, Бремена, Торонто, китайскими вузами Шаньдуня, Гуанчжоу и Сианя, тремя университетами арабского Востока. Соглашения подписывают ректор и ученый совет, там четко проработан механизм обмена. Как правило, каждая сторона оплачивает дорогу, а проживание и обучение идут по взаимозачету.Нам помогает то, что РУДН однми из первых в России перешел на систему обучения бакалавриат, магистратура, аспирантура. Зарубежным коллегам теперь все понятно. С привычным для нас дипломом "специалиста" возникали сложности: у них считался вроде бы не бакалавром уже, но еще и не магистром. Кроме того, наши студенты получают за свои успехи не обычные "отлично" или "удовлетворительно", а кредиты. Это своего рода условные единицы, такая система оценки принята во многих странах. Раньше были проблемы: студенту после годичной стажировки приходилось в России пересдавать все экзамены и зачеты. Сейчас уже не важно, в какой стране прослушан курс, к примеру, политологии - он получит определенное количество кредитов. На стажировки мы стараемся отправлять на уровне бакалавриата, с 4 курса - чтобы и язык уже устоялся, и студент четко понимал, что он может взять от Китая или Франции. Опыт показал, что студенты возвращаются оттуда более сознательными. В основном, особенно на первых порах, ездили бюджетные студенты. Они привыкли, что за все платит государство, и здесь учились вроде бы хорошо, но не совсем выкладывались. А там с удивлением узнавали, что можно получать знания еще более интенсивно! Они возвращаются с проработанной в оригинале литературой, с конкретным знанием своего предмета и могут подготовить хорошую дипломную работу. У нас прошло уже около десятка защит бакалаврских дипломов на арабском и французском языках. Вариант 3: Учиться в России, а диплом получить британский
Владимир Владимирович ВЕРЖБИЦКИЙ, руководитель пресс-центра Современной гуманитарной академии:
Сейчас Академия выходит на новый уровень работы. Осенью прошлого года мы стали соучредителем глобальной сети мега-университетов - GMUnet. Мега-университетом считается вуз, где учится больше 100 тысяч человек. СГА - первый российский вуз такого масштаба. С осени 2006 года образовательные программы восемнадцати крупнейших университетов мира, вошедших в GMUnet, будут доступны для студентов в 750 городах России и СНГ! В чем смысл? Например, Индия сегодня занимает первое место в мире по экспорту программного обеспечения. Ясно, что это было бы невозможно без очень хорошей подготовки программистов. Хотите учиться как индийские программисты и сделать такую же блестящую карьеру? Пожалуйста, приходите в учебный центр СГА и выбирайте программу университета им. Индиры Ганди. Академия недавно вошла также в сеть дистанционного обучения Всемирного банка, и теперь нашим студентам доступны учебные курсы этой сети. Можно и соединить дистанционное обучение в России с традиционным обучением за рубежом. Ведь СГА участник Болонского процесса и ее курсы Вам будут засчитывать практически во всех европейских университетах. Всегда возникает вопрос: а насколько качественно дистанционное образование? Технология позволяет нам гарантировать качество образовательной услуги в любом учебном центре. И эту гарантию подтверждает главный показатель качества - успехи 100 тысяч выпускников СГА. По данным нашей социологической службы, 95 процентов наших выпускников трудоустраиваются сразу после окончания академии. КСТАТИ РУДН и Высшая школа экономики работают по программе Манчестерского университета. Образование ведется полностью по стандартам и лицензии британского вуза. Студенты МЭИ получают двойной диплом Технического университета Ильменеау (Тюрингия) после годичной стажировки в Германии. В Академии Народного хозяйства проводится первый в России МВА на немецком языке. Вариант 4: Поступить в зарубежный вуз Стипендии и гранты достаются далеко не всем желающим. А что делать остальным, ничуть не менее умным и талантливым? Можно попытать счастья и поступить в зарубежный вуз - самостоятельно или с помощью образовательного агентства. Пугает, что без сотен тысяч долларов вас в Сорбонне никто не ждет? На самом деле западное образование доступнее, чем мы привыкли считать.
