Вход Регистрация
Контакты Новости сайта Карта сайта Новости сайта в формате RSS
 
 
Новости для выпускников
МГУ им.Ломоносова
SUBSCRIBE.RU
 
База данных выпускников
 
 
Рассылки Subscribe.ru
Выпускники МГУ
Выпускники ВМиК
Долголетие и омоложение
Дайв-Клуб МГУ
Гольф
Новости психологии
 
Рассылки Maillist.ru
Выпускники МГУ
Активное долголетие, омоложение организма, геропротекторы
 

Апгрейд для пользы дела

Олеся ПЕНКИНА

Преподаватели и работодатели договорились о совместной подготовке специалистов в сфере информационных технологий

Сегодня многие страны мира переживают, с одной стороны, экономический бум, а с другой - дефицит высококвалифицированных кадров, особенно инженеров-электронщиков и компьютерных специалистов. Современная промышленность, занятая производством систем по обработке данных и программного обеспечения, становится все более крупным сектором мировой экономики: по некоторым данным, сегодня программного обеспечения в мире продается больше, чем автомобилей и нефти. Насколько динамично будет развиваться эта сфера в России, напрямую зависит от качества соответствующего образования.

Недавно в Ярославле под эгидой Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ, http://www.apkit.ru) прошла Третья открытая всероссийская конференция “Преподавание информационных технологий в Российской Федерации” (http://www.it-education.ru/2005/default.htm). На этой встрече вузовские преподаватели получили возможность пообщаться не только друг с другом, но и с представителями всемирно известных ИТ-компаний: IBM, Intel, Microsoft, Oracle, Apple, HP.

Подготовку специалистов в области информационных технологий ведут сегодня многие российские вузы. Но профессиональный уровень выпускников не всегда устраивает работодателей. Представители бизнеса нередко подчеркивают, что у них “существует единодушная неудовлетворенность низкой квалификацией выпускников отечественных вузов”. И прежде всего работодателей не устраивает качество преподавания. Так, по их мнению, нынче в вузах наблюдается серьезный дефицит высококвалифицированных преподавателей по этому направлению. Причин тому несколько: одни не хотят оставаться в учебном заведении, поскольку на ИТ-рынке их головы оценивают в несколько раз выше, чем в alma mater, другие просто числятся в вузе, а на деле работают в фирмах. Все это, безусловно, влияет на качество образования.

Другая причина низкой подготовки кадров видится бизнесменам в устаревших стандартах преподавания ИТ-дисциплин. Руководители компаний считают, что сегодня необходимо как можно скорее пересмотреть стандарты преподавания в сфере информационных технологий и больше времени уделять не столько академической подготовке специалистов, сколько узкоспециальной.

Представители вузовского сообщества со своей стороны полагают, что работодатели правы далеко не во всем. Например, не следует готовить специалиста только под технические требования конкретной фирмы, главным по-прежнему должно оставаться классическое образование. В конце концов, “бизнес сиюминутен, а образование вечно”. В солидных компаниях руководители согласны с тем, что лучше иметь свою внутреннюю систему дополнительной подготовки или переподготовки, нежели работать с людьми без фундаментального образования. Следует просто периодически производить “апгрейд специалистов”, уверяют менеджеры, это даст высокие результаты.

Сегодня внутри практически каждой крупной ИТ-компании есть свой собственный отдел по образованию, задача которого - работа с вузами. Например, в Microsoft есть несколько специальных программ по взаимодействию с университетами. Есть свои академические инициативы и у IBM, причем в этой компании существуют собственные научные организации, занятые серьезными фундаментальными разработками. При поддержке Intel созданы лаборатории в российских вузах. Национальная компьютерная корпорация ведет крупный совместный проект с МИРЭА и Московским городским дворцом детского (юношеского) творчества. Во многих фирмах действуют учебные центры.

