|
ЧТО ТАКОЕ КАЙЯ-КАЛЬПА?
«Кальпа (kalpa - предписание, правило, способ действия, конструирование, обряд, желание, решение вопроса) - в индийском культурном контексте обрядовая практика (кальпа-сутры - ритуаловедческие тексты, составляющие первую дисциплину Веданг), а также безначальные и бесконечные мировые периоды, эоны».
(Энциклопедия «Кругосвет».)
«Сиддхантачара. Сиддхантачара имеет огромнейший арсенал йогических техник, в том числе и легендарную Кайя-Кальпу (технику радикального продления жизни)».
(Ачара - ступени тантрической практики.)
«Кайя-Кальпа (санскр.) - наука омоложения физического тела с использованием трав, металлов, минеральных солей, диет, пранаям и определенного образа жизни, разработанная тамильскими сиддхами. Кайя-Кальпа - это знание того, как сделать тело способным выполнять то, что от него требуется. Кайя-сиддхи (санскр.) - в Сиддха-Сиддханте, а также в Шайва-Сиддханте и других традициях Йоги так принято называть процесс, с помощью которого йог трансформирует свое тело из физического в духовное и реализует бессмертие».
(Степанов А.М. Большой словарь эзотерических терминов. Толковый словарь по оккультизму, эзотерике и парапсихологии.)
«Китуправешика (Каая-Калпа) - это такая процедура, которую никто не должен решаться предпринимать самостоятельно. Если зубы, ногти и волосы выпадут, как об этом говорится в Амалака-Расаяне, но не «вернутся обратно», - такова будет расплата за риск. Доктору также следует предвидеть все возможные опасности и предусмотреть контрмеры на каждый такой случай. Он должен также ввести пациента в курс всех проводимых процедур и предупредить о возможных осложнениях. Ошибки случаются в процессе выбора Расаяны в соответствии с индивидуальными особенностями пациента. В этом вопросе весьма существенны научные знания. Китуправешика - это методика лечения, которая была возрождена вновь на основе практического опыта благодаря именно этим факторам - научному подходу и знаниям. Сейчас настало как раз то время, когда подобный тип лечения, который мы когда-то потеряли, должен быть восстановлен и возвращен людям обратно».
(В.Васудевана. (Директор «Арша-Йога-Видья-Пиитам-Траст»). Расаяна - омоложение по Ведам. // Пер. Е.Миловой специально для проекта ayurvedamarket.ru. 2011г.)
«Десять тысяч лет назад у одного индийского царя была упрямая дочь, которая не пожелала выйти замуж ни за одного из достойных царевичей, которые приехали просить ее руки. Доведенный до отчаяния, царь в гневе повелел завязать ей глаза, вывести во двор и поставить среди женихов. Тому, к кому она прикоснется, предстояло стать ее мужем, а их детям - наследниками царской династии. И случилось так, что в тот день ко дворцу пришел один святой старец, поставлявший целебные травы царскому врачевателю. К нему-то и прикоснулась царевна. Старец просил царя отменить решение, ссылаясь на свой почтенный возраст и священные обеты. Но слово царя было законом: спустя три месяца царевна должна была сочетаться браком со своим невольным избранником. Старец обратился за советом к своему учителю, и тот предписал ему курс ускоренного омоложения. Девяносто дней подряд старец питался особой пищей, выполнял дыхательные упражнения, принимал ритуальные ванны с травами и умащался священными маслами. И к концу этого срока его седые волосы снова почернели, во рту выросли новые зубы, а кожа и все тело исполнились молодой силы. Бывший старец женился на царевне, у них родилось много детей, и они счастливо прожили вместе еще много лет. Таково предание об истоках Кайя-Кальпы - «трансформации тела», тайной методики врачевания, которую на протяжении многих столетий практиковали индийские религиозные целители, даруя царям и святым мудрецам вторую молодость и долгую жизнь. Во время британской колонизации носителей этого учения жестоко преследовали, и традиция его передачи едва не прервалась. В наши дни во всем мире осталось лишь восемнадцать последователей Кайя-Кальпы, но, к счастью, она сохранилась в форме, достаточно приемлемой для людей, привыкших к западному образу жизни. Кайя-Кальпа не только ведет к омоложению, но и способствует расширению сознания и помогает принимать важные решения. Это лечение предназначено для тех, кто готов к преображению. Лучше всего оно действует на тех, кто обладает опытом духовной практики и достиг известной меры духовной мудрости».