Наталья Юрьевна ПУГАЧЕВА, руководитель отдела зарубежного образования Международного языкового центра Language link: - Наш центр предлагает услуги по обучению в Великобритании, Ирландии, США и Канаде, Новой Зеландии, а также в ряде европейских стран. Спрос на зарубежное образование в последние годы очень вырос. А что это такое и с чем это едят, знают далеко не все. Однажды к нам в офис пришел хорошо одетый молодой человек, лет тридцати пяти, с живыми глазами. И сказал: "Я хочу эту, как ее, я хочу … эм бэ а!" Мы его протестировали. Оказалось, у него практически нулевой английский - но он хочет учиться по модной программе МВА (мастер делового администрирования). В таких случаях приходят на помощь консультанты образовательного агентства. Мы выстраиваем стратегию образования человека и развития его карьеры, исходя из сегодняшнего уровня и цели, к которой он стремится. Дело в том, что системы образования в разных странах заметно отличаются друг от друга. К примеру, у нас в средней школе учатся 11 лет, а в Англии - 13. Поэтому невозможно после выпускного бала в московской школе просто поехать сдавать экзамены в Оксфорд. Мы помогаем найти точки соприкосновения образовательных систем, выстроить мостик наилучшего перехода из одной системы образования в другуюВ данном случае российскому выпускнику стоит, например, поступить на программу Foundation (подготовительный курс) британского вуза. Еще один пример. Пришла к нам семья. Родители очень обеспеченные. Хотят, чтоб дочка училась в Англии. Девочка очень переживала: "Мама, а вдруг я не поступлю?" Мама отвечает: "Не волнуйся, не поступишь - будешь учиться в МГУ". В итоге она поступила в британский вуз, который находится где-то на последних местах в рейтингах. Но поступила!. Каждый получает то, что он хочет и на что способен. Даже богатый человек может никауда не поступить. А не очень состоятельный - стать студентом престижного университета. Есть масса стипендий именно для учебы в вузах - информацию о них можно найти на сайте Британского совета. Да и сами учебные заведения часто предлагают стипендии для талантливых абитуриентов.
Сергей Владимирович ЧУСОВ, директор московского представительства негосударственного учреждения дополнительного образования "Скандинавская школа": - "Скандинавская школа" открыта в 2000 году году при поддержке Совета Министров Северных Стран. Сначала мы работали только в Санкт-Петербурге, недавно появилось представительство в Москве. Для столицы северная Европа - регион пока мало знакомый. Лишь в этом году на образовательные выставки в Москву впервые приехали вузы из Швеции и Финляндии. Так что наша задача - в первую очередь предоставить москвичам информацию. А то, бывает, нам звонят и путают Исландию с Ирландией или думают, что в Исландии говорят по-английски… Хотелось бы, чтобы москвичи больше узнали о скандинавских странах. Потому что они уникальны: за исключением Дании, образование там бесплатное. Вы можете приехать в Швецию, Финляндию, Норвегию, поступить в университет и учиться совершенно бесплатно. Правда, для этого в большинстве случае придется сдать тест по государственному языку. Выучить финский, шведский, датский, норвежский и даже исландский языки можно в Москве, на курсах в "Скандинавской школе". Слушателей наших курсов мы пять раз в год отправляем на лингвистические стажировки в Финляндию и Швецию. Опять же: за занятия платить не придется, деньги нужны лишь на дорогу и пансион. Это очень небольшие суммы, около 300 евро за 5 дней. Валентина Алексеевна МИШИНА, заведующая отделом образовательных программ НОУДО "Скандинавская школа":
Требования для поступления на магистерские программы: - в дипломе или справке об успеваемости по основным предметам должны быть пятерки или четверки (средний балл 4,5). Первое высшее образование (бакалавриат): - возраст не младше 18 лет, отучиться 1 год в российском вузе. - знание финского, шведского или норвежского языка Преподавание на магистерских программах ведется на английском языке. А большинство программ в бакалавриате преподаются на родных языках. Вступительных экзаменов нет, за исключением самым популярных магистерских программ по бизнесу и экономике - там придется пройти собеседование. В основном же принимают на основании документов. Что касается финансовой стороны дела, само образование бесплатное, Но для обеспечения вашего проживания в стране посольство потребует справку из банка о том, что у вас не счету достаточно денег. Для Финляндии это 5 тысяч евро на год обучения, для Швеции 7 тысяч. Предполагается, что эти деньги вы будете расходовать на оплату общежития, питание, книги и свой досуг. ЭТО ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
У всех на слуху Гарвард, Сорбонна, Кембридж… Но стоит ли всеми силами стремиться поступить только в самый престижный вуз? Вот что советуют специалисты: - Мы никогда не говорим: "Выбирайте только в Кембридж, там лучше всего". Выбирать университет надо исходя из специальности, по которой предстоит учиться. Если вы мечтаете о карьере стоматолога, то University of Glasgow вам подойдет больше, чем Оксфорд Сотрудники агентства подскажут, какой вуз готовит лучших специалистов в интересующей вас области и поможет подготовить все необходимые документы для зачисления в Университет и организовать саму поездку.
