Вход Регистрация
Контакты Новости сайта Карта сайта Новости сайта в формате RSS
 
 
Новости для выпускников
МГУ им.Ломоносова
SUBSCRIBE.RU
 
База данных выпускников
 
 
Рассылки Subscribe.ru
Выпускники МГУ
Выпускники ВМиК
Долголетие и омоложение
Дайв-Клуб МГУ
Гольф
Новости психологии
 
Рассылки Maillist.ru
Выпускники МГУ
Активное долголетие, омоложение организма, геропротекторы
 

Деградация вузовского статуса

Ольга Павликова

Деградация вузовского статуса
Качество образования студентов резко падает
Российское образование стремительно теряет свои позиции. К такому выводу пришли эксперты независимых агентств, оценивающих состояние вузов. Несмотря на оптимистические заявления чиновников и бодрый рост цен на обучение в ведущих вузах страны, директора крупных компаний давно забили тревогу: некого брать на работу, кадры пошли не те!

По словам работодателей, нынешние молодые специалисты нецелеустремленны, необучаемы и, что еще хуже, зачастую не обладают элементарными знаниями в своей профессии. Выпускники технических специальностей, к примеру, не могут нарисовать электрическую цепь, а экономисты - составить бизнес-план. По данным независимого агентства «Рейтор», только в Приволжском федеральном округе неудовлетворительную оценку своим новоприбывшим сотрудникам поставили более 30 процентов опрошенных работодателей.

На разных языках

Причина регресса высшего образования оказалось неожиданной: то, что хотят видеть в студенте преподаватели и работодатели, как говорят в Одессе, две большие разницы. В вузах считают, что пятикурснику в первую очередь необходимо иметь определенный набор теоретических знаний, а на работе от него требуют живой практики, а не «бесплодной теории». «Они словно говорят на разных языках, - удивляется Ирина Артюшина, директор агентства «Рейтинг образовательных ресурсов». - Наниматели рассчитывают на мобильного сотрудника, с широким кругозором, способного к дальнейшему самообразованию, а в институтах из них годами растят узких специалистов».

Артюшина связывает ухудшение уровня образования выпускников высших учебных заведений еще и с тем, что научно-техническая база стремительно устаревает, а обновлять ее не собираются. Студентов учат работать на оборудовании, которое уже не применяется даже в самых отдаленных уголках России. При этом преподаватели, освоившие технику за десятилетия трудового стажа, зачастую сами не видят необходимости в ее замене. «Когда мы задавали ректорам вопрос: чего вам не хватает для усовершенствования образовательного процесса, абсолютное большинство отвечали - площадей, новых корпусов, другими словами, квадратных метров, и только единицы из них вспомнили про компьютеры семидесятых годов и микроскопы шестидесятых», - рассказывает Артюшина.

И такая тенденция - не только на технических факультетах, но и на гуманитарных. На многих филфаках русский язык изучают по книгам, выпущенным в шестидесятых. И это при том, что любой профессиональный филолог знает: язык - живой организм, который постоянно меняется.

Еще одна черта современного российского образования - молодые преподаватели стали дефицитом. Работают, как правило, те, кому за сорок и даже за пятьдесят. А на многих факультетах профессоров моложе шестидесяти днем с огнем не найти. Зато на отделениях менеджмента и IT-технологий наблюдается обратная тенденция, когда люди не успели толком отучиться и сразу встают за кафедру.