(Кайя-Кальпа. Трансформация тела. 2007г. сайт ayurvedaplus.ru.)
«Кайя-Кальпа - древнейший индийский аюрведический подход, дающий возможность восстановления всех физиологических систем тела. Одним из самых важных преимуществ подхода Кайя-Кальпы является замедление процесса старения и обращение утекающего ценнейшего жизненного потока вспять - назад в кровеносные русла, сердце, конечности и системы органов тела. Техники Кайя-Кальпы позволяют преодолеть бесконтрольно властвующие в человеческом теле психосоматические заболевания (стресс, диабет, проблемы с весом, астма, сердечные проблемы и т.д.). В настоящее время данные техники получили современную интерпретацию и были модифицированы с учетом темпа жизни в условиях мегаполисов и информационной перегруженности. Сейчас программа Кайя-Кальпы включает в себя утренние упражнения по Йоге и Пранаяме (техники управления дыханием), очищающие процедуры, специальную релаксационную программу и простые диетически рекомендации. Некоторые положительные аспекты Кайя-Кальпа-Йоги: - трансформация беспокойного ума в состояние ясности и творческой активности; - обретение внутренней силы и мудрости; - раскрытие внутреннего потенциала; - обретение умения обращать отрицательные ситуации в позитивные возможности; - развитие силы воли и преодоление вредных привычек; - трансформация эмоций гнева, страха и беспокойства в положительные состояния осознания; - умение найти практическое выражение творческих идей в любой сфере жизни; - установление связи с Духовным Миром; - обучение существованию в более высоких состояниях сознания; - восстановление собственного тела естественными природными методами, развитие большей гибкости и пластичности; - омоложение души и тела, что сохраняет (и поддерживает в течение всей жизни) красоту телу, лица и глаз (зеркало души), способствует крепкому здоровью и долголетию. Многие люди говорят, что их состояние после первого класса Кайя-Кальпа-Йоги - одно из лучших, которые они имели за последние несколько лет жизни. С помощью техник Кайя-Кальпа-Йоги ученик отпускает внутреннее напряжение, остается спокойным даже в тяжелых стрессовых ситуациях, пребывает сбалансированным, сохраняя свой естественный ритм жизни, следует творческому стилю жизни».
(Йога-Терапия. Кайя-Кальпа.)
«Кайя-Кальпа через Единение. Человек никогда не удовлетворяется достигнутым. Он всегда стремится получить всё больше и больше, денно и нощно прикладывая все усилия, чтобы стать чем-то. Желание достичь высот, вероятно и заставляет его встречать каждый рассвет, наполняясь надеждами. Своих целей мы можем достичь, усвоив многие методы, но наилучший - это слиться в ОДНО с тем, чем мы хотим стать. Единение очень важно для успеха в жизни, и мы хотим учить медитации единения - пути к успеху. Сначала надо научиться единению с пятью элементами, из которых состоит наше тело, то есть: стать едиными с элементом Земли, элементом Воды, элементом Огня, элементом Воздуха и элементом Пространства. Помимо пяти элементов, если вы хотите стать непревзойдёнными, достичь своей цели и преобразовать мир, то вы можете достичь этого через единство с Умом, единство с Буддхи (интелектом, инструментом принятия решений), единство с Эго, единство с Сознанием. Всё есть сознание. Всё в мире имеет силу движения, развития, распространения. У каждого атома или клетки тела или вселенной есть сила. Вам следует это понять. Эта сила называется энергией. Все имена божественной Матери в Индуизме - это разные виды энергии, а вы - часть этих энергий. Вы ищете свой исток, а вашим истоком является тишина. Если вам хочется насладиться единением со всеми элементами и их качествами, вам надо отбросить всё. Если вы, наслаждаясь единством всех этих энергий, кого-то любите, то ваша любовь может стать уважением, покровительством или даже проклятием. Всё зависит от того, какую любовь вы взрастили. То же применимо и к остальным видам энергии, будь то тайные обряды, благодарность, духовность, бизнес - что угодно. Все эти энергии внутри вас, и кем бы вы ни хотели стать, вам надо стать едиными с этим. Единство приносит в жизнь успех. Успех - это созерцание, медитация, это свобода. ОДНО или полное Единение - вот единственный ответ. Кайя - с тамильского переводится как тело, а Кальпа - эффективные методы. Кайя-Кальпа - уникальная целебная терапия, принадлежащая Традиции Сиддхов. Путь Кайя-Кальпы является самостоятельным путем, и его главная задача - омоложение нашей клеточной матрицы, чтобы увеличить ее долговечность. Для полного изменения клеточной памяти, как заверяют древние сиддхи, требуется не менее шести-десяти лет. Главный принцип этой медицины заключается в том, что сиддхи стремятся держать ферменты в ячейках ткани в их нормальном функциональном условии. Во время периода терапии оживляются эти ячейки и их состав изменяется. Спокойствие ума и нервов, а также спокойствие без напряжения костей и мускул, - все это предотвращает старение и делает человека свободным от болезней даже во время старшего возраста».
