|
|
ЗАЩИТА ОТ ДИВЕРСИЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КАТАСТРОФ
Александр Бабакин
Тыл Вооруженных сил оснащается новыми техническими средствами В конце ноября в Москве проходила 5-я Всероссийская выставка "Российские производители и снабжение Вооруженных сил РФ". На ней, как и прежде, были представлены новейшие образцы пищевых продуктов, одежды и снаряжения. Однако, судя по экспозиции, тыловики весьма серьезно занялись не только вопросами питания и экипировки военнослужащих. РАДИ СОХРАНЕНИЯ ПРИРОДЫ По словам заместителя начальника экологической безопасности ВС полковника Владимира Антонова, в 1993 году, с момента создания управления экологической безопасности, в Российскую армию пришло активное понимание данной проблемы. С той поры стали разрабатываться военными и гражданскими организациями соответствующие системы, приборы. Однако в войска они начали активно поступать (по чисто экономическим причинам) лишь с 2001 года. Так, в части отправлена первая партия новейшей укладки экологов. Она позволяет определять загрязняющие вещества в почве, воде, воздухе. Потом взятые пробы обрабатываются в подвижной или стационарной лаборатории. В нынешнем году принят на вооружение прибор для определения интегральной токсичности проб. Он построен на совершенно новых конструктивных и научных подходах, которые разработали отечественные специалисты. Теперь экологическая служба ВС имеет возможность по загрязнению вредными вещами определять так называемую "интегральную токсичность" местности. Если проба, допустим, воды или почвы при детальном анализе содержит не превышающую концентрацию вредных веществ, то при появлении в последующем различных других вредных веществ будет наблюдаться активизация всей прежней отравы и в целом поражение целой экосистемы региона и живых организмов. А это, кстати, весьма коварное средство в возможных действиях террористов. Полковник Антонов продемонстрировал действие новейшего прибора: взял небольшую стеклянную пробирку, в которой, по его словам, находится сухой штамм бактерий (его стоимость всего 200 рублей). При разбавлении содержимого пробирки из него можно сделать 30 проб. Эти бактерии, созданные в МГУ, обладают уникальными свойствами характерного свечения. При попадании в пробу каких-то загрязнителей, которые воздействуют на живой организм, будет наблюдаться снижение свечения. Прибор по соответствующей методике определяет уровень свечения и выявляет токсичность пробы. Он уже применяется в подразделениях санэпиднадзора, в других структурах. Полевой вариант можно возить, переносить на руках и подвергать тряске и вибрации. С ним ничего не произойдет. В целом прибор стоит 250 тыс. рублей. В войска уже пошли первые 13 комплектов. Еще более мощный прибор предназначен для инспектирования объектов с целью выявления загрязнения окружающей среды и оценки экологической обстановки. Он дает аудио- и видеоотображение информации, для определения 25 параметров вредных веществ в него заложено соответствующее программное обеспечение. В прибор встроены 9 датчиков на конкретные вещества, что позволяет отказаться от использования сменных кассет. Он сопряжен с компьютером, в базу данных которого автоматически заносится получаемая информацию. На карту объекта наносятся точки измерения и изолинии по характеристике концентрации загрязнения, непосредственно отображающиеся на экране. Есть теперь у военных экологов свои морские и воздушные суда, оснащенные специальным оборудованием (оно применялось, кстати, при подъеме АПЛ "Курск"). Благодаря этому удалось снять острые вопросы по загрязнению вод на Ладожском озере. Экологическое судно Черноморского флота позволяет детально разбираться с претензиями украинской стороны, связанными с базированием российских кораблей в Севастополе. Например, при перекачке топлива часто возникают проливы и загрязнение морской акватории. Сразу же вокруг такого пятна специальный катер выставляет боновые заграждения. И начинается закачка до 60 тонн загрязненной воды на судно и ее высокая очистка. А потом уже отфильтрованная и очищенная вода сбрасывается в море, а оставшаяся грязь сжигается в специальных печах. На базе самолета Ан-33 создан комплекс авиационного экологического мониторинга. Он помогает оперативно выявить зоны экологических аномалий - несанкционированные свалки, различные загрязнения в местах дислокации войск. На фотографиях отчетливо видны экологически опасные места в воинских гарнизонах, например в Кронштадте, или в одном складе горюче-смазочных материалов, где топливо пролилось на землю. Но вместе с тем самолет не может сесть в зоне экологического бедствия. Находящиеся на его борту специалисты с помощью аппаратуры в состоянии только обнаружить места загрязнения и помечать их на карте. А потом уже в действие вступают войсковые группы экологического контроля. Для оперативности их работы уже специально создаются вертолетные комплексы, которые могут выявить загрязнение и принять непосредственное участие в его устранении. ПРОТИВ ТЕРРОРИСТОВ Немалый интерес вызвал новейший георадар для сканирования земляного полотна. Начальник 61-го научно-исследовательского испытательного института МО РФ генерал-майор Виктор Поплавский рассказал, что этот прибор разработан на основе нового миноискателя. Он способен обследовать полотно железной или грунтовой дороги, выдавая данные о его состоянии на 5 м в глубину, полный разрез и произошедшие изменения в результате эксплуатации, обнаруживая мины. 61-й НИИИ подготовил техническое задание на этот прибор. А одна крупная научная организация в Москве создала сильное математическое программное обеспечение. Однако пока имеется только один еще до конца не завершенный экспериментальный образец. За рубежом есть такие же приборы, которые стоят миллионы евро. Они сканируют дорожное полотно со скоростью до 70 км в час. Наш георадар уже работает со скоростью 60 км в час. Вот только нет средств для того, чтобы окончательно довести его "до ума". По оценке специалистов, полная разработка и внедрение прибора в серийное производство могут обойтись в 22 млн. рублей. Но зато потом цена каждого образца будет куда дешевле, чем иностранного аналога. Довелось увидеть на выставке и комплекс приборов, предотвращающих террористическую деятельность на различных трассах, да и вообще на любых объектах. Созданы специальные датчики, которые устанавливаются вдоль железнодорожного полотна или шоссейной дороги. Они способны зафиксировать подготовку террористического акта. С помощью программного обеспечения отсеиваются все посторонние шумы, звуки. Только выявляется работа террористов с инструментом. С помощью специального прибора с датчиков снимаются показания и точно определяется участок, где произведена закладка взрывного устройства. В настоящее время у российских силовиков таких датчиков нет. Они могут заинтересовать Внутренние войска МВД, инженерные войска Минобороны, у которых большие проблемы на колонных путях, где террористы подрывают боевые и транспортные машины. В горячих точках подобные датчики надо ставить не через каждые 10 м. Причем найти датчик непросто. Он очень мал по размерам. Однако командование говорит, что это, мол, дорого. Но давайте соотнесем стоимость человеческих жизней со стоимостью обычного оборудования, хотя и уникального. Это несоизмеримо. Можно смело утверждать, что по математическому обеспечению и конструкторскому решению столь эффективной системы по предотвращению диверсий сейчас нет нигде в мире. Она уже прошла испытания. Теперь надо ее широко применять и совершенствовать. Опять же в каждом датчике размещать устройство самоликвидации. Дело опять-таки за деньгами. Наверное, в этом деле решающее слово теперь за единым центром заказов и поставок Тыла ВС РФ.
|
Дизайн и поддержка: Interface Ltd. |
|