Вход Регистрация
Контакты Новости сайта Карта сайта Новости сайта в формате RSS
 
 
Новости для выпускников
МГУ им.Ломоносова
SUBSCRIBE.RU
 
База данных выпускников
 
 
Рассылки Subscribe.ru
Выпускники МГУ
Выпускники ВМиК
Долголетие и омоложение
Дайв-Клуб МГУ
Гольф
Новости психологии
 
Рассылки Maillist.ru
Выпускники МГУ
Активное долголетие, омоложение организма, геропротекторы
 

"Индустрия компьютерных игр и ИТ-образование в России: пути взаимодействия".

(Беседа проф. ВМиК МГУ В. Сухомлина и ген. дир. "Нивала" С. Орловского)

В. Сухомлин: Скажите, Сергей, чем вызвана такая большая заинтересованность компаний-разработчиков компьютерных игр в кардинальном обновлении IT-образования?

С. Орловский: Во-первых, игровая индустрия - это одно из самых динамично развивающихся IT-направлений, как в России, так и за рубежом. Это также самое интересное направление, поскольку разработка игр включает в себя использование практически всех областей IT: графические, сетевые, мультимедийные технологии, искусственный интеллект, базы данных, языки программирования, пользовательские интерфейсы, биллинговые системы и многое другое. Немаловажно, что это одна из немногих отраслей отечественной IT-индустрии, где производятся не услуги, а конечный программный продукт, при этом реально конкурентоспособный на мировом рынке. На мой взгляд, скоро именно по качеству игр в первую очередь будут судить об уровне российских информационных технологий. Кому же, как не нам, думать о будущем?

В. Сухомлин: По поводу приоритетности данной отрасли не каждый с Вами согласится, но, по-видимому, Вы близки к истине, тем более, если учитывать вашу приверженность любимому делу. А как Вы оцениваете сегодняшнюю систему IT-образования в нашей стране? Удовлетворены ли Вы качеством подготовки специалистов? Какими бы Вы хотели видеть выпускников университетов и ВУЗов для вашей отрасли?

С. Орловский: Сейчас IT-бизнес испытывает острую потребность в квалифицированных кадрах. Хорошо оно или плохо, но в результате этого в IT-компаниях широко используется труд студентов. Количество выпускников ВУЗов для работы в области IT, да и качество их подготовки явно не удовлетворяют требованиям производства.

В. Сухомлин: Что конкретно не устраивает бизнес в подготовке выпускников высшей школы - теоретические знания, профессиональные умения, практические навыки?

С. Орловский: Если говорить о проблеме в целом, то начать следует с того, что в стране обучение именно IT-профессионалов не велось до последнего времени вообще. Имеется множество околокомпьютерных специальностей и направлений, например, прикладная математика и информатика, прикладная физика и информатика, вычислительная техника и информатика и т.п., а направления подготовки IT-профессионалов не существовало. Поэтому создание в стране консорциума "IT-образование", призванного его внедрять и модернизировать, является очень важным шагом для устранения кадровых проблем в отрасли и дальнейшего развития IT-индустрии. Что же касается баланса между теорией и практикой, то в теоретическом плане выпускники обычно подготовлены существенно лучше, чем в практическом.

В. Сухомлин: С вашей точки зрения, как могли бы взаимодействовать бизнес и ВУЗы для подготовки востребованных в экономике IT-профессионалов?

С. Орловский: У России огромный интеллектуальный потенциал и отличная теоретическая база, однако ценность этой базы весьма условна без практического применения. Как сказал французский философ Пьер Буаст: "Образование - клад, труд - ключ к нему". Как использовать эти клад и ключ на практике, известно только бизнесу, поэтому его задача в рамках консорциума - донести до студентов именно практические знания, практические требования, наработки, чтобы обеспечить вчерашнему выпускнику более легкое и быстрое внедрение в производственный процесс.

В. Сухомлин: Каково ваше общее отношение к открытию процесса консорциумной стандартизации в области IT-образования, нацеленной на построение образовательной системы на принципах открытости и консенсуса в широкой профессиональной среде?

С. Орловский: Важность осуществления этого проекта трудно переоценить. В случае его реализации в России была бы создана система образовательных стандартов, в разработке которой приняли бы участие действующие профессионалы индустрии, разумеется, не только игровой; она учитывала бы интересы абсолютного большинства участников IT-отрасли. Думаю, что многие крупные корпорации не только поддержали бы эту идею, но и взяли бы на себя активное участие в проекте. Более того, совместная работа над столь важной, я бы сказал, ключевой, для развития бизнеса проблемой, как подготовка надежных кадров, послужила бы хорошей основой для интеграции усилий IT-компаний как с ВУЗами, так и между собой для решения общих задач. Среди них, например: выработка стратегии развития сферы высоких технологий в стране, пропаганда передовых знаний и техники, проведение актуальных конференций и семинаров, формирование эффективной системы переподготовки специалистов, организация совместной инновационной деятельности и многое другое.

В. Сухомлин: То есть, Вы поддержали бы расширение деятельности консорциума как профессиональной организации с более широкими функциями, чем разработка стандартов IT-образования?

С. Орловский: Да, несомненно. IT - это самая передовая область, для ее динамичного развития подготовка высококлассных специалистов является важнейшей задачей. В ее эффективном решении заинтересованы буквально все. Именно объединение усилий всего профессионального сообщества для устранения кадровой проблемы могло бы стать тем связующим звеном, которое позволило бы нам совместно взяться за многие текущие и стратегические вопросы в сфере информационных технологий в нашей стране. Взаимная изолированность бизнеса, ВУЗов, академических организаций является негативным фактором, тормозящим темпы развития всей отрасли.

