Декан факультета журналистики МГУ, профессор Ясен Засурский открыл в среду ежегодную научно-практическую конференцию «Журналистика в 2005 году».
Засурский сообщил о тех новых моделях, которые мы пережили в отечественной журналистике. Самая приятная модель наступила для нас в 90-91 годах, когда журналисты ушли от Верховного Совета и стали властителями процесса. Затем прошел процесс приватизации издательских мощностей, причем в России он шел более сложно, чем в Германии.
По словам Засурского, особенность России состоит в наличии государственного сектора в СМИ причем из 900 телевизионных комбайнов России около ста - государственных, которых больше всего на федеральном уровне. Формально негосударственным остается НТВ и др. Отмечена собственность на телевидении Газпрома, который занял доминирующие позиции не только на телевидении, но и в печати, превратившись в системообразующее образование.
Газпром-медиа принадлежат «Известия» и даже созданное на журфаке «Эхо Москвы». Присутствие Газпром-медиа сказывается на телевидении не только потому, что там появляется голубой газ на экране, по словам профессора, «они действуют энергично». Декан Засурский отмечает, что влияние крупных корпораций на рынке СМИ усиливается. Одновременно развиваются частные компании, такие, как СТС, которая создала телеканал «Домашний». В нем нет новостных моментов, но с т.зр. обслуживания населения он очень интересен, избегая назойливой рекламы.
«Очень интересно», по мнению Засурского, действует канал РБК-ТВ. Профессор подчеркнул, что владельцы СМИ стали «инструментом пожеланий». Среди других особенностей Засурский назвал развитие региональных СМИ. Он напомнил, что в мире существуют как модели горизонтальные как американская и до некоторой степени германская, так и горизонтальные - китайская и в некоторой степени английская. Особенностью российской модели является ее смешанность, причем отсутствие общенациональных газет из-за высокой стоимости доставки делает нашу модель горизонтальной.
Как и во всем мире, мы переживаем тяжелый момент развития средств массовой информации, происходит конвергенция средств массовых коммуникаций1 с включением в процесс средств Интернета и мобильной связи. Мы не можем сегодня рассматривать прессу вне массовых коммуникаций. Происходит персонализация доставки информации и средством стал сотовый телефон, их 120 млн на 140 млн населения, сотовый телефон стал самым массовым средством обмена информации. Как и во всем мире, в России сотовых телефонов сегодня больше, чем телевизоров.
Профессор напомнил, как возникала журналистика в виде писем. Засурский отметил, что газеты не вымирают, но уступают телевидению и журналам. Серьезная пресса увеличивает тиражи, массовая вымывается. В прошлом году в мире тиражи газет упали на 3,2%, но произошло это за счет массовых бульварных газет. Качественные газеты увеличили тиражи, но они используют приемы таблоидной прессы. В своем выступлении на пленарном заседании конференции Засурский также отметил, что самым массовым языком Интернета становится китайский, однако Интернет пока еще малодоступен и есть разделение труда между мобильной связью как средством межличностного общения и Интернетом как хранителем информации. Но в этом «мозге»,напомнило Засурский, есть свои «раковые опухоли» - сайты недостоверной информации. Одна из бед России - дороговизна компьютеров. Завершая выступление, декан журфака еще раз подчеркнул, что российская пресса развивается, мы живем в интересное время развития массовой коммуникации.