(Кайя-Кальпа - наука естественного омоложения и продления жизни. Сайт pilotbaba.com.ua.)
«Люди превратили слова «йога», «тантра», «джняна», «сиддхи», «аюрведа» в дешевое Шоу, которое скоро будет идти на телевидении. В наше время не увидишь мистиков, летающих в позе лотоса по небу, и никто никогда не увидит. В тонком теле полеты в бредовом состоянии, или иллюзиях, это не показатель силы, нам коренные нужны чудеса или полеты в физическом теле по воздуху, как в древности это делали мудрецы-сиддхи. Многие называют себя Гуру или мастерами Кайя-Кальпы (Медицины Долговечности). Кайя-Кальпа - это учение не Северной Традиции Индии. Кайя - чисто тамильское слово, обозначающее тело, а «кальпа» или «карпам» - это тамильское слово, обозначающее эликсир долговечности. То есть, термин «кайя-кальпа» можно перевести на русский как «Медицина Долговечности Тела». Эта была тайная наука, разработанная тамильскими Сиддхами еще 12.000 лет назад, когда не существовала ни Аюрведа, ни Расаяна. Имеются некоторые тексты, копии манускриптов на тамили, которые показывают, что Горакханатх и Матсиендранатх (ответвление Северных школ Натхов) знали учение Кайя-Кальпы от древних мастеров, таких как Шива, Агастияр и др. Также имеются ценные труды по Кайя-Кальпе на тамили. Впоследствии, передавая свои знания на Санскрите, они развили учение Расаяны - переделав учение Кайя-Кальпы, но не дали полную методологию, так как это очень тайное учение, делающее тело бессмертным, как у даосских отшельников, которые жили по 1000 лет не старея. Только на тамили уцелело огромное множество тайных знаний, как Кайя-Кальпа и другие. Но они написаны мистическим языком, и люди пока не готовы понимать эти тексты, поэтому они не пользуются спросом. Сегодня все больше и больше изобретаются различные Йоги, с названиями Баджана, Сахаджана, Матаджана, Прабхубпаджана, но которые нигде на записаны в древних источниках, которые никогда не практиковали в Индии. Но люди - как овцы, привыкли доверять всем тем, кто купил четки за пять рупий, помазал лоб пеплом и одел какой-нибудь балахон - называя себя великим Гуру и Духовно Постигшим тайны Вселенной. Так, каждый трубит, что знает Кайя-Кальпу, Расаяну и другие тайны - но продолжают они стареть, ходить слабыми и как все продолжают болеть, с жадностью ищя новых доверчивых учеников и их пожертвования. Никто не хочет заморачиваться с «тяжелыми» мистическими текстами, их очень тяжело понимать, а ищут что-то легкое, типа «Шива-Самхиты», которую и ту переводят с ошибками. Но сотни школ комментируют этот текст, считая это Великой Истиной Шивы. Но проходят годы, и никто ничего не достигает, даже простого пробуждения Кундалини. Да, они думают, что пробудили её, но на самом деле, услышали только её глубокий храп, потому что настоящее пробуждение дает все - и полеты по небу, и изменение тела. Так, все купаются в иллюзиях Кали-юги и лишь немногие видят тайны и истины скрытой Йоги Шивы, куда ни одному мошеннику с грязным умом и желаниями не добраться. Потому что Шива с великой заботой охраняет это Знание. Ни за какие деньги эти секреты не купить, как покупают имя и звание. Секреты Шивы не продаются - вот великая Истина. И еще великая истина - настоящую Йогу Шиву знают единицы, к которым относятся Риши, Сиддхи. Они то и стали Бессмертными, а не дешевыми болтунами о Бессмертии. Но кто понимает это?».