Валентина МИШИНА, "Скандинавская школа":
- В рейтинг вузов Европы (http://www.webometrics.info/) первые три места занимают университеты Великобритании: Кембридж, Оксфорд, Эдинубург. На 4 месте Цюрихский технологический университет в Швейцарии. А вот 5 и 6 места занимают университет Хельсинки и Линчепингский университет в Швеции! А ведь немногие знают, что в северной Европе можно получить такое же качественное образование, как в Англии. В Финляндии сейчас доля иностранцев среди студентов составляет 17,8%, в Швеции 7,5%. Почему выбирают Швецию? Здесь очень высокие стандарты образования и великолепные традиции. Упсальский университет был основан в 15 веке, он один из самых старых в мире! Какие специальности имеет смысл изучать именно в Скандинавии? В Швеции - дизайн, технологию машиностроения, экономику и юриспруденцию. В Финляндии самые популярные направления - сельское хозяйство и экология. В Норвегии - нефтяные программы и морское право. Томас ПРАЛЬ, DAAD:
Вариант 5: Учить иностранный язык на его родине
Олег Абдуганиевич ХАМДАМОВ, директор программы EF International Language Schools компании English First: - Компания English First - одна из крупных мировых языковых компаний, она была образована в 1965 году в Швеции. Представлена она в очень многих странах мира. У English First порядка 100 офисов по миру. Отличительной чертой нашей компании является то, что мы отправляем студентов только в наши собственные школы в 30 странах мира. Это Великобритания, Ирландия, Германия, США, Новая Зеландия, Австралия... Помимо английского языка, мы предлагаем обучение и немецкому, французскому, испанскому, итальянскому языкам. Еще одна особенность English First в том, что используем уникальную методику преподавания английского языка, EfektaSystem. Она была разработана нашими лингвистами в Массачусетсе и применяется во всех школах English First. Суть методики в совмещении работы преподавателя и интернет-технологий. Это дает возможность студентам за короткий период времени заметно улучшить знания английского языка. Электронные тесты дают возможность отслеживать, в чем студент продвигается быстрее, а где у него пробелы в знаниях. Исходя из этой информации преподаватель смещает акценты в занятиях: кому-то надо "подтянуть" грамматику, кому-то больше разговаривать и т.д. Это очень гибкая система, она адаптируется под конкретного ученика. Формы занятий очень разные: например, работа в интернет-лабораториях или лекции приглашенных преподавателей - они нужны, чтобы студент прочувствовал разные нюансы яызыка, а не привыкал к одному учителю. Мы уделяем много внимания подбору преподавателей для школ English First. Кроме университетских дипломов у многих есть степень МВА. Большинство работают в системе образования не менее семи лет, как правило, опыт преподавания они нарабатывали в крупнейших вузах своих стран. Примерно половину наших клиентов составляют студенты. Но практически каждый человек, который приходит в компанию English First и хочет поехать за границу, чтобы получше выучить иностранный язык, найдет для себя что-то подходящее. Спектр программ и для детей, и для взрослых очень разнообразен. И подготовка студентов к поступлению в зарубежные вузы, и программы МВА, и корпоративные курсы бизнес-английского. Есть короткие языковые курсы, начиная с 2 недель, куда можно поехать в отпуск или на каникулы. У нас довольно многих таких клиентов - тридцати, сорокалетних людей, которые предпочитают использовать свой отпуск для учебы. Мы отправляем студентов учить язык только в те страны, где он является государственным. Таким образом человек попадает в языковую среду, а мы помогаем ему максимально к ней адаптироваться. Даже поездка всего на 2 недели может быть очень полезной. Но все зависит от человека. Если у вас сейчас достаточно хороший уровень знания языка (скажем, Intermediate), за пару недель вы "разговоритесь", научитесь использовать свои знания. А если вы знаете лишь пару слов, все две недели уйду на адаптацию, а не учебу. В таком случае мы рекомендуем пройти начальный курс здесь, в России, и поехать на более долгий срок, 3-4 недели. Это будет логичнее в том числе и с финансовой точки зрения, все-таки языковые курсы за границей стоят немалых денег, и лучше тратить их эффективно. В любом случае даже с элементарным уровнем языка имеет смысл поучиться за границей. Стоит ли отправлять в летний языковой лагерь или в школу маленьких детей, скажем, пятиклассников? По-моему, да. В первую очередь потому, что ребенок получает опыт общения в интернациональной компании. Многие наши студенты первый раз поехали учиться за границу еще детьми. Повзрослев, они снова хотят окунуться в эту атмосферу и выбирают уже одну из "взрослых" программ. Для нас самый важный критерий успеха - когда клиенты после первой поездки приходят к нам снова.
|
Дизайн и поддержка: Interface Ltd. |
|