Вход Регистрация
Контакты Новости сайта Карта сайта Новости сайта в формате RSS
 
 
Новости для выпускников
МГУ им.Ломоносова
SUBSCRIBE.RU
 
База данных выпускников
 
 
Рассылки Subscribe.ru
Выпускники МГУ
Выпускники ВМиК
Долголетие и омоложение
Дайв-Клуб МГУ
Гольф
Новости психологии
 
Рассылки Maillist.ru
Выпускники МГУ
Активное долголетие, омоложение организма, геропротекторы
 

Развитие внимания

Автор: эксперт Сергей Григорьевич Вербин, психолог, автор методик развития интеллекта с помощью активизации резервных возможностей головного мозга. Материал опубликован на портале дистанционного образования www.elitarium.ru

Внимание - это умение концентрировать, сосредотачивать свои мысли на каком-либо одном объекте. Оно дает нам возможность ясно мыслить, принимать правильные решения, контролировать и осознавать то, что с нами происходит. Напряженное, собранное внимание всегда требует от нас некоторых усилий. Если мы нервничаем, переживаем и беспокоимся, очень сложно заставить себя сконцентрироваться. Нам бывает гораздо легче сосредоточиться, если мозг находится в спокойном эмоциональном состоянии и ничем посторонним не занят.

Внимание можно рассматривать как связующее звено между способностью сознания воспринимать информацию и способностью подсознания ее обрабатывать. Говоря проще, параллельную передачу потока мысли необходимо преобразовать в последовательную. Эта способность определяется возможностью мозга выделять требуемые факты из потока информации, анализировать и готовить подсознание к принятию решения. Невозможно назвать ни одной сферы человеческой деятельности, где не требуется такие качества, как внимание и аккуратность. Однако, несмотря на то, что эти качества необходимы каждому из нас, способность головного мозга распознавать образы и выделять главное в определенный момент времени мало изучена.

Наше внимание имеет склонность переключаться с одного объекта на другой. Попробуйте удержать его на чем-либо в течение двух минут, и вы увидите, что это не так-то просто.

Бывают ситуации, когда вам просто необходимо сосредоточиться, но вы не в состоянии этого сделать, так как предмет, требующий вашего внимания, невыразимо скучен. Вы зеваете, вас клонит в сон, хочется заняться более увлекательным делом.

Вместо того, что бы переключиться на что-то другое и прервать свое скучное занятие, попробуйте найти в нем нечто интересное. Посмотрите на происходящее с другой точки зрения. Если вы преподаватель и читаете какой-нибудь очередной студенческий бред (а вам хочется погулять с собакой или посмотреть детектив), представьте, что вы инопланетянин и изучаете по данной рукописи положение дел на земле. А может, вы - молодая, привлекательная девушка и к вам привязался ужасно занудный молодой человек, которого вы вынуждены слушать, так как он сын вашего начальника? Тогда попробуйте повернуть разговор в другую, интересную для вас сторону. Начните задавать ему вопросы, вызывающие на откровенность - что он любит, что ненавидит, чем увлекается, какова его цель в жизни. Возможно, он окажется не таким уж занудой...

Научитесь находить что-то интересное, любопытное, незнакомое во всем - и вы во многом решите проблемы, связанные с концентрацией внимания.

Чтобы как следует сосредоточиться, необходимо «выкинуть» весь тот мусор, которым заполнено ваше сознание, иначе посторонние мысли не дадут вам покоя. Для начала попытайтесь выяснить, чем же забита ваша голова? Составьте список того, о чем вы постоянно думаете:

- планы на будущее («В следующем месяце обязательно надо поехать на море, а то лето закончится, а я так в городе и просижу!»);

- сиюминутные проблемы («Надо сегодня убраться, потом времени не будет.... И на рынок бы съездить не мешало. Книжку успеть дочитать, завтра уже возвращать».);

- нереализованные желания («Опять я на учебу не поступил, теперь до следующего года ждать...

