|
|
ПЛАТИ - И ПОСТУПИШЬ
Труд №097 за 01.06.2005
ИЗ 1,3 МИЛЛИОНА НЫНЕШНИХ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ ЛИШЬ ПОЛОВИНА МОЖЕТ ПРЕТЕНДОВАТЬ НА БЕСПЛАТНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ВУЗАХ Сегодня российские школьники (те, кто не сдает единый экзамен) пишут традиционное выпускное сочинение, а вузы уже начали принимать документы от абитуриентов. В этом году 11-й класс окончили 1 миллион 381 тысяча 666 молодых людей. Эксперты уже подсчитали, что продолжить обучение в высшей школе собираются более 1 миллиона выпускников. Так же известно количество бюджетных, то есть бесплатных мест в вузах - 600 тысяч. В этом году контрольные цифры приема на эти места были установлены с учетом потребностей страны в тех или иных специалистах. Жизнь показала, что в последние годы наименее востребованными на рынке труда становятся гуманитарии, экономисты, управленцы, хотя именно на эти специальности, видимо, следуя моде 90-х, продолжает рваться наша молодежь. Не желая пускать государственные деньги на ветер, Министерство образования и науки сократило квоты на подготовку филологов на 7,2 процента, экономистов и менеджеров - на 4,4 процента. В то же время выросло число бюджетных мест при поступлении в инженерные вузы и на специальность “сфера обслуживания”... Как бы то ни было, 400 тысячам абитуриентам, мечтающим о вузовских дипломах, придется поступать в негосударственные учебные заведения или на платные отделения государственных вузов. Здесь официально установленные цены колеблются от 200 до 10 тысяч долларов в год. К примеру, в МГУ имени М.В.Ломоносова стоимость обучения “платного” студента в год - от 3 тысяч долларов и выше, все зависит от факультета, на который поступаешь. Понятно, что вырастить хорошего психолога не столь накладно, как химика или физика. В первом случае достаточно умных профессоров, а во втором, кроме них, нужны дорогостоящие лаборатории, оборудование, реактивы. Но и на платное отделение МГУ или, скажем, Санкт-Петербургского университета принимают далеко не всех желающих заплатить энные суммы, а лишь тех, кто на вступительных экзаменах не добрал проходной балл. Сохраняется ли сегодня “равный доступ к получению высшего образования на конкурсной основе”, декларируемый законом? Формально - да. Но если учесть, что большинство бюджетных мест в элитных вузах в этом году займут победители школьных олимпиад, золотые и серебряные медалисты, “егэшники”, набравшие по профилирующему предмету от 90 до 100 баллов, и льготники, то обычным абитуриентам рассчитывать практически не на что. Тем более что именно на бюджетные места, как правило, нацеливаются родители, готовые платить за поступление своих детей взятки в 10, 20, а то и 50 тысяч долларов. И, как бы ни было печально, отпрыски нуворишей, убежденных, что за большие деньги можно купить всех и все на свете, оказываются в рядах студентов. По данным экспертов, оборот теневых денег в высшем образовании сегодня оценивается в 2 миллиарда долларов, а вузовская коррупция, как считает руководитель фонда ИНДЕМ Георгий Сатаров, сравнима с коррупцией на российских дорогах. Впрочем, беспокоиться о том, что кто-нибудь из нынешних выпускников вообще никуда не поступит, вряд ли стоит. Серьезные конкурсы ожидаются лишь в престижных вузах, которых у нас несколько десятков. А более слабые вузы (в основном платные) с милой душой подхватят и тех, кто в школе не вылезал из троек. Несмотря на то, что из-за низкого качества обучения лицензии в ряде российских вузов приостановлены, их общее число (вместе с филиалами) по-прежнему превышает 3 тысячи. Так что мест, как говорится, хватит всем. Только вот абитуриентам и их родителям стоит задуматься: а так ли уж нужен им “липовый диплом”, с которым потом на приличную работу вряд ли удастся устроиться? К сожалению, сейчас, в преддверии всеобщей вступительной лихорадки, об этом мало кто задумывается. Мацкявичене Марина.
|
Дизайн и поддержка: Interface Ltd. |
|