(Шоу Духовности. Питание и Аюрведа. 16.02.2011г. Одесский форум.)
«Аюрведа - это система медицинских знаний, которая поддерживает здоровье ауры человека или же его семи тонких тел. Аюрведа-Тантра (Кальпа-Тантра) является высшей формой аюрведического знания, поскольку исследует универсальные возможности нашего организма и практическую философию бессмертия. Если обычная Аюрведа очень близка к медицинской науке, то Аюрведа-Тантра больше склонна к магии и к йогическому мистицизму. Классическая Аюрведа направлена на оздоровление тонких тел человека и наиболее эффективное очищение физического тела организма, тогда как тантрическая Аюрведа направлена не просто на здоровье, а на сверхздоровье, на уникальные возможности нашего организма противостоять загрязнениям, а также превосходить любые неблагоприятные влияния планет, местной среды и живых организмов. В Тантрической садхане Аюрведа связана с Алхимией, Астрологией и Хатха-Йогой, и йогинов интересует главным образом Алхимия (Расаяна) - способность сознания контролировать биологическую и химическую структуру организма. Аюверда-Тантра использует всевозможные методы и техники современной науки и магии других религиозных систем, и учит человека использовать те методы, которые находятся у него под рукой. В основе тантрического взгляда на мир лежит понятие Божественности всей природы. В знание Аюрведы вас должно посвятить Божество через общение с учителем - Гуру. Если человек не хочет получать знания Аюрведы, а хочет просто излечиться, учитель подбирает для человека курс терапии (крийя-упайя) и ему не нужно проникать своим умом в природу Божества, дающего ключи саморегуляции. Аюрведа, как система знаний, была создана Брахмой, и изучалась, как правило, только браминами (священниками). Распространение Аюрведа получила через воплощение Господа Вишну в форме Дханвантары, который принес классические техники и обычаи аюрведического лечения. И наиболее продвинутые технологии Аюрведы открывает Господь Шива в форме Мритьюнджаи-Натха (бессмертного Господа). С точки зрения Брахмы само получение знания Аюрведы уже лечит, достаточно его получить из авторитетного источника - от Гуру. С точки зрения Вишну знание Аюрведы должно быть передано, как исцеление души и тела, где аспект души имеет главное значение, а само исцеление происходит за счет воссоединения отдельной души (дживы) с вселенской душой (Атманом). С точки зрения Шивы знание Аюрведы должно быть развито до уровня сверхспособности, где человек силой мысли или силой мантры может управлять своими физическими органами - останавливать сердце, изменять костную структуру, менять ткань кожи и т.д. Аюрведа-Тантра исследует все три точки зрения, и ориентируется на взгляд Шивы. Аюрведа-Тантра предлагает человеку обрести мудрость в сфере повседневной деятельности и выполнять любое действие, как особый ритуал. Обладая знанием Аюрведы, вы будете по-новому принимать ванну, бриться, накладывать косметику, пить вино, есть пищу, заниматься сексом, ходить на работу. Все эти действия станут за счет концепции ритуала осознанными, управляемыми и наделяющими энергией. Ритуальность каждого действия - это ведическое мироощущение браминов, людей, которые почитают разум, науку и мудрость. Обычаи, которые складываются в современном обществе века Кали-юги, как правило, пагубны и вредят здоровью. Знание Аюрведы позволяет постепенно поменять привычки курить, пить, есть, спать, говорить и другие и вывести их на уровень управляемости. Изменение привычек и культивирование новых, более качественных возможностей тела - это базис мироощущения в Аюрведе. Сама Аюрведа в отличие от западной медицины направлена на излечение болезни в ее зародыше, а не в стадии развития, а также имеет индивидуальный подход в приготовление лекарства и формы его применения. Человек должен увидеть потенциальные отклонения своего организма и начать приводить его в норму до того, как болезнь наберет обороты. Лечение должно происходить не только на уровне физического и эфирного тела человека, как в западной медицине, а на уровне всех тонких тел человека. Для каждого тонкого тела человека проводится отдельная терапия. Чтобы освободиться от болезни окончательно, а не погасить ее действие на время, она должна быть разрушена на уровне всех тонких