Список можете продолжить сами. Теперь подумайте, что из всего перечня вам действительно необходимо? Без чего нельзя обойтись? Только будьте честны сами с собой. Не убеждайте себя, что не жить вам без новых джинсов или поездки на море.

Постепенно список сократится до минимума. Теперь вы действительно можете сосредоточиться на главном. Наводите порядок в своей голове не реже чем раз в две недели. Ведь «чистите» же вы периодически свой компьютер? Иначе на вашем винчестере просто не останется места. То же самое происходит и с нашим сознанием. Если оно перегружено лишними мыслями, проблемами, информацией, то оно просто не способно воспринять ничего нового и тем более - сконцентрироваться на чем-то.

А сейчас предлагаем вам несколько упражнений, которые помогут научиться собирать и удерживать внимание.

Задание 1

Цель: определить, насколько вы внимательны.

Инструкции по выполнению: ответьте на вопросы: какого цвета глаза, брови и ресницы у вашего мужа (жены)? Подробно опишите форму лица, носа, разрез глаз.

Один мои товарищ как-то рассказал, что он случайно узнал: его жена брюнетка, а не блондинка, как он думал все семь лет совместной жизни. А другой только через 12 лет заметил, что супруга ниже его ростом на 18 см, а не 10, как он думал раньше, когда она ходила на каблуках.

Поразительно, но рассеянность нами воспринимается как естественное состояние. В народе говорят, что это «русский менталитет». Как-то раз у нас дома мы смотрели комедию «Бриллиантовая рука» вместе с немецкими психологами. При просмотре все соотечественники заливались веселым смехом, наблюдая за приключениями главного героя, который из-за своей невнимательности и рассеянности постоянно попадал в курьезные ситуации. Так вот, чем больше мы веселились, тем мрачнее становились коллеги - психологи из Германии. Потом, в частной беседе, они признались, что такие случаи рассеянности даже у них в клинике не лечатся. Надо отдать должное немецкой пунктуальности и аккуратности как результату высокой степени внимания.

По степени невнимательности и, как следствие - травматизму, Россия занимает первое место в мире, оставив далеко позади даже страны Африканского континента.

Каждый человек, выполняя гимнастику для мозга, может значительно улучшить свое внимание. Что же необходимо для этого?

Мы разработали несколько видов упражнений, направленных на тренировку внимания:

- упражнения для достижения состояния безмолвия и выработки положительного настроя;

- упражнения для увеличения объема воспринимаемой информации и скорости переключения внимания с одного объекта на другой.

Упражнения для достижения состояния безмолвия и выработки положительного настроя

Приведем аналогию с компьютером. Для того чтобы записать новую информацию, предыдущую необходимо стереть, т. е. очистить носитель. Это может быть магнитная лента или электронный носитель информации.

В результате экспериментов, анализа энцефалограмм мы пришли к выводу, что прежде чем сознание сможет воспринять новую информацию, прежняя должна быть стерта. Достаточно человеку внести в подсознание любую негативную информацию, как внимание начинает резко рассеиваться. Каждый из нас может привести множество примеров, когда какие-либо посторонние факторы отрицательно сказывались на нашем внимании. Наша задача состояла в том, чтобы научиться в нужный момент полностью, насколько хватит умения и терпения, очищать свое сознание, а затем и предсознание.

Задание 2

Цель: стать более внимательным.

Инструкции по выполнению: нарисуйте на листе бумаги точку. Задание состоит в том, чтобы созерцать эту точку, не допуская в сознание ни одной посторонней мысли, в течение 10-30 минут.

Задание 3

Цель: научиться непрерывному созерцанию.

Инструкции по выполнению: лучше всего выполнять это задание на даче, за городом. Нужно смотреть неподвижно на любимый пейзаж в течение 20-40 минут, стараясь при этом отогнать абсолютно все посторонние мысли.