Во время конференции в Ярославле преподаватели не только выслушали точку зрения ИТ-работодателей, но и поделились своими взглядами на проблемы взаимодействия учебных заведений и бизнеса. Как оказалось, серьезным камнем преткновения для многих вузов служит ранняя практика их питомцев. Это, по мнению преподавателей, и есть причина того, что они “могут лишь немногих вытянуть до лучшего уровня”. Сегодня студенты третьих-четвертых курсов вполне могут найти высокооплачиваемую работу по специальности. “Неожиданно получилось, что у недоучек вдруг появилась высокая цена на рынке труда, - комментирует ситуацию директор Института систем информатики СО РАН Александр Марчук. - Им кажется, что они уже на что-то способны, и перестают учиться. В результате получается специалист низкой квалификации. А виноват в этом оказывается вуз!”

А случись, попадут такие недоучившиеся молодые люди, например, в компании, занимающиеся простым кодированием (сегодня в России много подобных фирм), и очень быстро совсем потеряют и ту небольшую квалификацию, что имеют. Для ИТ-специалистов очень важно умение постоянно адаптироваться к появляющимся новинкам. Кстати, лучше всего, по мнению работодателей, с этим справляются выпускники мехматов, а вовсе не ВМК, как принято считать.

Декан факультета бизнес-информатики ГУ-ВШЭ Виктор Никитин предложил свои пути совершенствования структуры и стандартов высшего ИТ-образования. Он подчеркнул, что необходимо ликвидировать “существующую бессистемность нынешней номенклатуры специальностей и направлений, привести стандарты в соответствие с требованиями рынка труда, интересами государства и общества”. Главная же проблема, по мнению Никитина, заключается в том, что работодатели до сих пор не участвуют в формировании заказа и требований подготовки специалистов. Получается, что система образования замкнута сама на себя: она и заказчик, и исполнитель, поэтому, может, и дает постоянные сбои.

Важно, что участники конференции - и преподаватели, и представители ИТ-компаний - не только спорили, но и искали совместные пути решения проблем. Кстати, АП КИТ и российское образовательное сообщество уже могут поделиться первыми достижениями такой совместной деятельности. Преподаватели и заинтересованные работодатели вместе трудятся над обновлением законодательной базы в сфере образования и информационных технологий, совершенствованием учебных курсов, переподготовкой специалистов.

К сожалению, многие вопросы, которые участники форума так хотели задать представителям Минобрнауки, остались без ответа. От этого ведомства никто, увы, на конференцию “Преподавание информационных технологий в Российской Федерации” не смог приехать. Но предприниматели не теряют надежды быть услышанными и понятыми министерством: все предложения АП КИТ по совершенствованию подготовки ИТ-специалистов в вузах направлены на имя министра образования и науки Андрея Фурсенко.

Готовить конкретно

Мнение руководителя комитета по образованию АП КИТ, президента группы компаний DPI Евгения Бутмана

- Евгений Юрьевич, почему сегодня так происходит: для российских ИТ-компаний наши программисты недостаточно хороши, в то время как Запад с удовольствием их покупает?

- Сегодня мировой рынок информационных технологий можно назвать глобальным. Поэтому совершенно нормальным является перемещение квалифицированных специалистов по всему миру, в том числе и в те страны, где их труд максимально востребован: там высокие зарплаты, небольшие налоги, хорошие условия проживания, интересная работа.

Уровень развития информационных технологий в России таков, что сегодня здесь требуются люди массовых профессий: квалифицированные программисты, менеджеры проектов по разработке программного обеспечения и т.д. Очевидно, что специалисты высокой квалификации стараются найти применение там, где это более востребовано и экономически выгодно. Думаю, вопросы качества и количества подготовки специалистов никак не связаны с тем, где именно эти люди будут работать - в России или за границей. Если готовить достаточное количество специалистов, то определенная “утечка” не драматична.