тел человека. Быстрое лечение позволяет снять боль с физического плана, полное лечение направлено на то, чтобы провести воздействие на все семь основных слоев ауры человека. В Аюрведе лечение происходит сверху вниз - то есть сначала убираются тонкие причины болезни с верхних слоев ауры, а уже потом идет физического воздействие. Лечение в Аюрведа-Тантре связано с пробуждением Кундалини, сверхэнергией человека в форме змеи, которая дремлет в копчике. Змея и чаша с водой есть символом медицины, поскольку именно изменение параметров действия Кундалини и водной среды организма позволяет разрушить болезнь. Наивысшего мастерства в управлении своей Кундалини добивается йогин-тантрик. В отличие от классической Хатха-Йоги, где йогин пытается изменять свое тело за счет гимнастики, дыхания и концентрации, в Тантре используются мантры (мистические звуки), янтры (магические образы) и мудры (мистические жесты), с помощью которых и происходит управление телом. Болезнь также лечится с помощью прочтение мантры, визуализации образов Божеств и определенных ритуальных действий с 5 стихиями. Получив от Гуру знание мантры, янтры и мудры, человек активизирует в своем теле силы Кундалини-Шакти и, по сути, излечивает себя сам, а не полагается на лекарство. Тантра ориентирует человека на обретение элементарных медицинских знаний и универсальных ключей мудрости, чтобы он стал сам для себя врачом своих слабостей. Главным инструментом лечения в Тантре является мантра - специальное магическое заклинание, которое прочитывается врачом или же передается для чтения человеку. Для вхождения в постоянно действующий поток Аюрведы необходимо получить посвящения в мантру Гаятри, в мантру Дханвантары, в мантру Ганеши, в мантру Шивы и в мантру Дурги. Главным принципом в Аюрведе-Тантре есть насыщение физического тела блаженством и перевод его в вибрацию божественного наслаждения, иными словами боль должна перейти в свою противоположность и таким образом болезнь растворится. Если у человека нет болезней, тогда он будет учиться быть неуязвимым и неразрушимым, переполненным огромным количеством неиссякаемой силы. Через генерирование сексуального блаженства можно вылечить практически любую болезнь, поскольку сексуальная энергия порождает семя жизни, она дает новые клетки, которые заменяют больные. Поэтому в Аюрведа-Тантре познанию сексуальной энергии отводится основное место, сквозь призму этой энергии идет работа со всеми остальными системами организма. В сексуальной сфере находится, как правило, главная проблема между соматическим и психическим уровнем проявления, здесь проблемы тела и психологии неразделимы. Помимо того, что Аюрведа отстраивает наиболее оптимально здоровье тела, она также способствует благому обустройству социальных процессов, то есть наряду с исцелением органов в социальных кармах человека также происходит исцеление и приходит процветание».
((Гуру Шиваисса. Аюрведа-Тантра. сайт termit.in.ua.)
«Тема сегодняшней лекции очень интересная. Что означает Кайя-Кальпа? Кайя - означает молодость, вечное здоровье, Кальпа - это оболочка, в том смысле, что это - наше тело. Вместе, Кайя-Кальпа - «вечно молодое тело» или то знание, которое помогает нам иметь такую возможность. Однако, мы все знаем, что наше тело не вечно. От природы мы получаем вполне определенный срок жизни. С точки зрения физиологии тела, с точки зрения процесса дыхания, природа дает, ну, при правильном образе жизни, мы можем жить спокойно 120 лет. Но, к большому сожалению, сегодня, дожив, где-то, до 60 лет, мы удивляемся: «Как хорошо, что я еще живой?!». Возникает такой вопрос - почему мы не можем сохранить жизнь на протяжении времени, отпущенного нам природой? Русский язык очень богатый и удачный, для выражения главных жизненно важных вопросов; эти вопросы такие - «Кто виноват?». А второй важный вопрос, уже даже замеченный Чернышевским, - «Что делать?». Природа, в основном, дает каждому ребенку от рождения идеальное здоровье. Вопрос его сохранения волновал людей с давних времен. Он был предметом исследования древних Риши. Они хотели знать, в чем состоит эликсир бессмертия. Их открытие - это система Кайяа-Кальпа («вечно молодое тело») - остановка процесса старения организма и сохранение здоровья, данного природой. Это не