10 и 11 февраля в клубе Gogol’ Псой Галактионович Короленко представил нам свой новый диск "С чего начинается родина?". Почему "нам"? Весь новый проект Псоя создавался в рамках творческого объединения NOS, а "nos" на многих европейских языках, происходящих от латыни, означает "мы". В том числе и на идиш, практически утраченном в наши дни языке восточноевропейских евреев: именно на идиш Псой Короленко перепел советские песни, составившие его новый диск.
Когда идешь слушать Псоя Галактионовича, ожидать можно чего угодно. И правда, ведь столько всего может "накрутить" этот перформансист. Павел Эдуардович Лион, как в миру зовут Короленко, профессиональный филолог, преподаватель МГУ, часто иронизирует над советской эпохой, КСП, русским роком. В своем творчестве он смешивает французский шансон, бардовскую традицию и городской романс, порой перемежая это все музыкой восточноевропейских евреев - "клезмер".
На его концертах часто кажется, что вот-вот кто-то встанет и заорет, как на патриотическом митинге: "Псой Галактионович, не трожь святое!". "Пиарит" Псоя Независимая Продюсерская группа с красноречивым названием " BAd TaStE " - "Плохой вкус". На этот раз Короленко выступал не с собственноручно созданным инструментом "Гармоха", переделанном из синтезатора-самоиграйки, а собрал целый коллектив профессиональных музыкантов - кларнет, скрипка, аккордеон, клавиши, бас, ударные.
Кларнетист Геннадий Фомин заиграл " Der Gasn Nign ", пожалуй, самую известную еврейскую мелодию, "стандарт" клезмер-музыки, которая плавно сменилась "Un Vu Iz Der Onheyb Fun Foterland" - так на идиш звучит название "С чего начинается родина". Без этой песни также трудно представить советскую эпоху, как музыку клезмер без витиеватого кларнета. Мелодия полетела по залу, смешиваясь с клубами табачного дыма, и вызывая не ностальгию (возраст большинства зрителей не превышал 25 лет), а чувство удивления и неожиданности. В ней не осталось и следа какой-либо идеологии. Песня больше не принадлежала советской эпохе. Все то мрачное, страшное, стойко ассоциировавшееся с той эпохой, осыпалось сигаретным пеплом на дощатый пол клуба, под ноги новому поколению.
Псой Галактионович то почти плакал вместе с кларнетом, когда пел песню "Журавли" (памятную по неподражаемому исполнению Марка Бернеса), то пускался в пляс под "Травы, травы, травы", то под песню из кинофильма "Семнадцать мгновений весны" характерным "еврейским" жестом щепоткой пальцев оттягивал отсутствующую жилетку. Даже детская песенка про крошку енота звучала как на еврейской свадьбе где-нибудь в Одессе во времена Бени Крика.
Ваня Жук, блюзовый гитарист и лидер собственного проекта "Наеховичи", перед началом посетовал, что мало места для танцев и порекомендовал зрителям "потанцевать у себя в воображении". После первой песни "про дорогу в Таганрог" он уже удивлялся, как на маленьком пятачке у сцены может поместиться столько пляшущих зрителей. |