Моим коллегам известно, например, что многие программисты, которые уехали работать за границу, были бы сегодня не против вернуться в Россию. Несколько лет назад на мировом рынке информационных технологий наблюдался спад, и на Западе появилось большое количество невостребованных “айтишников”, в том числе российского происхождения. И если бы в тот момент власть предприняла какие-то действия, направленные на привлечение их обратно, то довольно много квалифицированных и получивших большой опыт работы на Западе специалистов вернулись бы назад.

Сейчас мы наблюдаем рост ИТ-индустрии и, соответственно, новый поток специалистов на Запад. Поэтому создание для отечественных программистов условий работы, которые были бы конкурентны с условиями, предлагаемыми в других странах, является частью концепции развития рынка информационных технологий в РФ.

- Чем российский ИТ-рынок отличается от мирового?

- Начиная с послекризисных лет отечественный ИТ-рынок растет существенными темпами: 30-40% в год. Вопрос в том, чтобы сохранить эти темпы роста.

Российский рынок отличается прежде всего тем, что его структура несколько иная, чем в развитых странах. Не секрет, что львиную долю здесь занимает продажа аппаратных средств, а меньшую часть - интеллектуальные и наукоемкие составляющие. Тем не менее интеллектуальная часть в структуре рынка тоже постоянно увеличивается. К ней можно отнести разработку программного обеспечения, ИТ-консалтинг, системную интеграцию, внедрение сложных систем, аутсорсинг. Поэтому речь идет о том, чтобы и у нас как можно скорее сформировать рынок такого уровня и такого качества, который был бы конкурентоспособен по сравнению с рынками развитых стран.

Ну а глобальная задача - чтобы информационные технологии стали значимой статьей экспорта в РФ, снизив нашу зависимость от сырьевых отраслей, чтобы Россия стала наконец заметной страной в международном разделении труда в этой сфере.

- Что конкретно не нравится работодателям в подготовке отечественных ИТ-специалистов? И чем им может помочь АП КИТ?

- Когда отрасль выражает свои недовольства качеством подготовки специалистов, то речь идет не о том, что подготовка нулевая или ее совсем нет, а о том, что стандарты обучения отстали от современных реалий. Сегодня теоретическая и академическая направленность подготовки специалистов должна уступить место “более прикладному” обучению, нацеленности на решение конкретных задач. Отрасли нужны люди совершенно конкретных профессий и специальностей.

Считаю большим достижением нашей ассоциации то, что мы занимаемся переводом и популяризацией свода документов Computing Curricula 2001 (http://www.apkit.ru/default.asp?artID=4980). Это международные стандарты преподавания информационных технологий. Многие вузы уже сейчас активно пользуются ими для приведения своей практики преподавания в соответствие с международными нормами.

Другой вопрос, который ставит наша ассоциация, - упорядочивание предметов в сфере преподавания информационных технологий, потому что в последние годы это направление развивалось хаотично. По одним специальностям есть множество курсов в разных вузах, по другим - вообще ни одного! Часто под разными кодами существуют курсы, которые на деле похожи, как близнецы-братья, - каждый университет считает своим долгом разработать собственный. Для нас же важна унификация и стандартизация этих курсов.

- Каким вы себе представляете идеального ИТ-специалиста? Какие курсы он должен прослушать, какими навыками владеть?

- Отрасль очень быстро меняется, развивается. И специалист, который может быть идеален сейчас - весной 2005 года, будет далек от идеала уже осенью 2006-го. К тому же предполагается, что к 2010 году количество людей, занятых в этой сфере, достигнет 3,5 млн человек. Поэтому правильнее было бы говорить о том, что нам нужны разные специалисты. Очень важна их базовая подготовка, но не менее важна и специализация. При этом нам не надо изобретать названия специальностей, по которым должны учиться студенты. Все эти специальности сегодня существуют - есть международные стандарты, и речь идет только о том, чтобы они были приняты и работали в России.


  Рекомендовать »   Написать редактору  
  Распечатать »
 
  Дата публикации: 11.07.2005  
 

     Дизайн и поддержка: Interface Ltd.

    
Rambler's Top100