|
|
Телеведущая Асет Вацуева: За русского выходить замуж мне нельзя
«Для меня табу даже бокал шампанского» - Асет, вы в курсе, что вы сегодня самый популярный человек в Чечне? - Я догадываюсь. - Приятно, наверное? - Конечно. Тем более что я там не часто бываю. Последний раз - в прошлом году. Сразу после теракта 9 Мая. Туда как раз приехал Греф. По общему настроению все было так ужасно, что больше двух дней я не выдержала. - А в Москве давно живете? - С 1997 года. У меня была мечта идиота - учиться в МГУ, на журфаке. Удалось поступить только в Питер, а через 2 года затосковала и перевелась. - Трудно было привыкать к московской жизни? - Да, очень тяжело. У меня только с работой на НТВ благостная жизнь настала. Вообще в Москве чеченцам очень трудно. - У вас же на лбу не написано, что вы чеченка. - Я умоляю вас, написано! Если я сейчас без машины выйду на улицу, первый мент будет мой. Можно провести эксперимент. - Да ладно! - Точно вам говорю. - В Москве много соблазнов. А у чеченцев - строгие нравы. Чего вы никогда не можете себе позволить? - Таких вещей куча. Но дело в чем? В московскую жизнь, в тусовку я не ассимилирована. Я спокойно обхожусь без ночных клубов, наркотиков, сигарет, выпивки. Мне это сто лет не нужно. Я росла в другом мире. Ну что мне хочется? Максимум - поехать отдохнуть, полежать под солнышком. Но это я могу сделать при соблюдении условий. Могу поехать с мамой. Или со мной должен быть мужчина: отец, муж, брат. При некоторых маневрах многое возможно. - А пить вообще нельзя? Даже бокал шампанского на день рождения? - Нет, никогда. В принципе пить нельзя и мужчинам. Но они у нас, когда хотят, многое себе разрешают. «Россиянкой себя ощущаю только за границей» - Жизнь в Москве сильно отличается от мирной жизни в Грозном? - Я недавно отдыхала в Кисловодске. Смотрю, ходят нарядные девушки, в юбочках с рюшами. Грызут семечки. Думаю: Боже мой, в мирном Грозном было то же самое. Кафешки и все такое. - А ночные клубы, дискотеки? - Про клубы ничего не помню. Хотя в школе танцы были. Простите, я жила в том Грозном, где было 70 процентов русских. Все было. - Как вы относитесь к тому, что русских выгнали из Чечни?
- Так же, как и к тому, что выгнали евреев, армян и многих других, - очень плохо. - Русские в Грозном приспосабливались к чеченским законам? - Я бы так не сказала. Тогда закон был советский. А у русских в Грозном, не у всех, но у многих, была позиция, что Чечня - это их завоеванная территория, и они вели себя как... - Как хозяева? - Да. Типа делают добро для горных отсталых людей. Любая ссора во дворе, допустим, из-за детей, если один ребенок из русской семьи, другой - из чеченской, приводила к тому, что мамаша начинала кричать: правильно Сталин вас выслал, неправильно Хрущев вас вернул. - Сегодня вы себя кем ощущаете: москвичкой, чеченкой, россиянкой? - Когда выезжаю за границу, ощущаю россиянкой. И какие бы сложные отношения между Чечней и Россией ни были, проезжаешь кордон, все - ты русский. И все те же обиды. - Какие обиды? - Я росла, училась и работаю рядом с русскими. Мне в жизни повезло, что я знакома не с одними «федералами», которые, захватив Грозный, испражнялись на мои детские фотографии, но с кучей умных и добрых людей. Зимой я была в Америке и часто слышала: «О! У вас очень отсталая страна, у вас там все пьют». Пусть они и правы отчасти, но меня это не радует. Я и эта страна - одно целое. И мне за моих знакомых здесь обидно. - Значит, за границей вы - россиянка. А в Москве? - Здесь я стопроцентная чеченка. У меня и прописки московской нет. - Почему? Собираетесь возвращаться в Чечню? - Одно я знаю точно: домой сейчас не хочу, потому что там неспокойно. «В Чечне уже не осталось тех, кто воюет за идею» - Чеченцы воспринимают российскую культуру? Или признают