фантазии, следовательно, вопрос в том, что нам мешает, если наша жизнь реальна? Так как одна из немногих вещей, зависящих в этом мире именно и только от нас - наше здоровье (многое, на самом деле, в мире от нас так не зависит). Все хотят быть молодыми и привлекательными, почему же тогда есть такая проблема? Какая же главная наша проблема? Ответ состоит в том, что иногда, на самом деле даже очень часто, мы не имеем СОЕДИНЕНИЯ со своим ВЕЧНЫМ ПРИНЦИПОМ, ВЫСШИМ Я, нашей ДУШОЙ. Есть главные принципы, следование которым обеспечит вам, не обещаю четырехсот лет, но хотя бы 120 лет здоровой жизни. Принципы таковы: 1. Сознательность. Первый главный принцип - это наше сознание. Все, даже очень простое дело, надо делать сознательно, максимально осознанно. На самом деле, это очень серьезное требование. Надо иметь огромное желание и силу воли, для осуществления этого принципа. Существует много практик, которые позволяют иметь максимальное соединение со своим сознанием. И для этого не обязательно кушать стекло или спать на гвоздях. Достаточно, быть с природой, жить с ней, находиться в неразрывной связи с нашим источником. Это может быть, только если вы имеете реальное соединение со своим Настоящим Я. Вроде бы, все сказанное всем давно понятно, но что же тогда нам мешает так жить? Ответ - Ум. Тогда вопрос в том, как можно правильно направлять этот инструмент? Им очень сложно управлять, ум любит находиться в мечтах или ретроспекциях. Но, именно, «положив» его на настоящий момент, мы получим соединение со своим Высшим Я. Эта проблема правильного соединения была предметом изучения не только восточных мудрецов. Вопрос корректного направления мышления очень тонкий и сложный. Предложенный мудрецами путь решения этой проблемы - комплекс аюрведических процедур - Кайя-Кальпа. Кайя-Кальпа позволяет за несколько недель омолодить даже 80-летнего человека. Научное наблюдение показывает, что до 30 лет организм человека легко саморегулируется и демонстрирует прекрасную способность саморегенерации. Много людей спрашивают, что делать после? Ответ прост - выделить для собственного здоровья хотя бы час в день. Это не много, но я еще ни разу не встретил такого человека, который сказал бы мне, что, да, я могу каждый день в определенное время отдавать час своему здоровью. Это один из необходимых пунктов Кайя-Кальпы - отводить 30 минут с утра и вечером для себя. Очень простые процедуры осуществляются в это время. Дисбаланс нашей изначальной гармонии - самая главная наша ошибка. Процедуры Кайя-Кальпы призваны восстановить баланс. Это общедоступные процедуры, вам не надо сразу открывать третий глаз или левитировать, а надо выполнять их всего 30 минут с утра, плюс внимательная жизнь, сохраняющая сознание нашей гармонии. Существуют такие простые упражнения, как концентрация на огонь (тратак) или просто йогический сон (йога-нидра). Вам не надо тратить время на псевдоотдых типа курения, просмотра телепередач, пьянство, бесконечные разговоры по телефону. Минимальное время, которое можно отводить для занятий йога-нидрой - 15-20 минут. Если у вас нет больше - этого времени достаточно. Если у вас есть интерес к этой технике, в ближайшее время будет проведена лекция по йогическому сну. На своих занятиях здесь в Государственном музее Востока и в культурном центре «Басманное» мы даем эти и многие другие техники. В том, что я сказал, нет почти ничего нового. Эти прописные истины известны и доступны всем. Теперь вы можете постараться иметь связь со своим сознанием, что принесет радость вам и вашим друзьям. 2. Чувство меры во всем. Еще один принцип, который можно добавить к уже сказанному - это принцип умеренности. Другими словами - не надо быть фанатом чего-либо. Обязательно, фанатичное начало плохо заканчивается. Любое понятие и знание этого мира очень тонкое. Надо учитывать очень много аспектов каждого явления. Сюда входят как индивидуальные особенности организма, так и место проживания, и страна, и многое другое. И принцип умеренности должен быть применен к любому аспекту вашей жизни. 3. Свобода от зависимости: материальной и ментальной. Предыдущие два принципа реально воплотимы, они не очень трудны. Но третье требование - очень серьезное, нет гарантии того, что, постаравшись, вы его сразу выполните. У нас существует два вида зависимостей - физические и ментальные. Первый тип очевиден: всем надо питаться, спать, где-то жить (т.