Мне вспоминается один эксперимент, проведенный на Кавказе, когда группа с утра ушла в горы и разбрелась по ущельям. Задание состояло в том, чтобы как можно дольше не возвращаться, как можно больше увидеть интересного, а затем рассказать остальным. И вот мы расселись на камнях. Через три часа набежали тучи, подул ветер и пошел дождь. Еще через час дождь закончился, выглянуло солнышко и появилась радуга. Прошло еще три часа, и можно было отправляться в базовый лагерь. Этот эксперимент показал, что каждый человек при желании может долгое время находиться в состоянии безмолвия и покоя, и развить высокую степень внимания.

Задание 4

Цель: достижение состояния полнейшего безмолвия.

Инструкции по выполнению: это задание выполняется в темной комнате или с закрытыми глазами. Засеките время, представьте себе пещеру и пройдите по ней мысленно до того места, когда появится свет.

Время упражнения может колебаться от 10 минут до нескольких часов. Наши ученики установили своеобразный рекорд - во время возвращения поездом из Улан-Удэ на выполнение задания ушло несколько часов.

Упражнения для увеличения объема воспринимаемой информации и скорости переключения внимания с одного объекта на другой.

Скорость и объем воспринимаемой информации зависит от условий жизни человека. Если требуется много и быстро запоминать, то наш ум быстро привыкает к необходимой скорости. Причем мы заметили, что чем меньше дается времени на запоминание, тем лучше внимание. Вероятно, это вызвано тем, что чем короче промежуток времени, в течение которого требуется максимально сосредоточиться, тем меньше посторонних мыслей нас отвлекает.

Задание 5

Цель: развитие внимания.

Инструкции по выполнению: разложите костяшки домино. Засеките время и выберите все с единицей. Затем проверьте, сколько времени вам потребуется на поиск всех костяшек по восходящей начиная с единицы.

Вариант задания 5. Поставьте таймер на 120 секунд и соберите все костяшки с шестеркой. По звуковому сигналу сосчитайте количество костяшек. Положите три кости домино и сосчитайте количество очков.

Задание 6

Цель: тренировка внимания.

Инструкции по выполнению: прочитайте за 5-7 секунд предложение, заключенное в наборе букв: причитайтелаомжурналостагвывъв, омьаобудълагмзчздоровртмаолепрп.

Задание 7

Цель: тренировка полушарий головного мозга.

Инструкции по выполнению: возьмите лист бумаги, правой рукой нарисуйте пять треугольников, и одновременно - левой рукой пять кругов. Продолжительность упражнения - 60 секунд. Оно хорошо тренирует оба полушария головного мозга и увеличивает степень концентрации внимания.

Задание 8

Цель: тренировка зрительной памяти.

Инструкции по выполнению: положите перед собой репродукцию картины любимого художника. Посмотрите внимательно на изображение, а потом опишите на листе бумаги, кто изображен, где происходит действие, положение тел персонажей.

Затем снова взгляните на изображение и постарайтесь более внимательно рассмотреть недостающие в вашем описании вещи и предметы.

Закройте глаза и попытайтесь представить, как выглядит данная картина, открыв глаза, попробуйте максимально точно описать сюжет картины.

Ежедневное выполнение упражнений значительно поможет вам развить внимание.

Для того чтобы научиться сосредотачивать и надолго удерживать на чем-либо свое внимание, можно выполнять упражнения, где от вас требуется умение оперировать цифрами и фактами. На досуге потренируйтесь отбрасывать эмоции и выдавать только конкретные данные.

И запомните следующее:

- внимание занимает 80% всего объема сознания и памяти;

- высокая концентрация внимания, как правило, помогает принять верное решение;

- внимание концентрируется только в том случае, если мозг находится в состоянии безмолвия и ничем другим не занят;

- чем меньше дел мы делаем одновременно, тем лучшего результата мы можем достичь;

- обладая умением сосредотачивать внимание и концентрироваться, можно всегда найти выход из безвыходной ситуации.


  Рекомендовать »   Написать редактору  
  Распечатать »
 
  Дата публикации: 20.10.2005  
 

     Дизайн и поддержка: Interface Ltd.

    
Rambler's Top100