|
|
Двойка по поведению в обществе
Мария Подцероб
Испокон веков считалось, что человек с хорошими манерами производит благоприятное впечатление и вызывает уважение у окружающих. Тем не менее в отечественном бизнесе правилам поведения в обществе до недавних пор не придавали особого значения. Однако все течет, все изменяется: в моду вошли тренинги по этикету, а книги на эту тему стали разлетаться с прилавков магазинов.
В старые времена по поведению человека можно было сказать, из какого он социального круга и каковы его нравственные ценности, говорят психологи. В современном обществе “все социальные слои перемешались, возникли новые межкультурные и межнациональные связи. Поэтому требуется выработать некие усредненные нормы этикета, которые подходили бы всем”, утверждает Ольга Чернышева, психолог с кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ. Книгой да по этикету… Однако, похоже, эти усредненные нормы пока выработать не удается, и не только в России. Например, китайцы обожают смачно сплевывать на публике и толкаться локтями, а также бросать косточки прямо на пол ресторана, сообщает английская газета The Independent. Да и слова “спасибо” и “пожалуйста”, по ее едкому замечанию, не самые популярные в китайском языке. В связи с этим мэр Пекина справедливо опасается, как бы самой ответственной частью подготовки к Олимпийским играм 2008 г. не оказалось улучшение манер жителей города. “Публика может не встать при исполнении государственного гимна другой страны и отказаться приветствовать своих спортсменов, если они не выигрывают”, - сетует он. Примечательно, что даже в Великобритании, которая веками считалась родиной истинных леди и джентльменов, то и дело возникают аналогичные проблемы. Так, совсем недавно Русская служба BBC сообщила о скандале, случившемся на британском ТВ и получившем широкую огласку. Оказывается, в прошлом году сеть закусочных Kentucky Fried Chicken запустила в эфир свой новый рекламный ролик, в котором героиня пела… с набитым ртом. После этого на телевидение посыпался град писем от оскорбленных зрителей, а книжные магазины Великобритании перевыполнили план по продаже книг о хороших манерах и правилах поведения за столом! Внешняя сторона внутренней культуры В России таких громких скандалов пока не было, хотя многие телевизионные рекламные ролики и щиты с наружной рекламой вызывают возмущение у большинства людей. “В постсоветские времена мы потеряли четкое представление о том, что такое хорошо, а что такое плохо. Отсюда бескультурье и несоблюдение этикета”, - полагает Алла Шемшурина, профессор этики и заведующая лабораторией воспитания нравственно-этической культуры государственного НИИ семьи и воспитания. “Этикет - это не просто умение грамотно держать вилку и нож. Это внешнее проявление нравственной и этической позиции человека”, - добавляет она. Беда российского общества, на ее взгляд, состоит в том, что многие воспринимают этикет как формальное следование определенным правилам. “Люди берут только внешнюю сторону, но не подкрепляют ее внутренним духовным содержанием”, - сетует Шемшурина. По ее мнению, россияне должны выработать для себя шкалу нравственных и этических ценностей. Иначе этикет и хорошие манеры так и останутся проформой. Но, похоже, не все хотят тратить время на поиски новых идеалов. Тем более что, по мнению некоторых, мы их никогда и не теряли. “Меня воспитывала моя бабушка, человек другой эпохи. Именно она привила мне исконно русские духовные ценности и хорошие манеры. Сегодня я передаю свои знания моим ученикам”, - говорит Ирина Каминская, руководитель института благородных девиц и школы Натальи Нестеровой. В институте этикет изучают в течение трех лет. Причем барышням преподают отдельно три разных вида этикета: общий, светский и деловой. “Пусть наших выпускников мало, но они несут в общество хорошие манеры и воспитают своих детей в том же духе”, - объясняет Каминская. Она добавляет, что этикету учат и в школе Натальи Нестеровой, где этот предмет преподают со второго класса. “Мы не просто прививаем детям хорошие манеры. Мы рассказываем им, что этикет - это образ жизни, которому они должны всегда следовать”, - говорит Каминская и добавляет, что в последнее время интерес к этим занятиям сильно вырос. “Классы по этикету носят факультативный характер, но все больше родителей отдают туда своих детей. Они понимают, что ребенку в будущем пригодятся эти знания”, - отмечает она. Большой популярностью пользуются сегодня и курсы по этикету для взрослой аудитории. Так, Екатерина Чернова, руководитель отдела внешнего обучения тренинговой компании “АРК бизнес групп”, отмечает, что в последнее время сильно вырос спрос на тренинг “Бизнес-этикет. Игра по правилам”. Слушателей обучают классическому этикету и нормам поведения в современном бизнес-сообществе. “Например, мы объясняем, что неприлично отвлекаться во время переговоров на мобильный телефон. Нужно либо выключить его, либо коротко ответить, попросив перезвонить позднее”, - рассказывает Чернова. Она делит аудиторию тренинга на две группы. В первую входят вчерашние выпускники вузов, которые только пришли на работу в международные компании и хотят соответствовать принятому там стандарту поведения. Вторая группа - это люди, давно работающие в бизнесе, но с годами осознавшие всю важность этикета в деловых отношениях. Книжные магазины тоже отмечают интерес россиян к литературе по этикету. Так, в “Доме книги в Сокольниках” утверждают, что покупатели постоянно спрашивают книги на эту тему. А Вероника Быкова, менеджер по закупкам книжного магазина “Москва”, говорит: “Эти книги хорошо продаются. В последнее время покупателей особенно интересуют пособия по дресс-коду”. Однако, отмечает она, интерес к этикету носит поверхностный характер. “Люди хотят знать, как одеваться или как дарить подарки, но более тонкими проблемами этикета почти не интересуются”, - говорит она. “Обычному человеку не нужно знать все тонкости этикета. Достаточно следовать общеустановленным нормам”, - проясняет ситуацию Каминская из института Натальи Нестеровой. Учите правила! Может быть, не каждый стремится стать настоящим светским львом. Но попытки постичь основы вежливости уже дают свои всходы. “На моих глазах многие начали лучше одеваться, стали разбираться в напитках и в том, как их подавать”, - делится своими наблюдениями Надежда Филиппова, исполнительный директор и директор департамента управления человеческими ресурсами компании “Связьинвест”. Она отмечает, что многие руководители российских компаний прибегают к помощи консультантов по этикету и имиджу или покупают соответствующие книги. И все же, добавляет она, в российских деловых кругах до сих пор не уделяют вопросам этикета и воспитания необходимого внимания. “Я сама не придаю большого значения тому, кто во что одет и кто как держит вилку. Главное - чтобы человек был хорошим”, - говорит с улыбкой Филиппова. Однако для работы в западной компании знание этикета совершенно необходимо, отмечает она. “По моему опыту, на Западе лучше соблюдать все нормы поведения. Умение себя вести дает свободу в общении с людьми”, - считает она. Психологи тоже советуют уделять правилам поведения в обществе больше внимания, поскольку веками выработанные нормы помогают людям лучше понимать друг друга. “Человек живет среди людей. Если он хочет с ними взаимодействовать, он должен принять существующие правила игры. Этими правилами как раз и являются этические нормы и этикет”, - говорит Ольга Чернышева.
|
Дизайн и поддержка: Interface Ltd. |
|