В. Сухомлин: Как Вы думаете, насколько активно ваши коллеги будут включаться в работу консорциума?

С. Орловский: Полагаю, что деятельное участие в развитии образования и интеграционных процессов в области IT с помощью консорциума большинство серьезных компаний рассматривало бы как престижное дело, способствующее укреплению собственного имиджа, как демонстрацию профессиональной зрелости.

В. Сухомлин: Теперь давайте от общих проблем вернемся к частным. Вы предложили в качестве первого шага в сотрудничестве организацию совместного с факультетом ВМК специального семинара по разработке компьютерных игр. По вашему мнению, чем он может быть полезен?

С. Орловский: Основная задача семинара - дать представление студентам о том, как устроена игровая индустрия изнутри и какие практические знания и навыки необходимы для успешной работы в ней. Для этого лучше всего использовать опыт самых передовых компаний, одной из которых и является "Нивал Интерактив". Мы с удовольствием поделимся со студентами своими знаниями и опытом в области дизайна и программирования игр, которые наверняка помогут им лучше подготовиться к деятельности в данной сфере. В рамках создаваемого семинара мы надеемся отобрать и подготовить для наших проектов талантливых ребят, с которыми мы могли бы поднять индустрию компьютерных игр на новую высоту.

В. Сухомлин: То, что Вы выбрали для работы со студентами именно факультет ВМК МГУ обусловлено доброй памятью об альма-матер или более прозаическими причинами?

С. Орловский: Дело в том, что создание современных компьютерных игр - занятие достаточно наукоемкое. Здесь требуется и хорошая физико-математическая подготовка, и глубокое понимание существа сложных мультимедийных алгоритмов, знание многих оптимизирующих преобразований и методов, работа на основе современных принципов организации распределенных вычислений, совершенное владение языками программирования и многое другое. А поскольку игровая индустрия очень многогранна и требует объединения самых разнородных знаний, лучше всего отвечает ее нуждам именно университетское образование, которое также охватывает практически все основные области человеческой мысли. На мой взгляд, образование, предлагаемое факультетом ВМК МГУ, на данный момент является наиболее "профильным" для игровой индустрии. Многие выпускники ВМК, подобно мне и некоторым другим нивальцам, работают именно над созданием игр. Да и сам факультет уже давно участвует в подобных мероприятиях - первая Конференция Разработчиков компьютерных игр (КРИ) состоялась как раз в его гостеприимных стенах.

В. Сухомлин: Мы всегда рады видеть здесь наших воспитанников и поддерживать их благие начинания. Та конференция разработчиков игр - весьма полезная инициатива со стороны бизнеса. Хорошо, что она не заглохла на полпути, как это часто бывает.

С. Орловский: Таким образом, выбор ВМК как места проведения семинаров по компьютерным играм весьма логичен: ведущая IT-индустрия - ведущие компании в этой индустрии - ведущее учебное заведение по этому профилю.

В. Сухомлин: Как вы предлагаете двигаться дальше, после реализации идеи со спецсеминаром? Ведь обновление IT-образования - процесс сложный. Надо не только выучить профессионалов, но и добиться их востребованности.

С. Орловский: Мы уже имеем опыт совместной работы с факультетом ВМК. В рамках нашего сотрудничества мы иногда предоставляли лучшим студентам факультета возможность пройти у нас практику - и готовы и дальше продолжать эту традицию. Разумеется, у практикантов есть возможность дальнейшего трудоустройства в "Нивал" на постоянной основе.

В. Сухомлин: Да, я знаю, что "Нивал" ответственная организация, которая старается учитывать интересы факультета, чтобы учебный процесс не превращался в фоновый придаток коммерческого программирования. Хорошо бы, чтобы другие бизнес-структуры тоже придерживались некоторых этических норм в своей деятельности. Например, не брали студентов на полную ставку до окончания четвертого курса, что помогло бы университетам и ВУЗам выполнять свои образовательные задачи, не выхолащивая их суть.

С. Орловский: Мне еще хочется отметить, что создаваемый нами семинар - своего рода пробный шар. Во многих учебных заведениях по всему миру появляются целые факультеты, посвященные разработке компьютерных игр, поэтому и мы не должны отставать от мировых тенденций. За 8 лет успешной работы практических знаний в каждой из областей игровой индустрии у нас накопилось не на один курс. Так что если первый опыт окажется успешным, мы с удовольствием будем развивать это направление в стенах родного факультета.

В. Сухомлин: Вначале данный семинар будет отрабатываться на базе системы дополнительного образования (ВКШ МГУ), при факультете ВМК. Особенностью таких семинаров является то, что в них принимают участие студенты различных факультетов университета - механико-математического, физического, химического и других. Кроме этого, семинары ВКШ проводятся в вечернее время, что удобно как студентам, так и преподавателям-совместителям. Пожелаем же успеха этому начинанию!

Владимир Александрович Сухомлин (sukhomlin@oit.cmc.msu.ru) - профессор факультета ВМиК МГУ им. Ломоносова.


  Рекомендовать »   Написать редактору  
  Распечатать »
 
  Дата публикации: 09.07.2005  
 

     Дизайн и поддержка: Interface Ltd.

    
Rambler's Top100