только свою мораль? - На самом деле одно другому не противоречит. Чеченцы учатся в русских школах, растут на русской культуре. Но от своего национального не отказываются. Мне кажется, это достаточно гармоничное соединение. - А возможно ли вообще понимание между русскими и чеченцами? - Я вас умоляю. Все мы люди и понять друг друга очень даже можем. - Почему же мы тогда воюем? - Так воюем как раз не мы! Мне сложно поверить, что в лесах остались люди, воюющие за чистую идею, независимость Чечни. Начиналось все лет 14 назад якобы с этого. Но сейчас в Чечне воюют люди уже с совсем другой мотивацией. - Какой же? - Деньги, оружие, бизнес. Да, мы отличаемся. Ну и что? Я вот живу в коллективе, где, кроме меня, нет ни одного чеченца. И всех понимаю. - Но вы же не типичная чеченка. - Почему? Я самая типичная чеченка-колхозница. «Наши мужчины мусор не выносят» - А мужчины русские и чеченские сильно отличаются? - Это да. Наш маленький этнос все еще живет на своих аятах-законах, по которым мужчина должен быть суперхрабрым, суперблагородным. Наши мужчины более активные по жизни, очень любвеобильны. Может быть, у них больше гормонов. Любят поухаживать красиво. Я в студенческие годы попала на семинар «Как прекращать войны». Там были женщины со всего СНГ. И одна говорит: «В кого мы превратились? Выходишь на улицу, а на тебя никто не смотрит! Вот раньше в Тбилиси по проспекту Руставели идешь - один, второй, третий». Так же было и в довоенном Грозном. А в Москве можно годами ходить, и никто не посмотрит. - А как насчет прав чеченской женщины? С мужскими они сопоставимы? - Если идти от истоков, то нет. А сейчас как себя поставишь, так и будет. Главное, чтобы все было прилично. Иначе - ужас. - Крикнуть на мужа чеченка может? - А зачем? Чеченская женщина должна быть умнее. Она не должна говорить: «Так, пошел, мусор выкинул». Иначе тебя выгонят. Мусор чеченский мужчина не пойдет выкидывать никогда. Это табу. Он же джигит. - А может, сатрап, угнетатель? - Может, со стороны это выглядит угнетенностью. Но я тоже не могу сказать: «Выкинь мусор». И мне такой муж не нужен. - А если он гуляет всю ночь, под утро заявляется с друзьями и: «Давай, жена, мечи на стол»? - Да, есть такое плохое дело. Пришли в 10 вечера, ушли в 8 утра. А бывает еще, знаете, как? Особенно в Москве. Сидят не ночь, а день-два, месяц. Это, конечно, тяжело. У меня есть родственницы, которым приходится все это терпеть. - И не ропщут? - Ропщут. Но зато у них репутация идеальных жен. Их ставят в пример.
В Чечне секса нет - Чеченским женщинам можно по нескольку раз выходить замуж? - Конечно. Мы что, не люди? Очень даже можно. С милости Всевышнего нашего Аллаха. - Ухаживал ли за вами какой-нибудь русский в Москве? - Самое интересное, что ни один русский не то что не ухаживал, но и не пытался познакомиться с такой целью. На это уже можно обидеться! - А если бы кто-то решился, вы бы вышли за него замуж? Или никогда? - Никогда не говори «никогда». Но мысли у меня такой, не в обиду русским мужчинам, не было. Мусульманские женщины могут выходить только за мусульман. - А за русского выйти - позор? - Видимо, да. А вот если чеченский мужчина женится на русской, это не считается позором. - А таких примеров, кроме Джохара Дудаева, много? - Куча! У меня один двоюродный дядя женат на еврейке, другой - на молдаванке. - И что, их жены приняли ислам? - Конечно. Кстати, когда я училась, познакомилась с русской женщиной. Она была замужем за чеченцем. Ее свекровь, узнав, что сын тайно женился на русской, плюхнулась в обморок. Прошло 2 - 3 года, и эта русская стала самой любимой снохой в доме. Шага не делалось без консультации с ней. - Так почему же все-таки чеченкам нельзя выходить за русских? - Я думаю, потому, что у нас мужчина - суперсвятой, на недосягаемой