Из лучших - в худшие

Тенденция последних лет - резкое падение качества образования в «брендовых» вузах. Их аббревиатура у всех еще на слуху, и поток абитуриентов не иссякает, только вот работодатели стремятся теперь нанимать выпускников смежных, пусть и менее знаменитых, но более прогрессивных институтов. Так знамя лучших вузов Поволжья, хоть и неофициально, но уже переходит от саратовских и нижегородских к пензенским, уфимским и самарским институтам и университетам. Выпускники этих заведений и зарплату получают большую, и карьеру строят успешнее. Причина такого «ребрендинга» в том, что ректора именитых учебных заведений зачастую не имеют реального представления о качестве даваемого ими образования. У них просто нет возможности проводить мониторинг профессиональной успешности выпускаемых специалистов. «Даже когда читаешь рекламные буклеты вузов, сразу замечаешь: обязательно вспоминают про какую-то выпускницу, которая десять лет назад закончила их заведение и теперь работает в некой американской компании. И ни слова о том, как живут и сколько зарабатывают прошлогодние выпускники!» - восклицает Ирина Артюшина. Проблема кроется еще и в том, что вузовские управленцы, помня об успехах многолетней давности, не совершенствуя учебники, не меняя материально-техническую базу, уверены в том, что смогут по-прежнему оставаться на коне. «Нам же это удавалось делать десятилетиями, зачем что-то менять?» - рассуждает большинство из них. В то время как менее известные институты, изо всех стараясь привлечь к себе новых студентов, создают на базе своего заведения экспериментальные инновационные программы, договариваются с различными коммерческими структурами о прохождении летней практики на их предприятиях. Но все же практически ни в одном из региональных вузов до сих пор и не слышали о системе международного обмена, получении дипломов MBA или завоевывании грантов путем участия в дистанционных олимпиадах.

Но главное, администрация вузов, объявляя набор, практически не ориентируется на рынок: будет спрос на таких выпускников или нет, сколько специалистов данного профиля ежегодно требуется в их городе или регионе и сколько выпускается? В результате в одной только Уфе действуют 30 экономических факультетов, выпускники которых впоследствии вынуждены трудиться простыми рабочими наравне с выпускниками техникумов и училищ. «В этом в первую очередь виноваты сами молодые люди. Они хотят стать банкирами, экономистами или управленцами только потому, что там платят большие зарплаты, а вовсе не по зову сердца, - говорит руководитель рейтингового проекта. - А учебные заведения в этой ситуации лишь удовлетворяют их спрос».

Студенческой "лимиты" в Москве скоро не будет

Кроме того, за последние десять лет одиннадцатиклассники стали менее уверены в себе. Они больше не едут учиться в Москву или в Санкт-Петербург, опасаясь бытовых и финансовых трудностей. По данным агентства «Рейтор», если еще в начале девяностых в Плехановской академии было около 90 процентов приезжих и только 10 процентов москвичей, то сейчас все наоборот - из регионов уже почти никто не едет. Психологи объясняют это пессимистическими настроениями в семье. Родители будущих студентов за последние годы пережили столько трудных моментов, что просто перестали верить в рассказы о бесплатном поступлении и об удачной столичной карьере.

Виноваты в этом отчасти и сами работодатели. По их мнению, взять студента со столичным дипломом хлопотнее: он лучше знает свои права, требует предоставить ему жилье, у него другие зарплатные амбиции.

Сами руководители вузов придерживаются иной позиции. По мнению Ольги Сага, помощника ректора Ульяновского государственного университета, получившего одно из последних мест в рейтинге вузов Приволжского федерального округа, в исследовательскую выборку «Рейтора» попали наименее развитые и востребованные факультеты УГУ, а в остальном у них полное сотрудничество и взаимопонимание с работодателями.

В МГУ вообще отрицают падение качества образования российских выпускников. По их данным получается все как раз наоборот - зарплаты молодых специалистов растут, и карьера идет только в гору. «Как мне кажется, нельзя оценивать уровень знаний специалиста, опираясь исключительно на мнение работодателей, - заявил «Газете» проректор МГУ Владимир Миронов. - К примеру, от выпускника филологического факультета нанимателю нужно лишь знание 2-3 языков, а эрудированность и глубинные знания других дисциплин его не интересуют». Может быть, поэтому по зарплате выпускников первый вуз страны всего лишь на девятом месте.

 

  Рекомендовать »   Написать редактору  
  Распечатать »
 
  Дата публикации: 01.03.2006  
 

     Дизайн и поддержка: Interface Ltd.

    
Rambler's Top100