планке. И как бы он ни угнетал женщину, она тоже на привилегированном положении. Это нечто охраняемое и лелеемое. По нашим законам обида, нанесенная женщине, карается в два раза сильнее. В общем, женщина настолько святая, что никто, кроме чеченца, к ней не может прикоснуться. А если она переступает запрет, это считается осквернением. - И тогда за ее брата никто не отдаст приличную чеченскую девушку? - Может случиться и такое. В чеченском обществе брат для сестры - главный ориентир в жизни. И если в семье нет мужского начала или оно не сильно, семья не воспринимается. Это отражено и в фольклоре: тогда женщина надевает мужскую одежду, берет меч и идет в горы. Завоевывает стадо овец и присылает в свою деревню. Все, она крутая - типа как мужчина. Но только через борьбу она становится на уровень девушки, у которой есть брат или отец. Вот такая у нас мораль. - Почему после свадьбы жених прячется от родителей? - Потому что тема личных отношений между мужем и женой у чеченцев - табу. У нас этой темы как бы нет. То есть отношения настолько стеснительные, что перед собственными родителями неловко. У ингушей и вовсе мужчина не может показаться перед родителями жены в течение всей жизни. У нас с этим попроще. Хотя этикет очень тяжелый. Марку надо держать до упора. Ударить в грязь лицом перед родственниками - вообще последний поступок для мужчины. Под всем этим большая философия. - Вы слышали, что сейчас в Москве есть чеченские проститутки? - Нет. Офигеть! Было бы странно, если бы я об этом знала. Но лучше этот вопрос задать нашим мужчинам. «Логику «шахидок» я понимаю» - А «шахидок» вы понимаете? - Логику человека, который идет на такой поступок, выходя из Чечни, я хорошо понимаю. Я видела насилие над человеком, который невиновен. - А пошли бы на такой шаг? - Господи, я обустроенная, реализовавшаяся, почти счастливая женщина. Мне не убивать, мне жить охота. Такие мысли и в голову не приходят. Да, я перенесла 1994 - 1995 годы, начало войны, пережила захват Грозного в 1996-м. Но мне безумно повезло. Мои брат, сестра, мама живы. Отец благодаря войне - больной, но это другой разговор. Не знаю, как бы я вела себя, когда ко мне в дом зашли ночью, всех расстреляли, а я нечаянно осталась жива. Не знаю. «Мечтаю о муже с лицом Брэда Питта» - Как сегодня строится ваша жизнь? Есть работа, семья, дом. А что еще? - Практически все. И воспитание сына. Ему скоро три года. Я сейчас даже не готовлю. Это делает мама. - А что мама готовит? Вообще что можно есть, а чего нельзя? - О! Мама готовит все и очень вкусно - с ней невозможно похудеть! Есть, если не надо в «телевизор садиться», можно все. Религией запрещается свинина, и, естественно, мы ее не едим. Я бы еще запретила мучное и жирное! - А какая у вас машина? - Маленькая французская машинка с большими 16-дюймовыми колесами! Ситроен «С2». - Папа вашего сына принимает участие в его воспитании? - Нет. - А почему вы с ним расстались? - Без комментариев... - Каким вы представляете себе будущего мужа? - Еще не представляю! Но в любом случае - это чеченская начинка с внешностью можно Джони Деппа или Брэда Питта. Адская смесь, правда? - А сколько хотите детей? - Ну если найдется чеченский «джонипитт», то много ни мало! ИЗ ДОСЬЕ «КП» Асет ВАЦУЕВА родилась в 1977 году. Ее отец Абдулла - известный чеченский диссидент, журналист и историк. В 1995 году Асет поступила на факультет журналистики ЛГУ, но через два года перевелась в МГУ. С февраля 2003 года в паре с Алексеем Пивоваровым ведет вечерние новости на телеканале НТВ. На телевидение попала случайно - благодаря Леониду Парфенову, который искал на роль ведущей именно чеченку. И его знакомый корреспондент из газеты «Дейли телеграф» посоветовал обратить внимание на Асет.
|
Дизайн и поддержка: Interface Ltd. |
|