е. нужен дом) и решать еще тысячи других необходимых вопросов. Мы имеем зависимость от этого физического мира, мира материи. Но основные проблемы начинаются, когда эта зависимость проявляется в ментальном виде: «Это - мое, то - мое, это - твое…» Мы забываем, что мы приходим в этот мир с первым вдохом и уходим из него с последним выдохом, ничего не унося с собой. Все остается позади, после нашего ухода. Нет ничего. Если мы это по-настоящему понимаем, то у нас есть шанс освободиться от этой ментальной зависимости. Главное - это необходимость и ее удовлетворение - это физическая зависимость. Но серьезные проблемы начинаются с появлением именно ментальной зависимости. Так, обычно, при первом знакомстве мы ничего не думаем плохого, у нас нет предвзятости, по отношению к новому для нас человеку (только хорошие мысли о нем). Проблемы начинаются потом, когда мы что-то считаем о нем, считаем его обязанным чем-то. Тема ментальной зависимости очень глубока и требует отдельного времени для обсуждения. Сейчас вы располагаете достаточным количеством информации, для обдумывания. Кайя-Кальпа, конечно, более сложный комплекс, чем изложенные мной принципы, рассчитанный на 3 месяца ежедневной практики, и, для тех, кто имеет профессиональный интерес, может быть изложен более подробный научный подход».
(Кайя-Кальпа - тантрические секреты вечной молодости и красоты. По материалам сайта srivijayanand.com.)
«Омоложение с помощью растительных продуктов. В алхимических процессах, описанных в Тантрах, широко применяются различные растения. Эти растения называют дивьяушадхи (божественные медицинские растения). Упоминается более двухсот таких растений. Считается, что минералы и металлы, не обработанные такими растениями, не могут обладать лечебными свойствами. Даже почитаемая ртуть должна быть обработана ими. Одно такое растение - джьётишмати (Cardiosprmum) - считается очень мощным в этом отношении. Медицинское масло, изготовленное с ним и с некоторыми другими растениями считается прекрасным омолаживающим средством. Описывается такой способ изготовления: равные количества джатихпалы (мускатный орех, Myristica fragrans), капуры (камфора, Cinnamomum camphora), ела (кардамон) и какколака (Piper cubeba) размалываются. Одна карсха этой смеси тщательно перемешивается с маслом джьётисхмати. Затем это масло помещается в гладкий отполированный глиняный сосуд, который кладётся на груду риса падди, измеряя каждые тридцать, шестьдесят, восемьдесят или девяносто пала. Количество падди не должно быть ни больше ста пала, ни меньше тридцати пала. Таким образом, масло хранится больше трёх недель в месте без сквозняков. Одна пала масла берётся на рассвете. В конце дня принимается пища, состоящая из молока и риса шастика. Когда наступает жажда, принимаются молоко и молочные продукты. Принимающий это, наделяется способностью слышать на большом расстоянии, употреблять ядовитые вещества и излечивается от восемнадцати видов проказы. Это масло является панацеей. Принимающий его в течение пяти месяцев, достигает соединения с Брахмой и наделяется молодостью. Употребление этого масла в течение шести месяцев дарует наслаждение нирдеха-сиддхами. Продолжительность жизни становится как у Брахмы. Омоложение лекарственной водой и почвами. В «Расарнава-Кальпе» говорится: «На берегу реки Сона есть водоём, наполненный чистой водой. Наблюдательный садхака должен набрать почву этого водоёма. Серебро, заключённое в комке этой почвы и прожаренное на огне, начинает блестеть подобно луне. Тот, кто примет эту почву внутрь, проявит симптомы обморока - падение, сильная дрожь, потеря сознания. Чтобы утолить его жажду, надо дать молока. Принимающий эту почву как лекарство в течение шести месяцев, становится неподверженным болезням и обретает бессмертие. У него исчезают морщины и седина и он выглядит как шестнадцатилетний юноша». «Расарнава-Кальпа» также описывает омоложение с помощью воды, нисходящей с определённых гор. Свидетельства случаев омоложения. В «Катха-сарит-сагаре» рассказывается несколько историй, смысл которых заключается в том, что можно возвратить молодость и преобразовать металлы в золото с помощью обрядов и ритуалов, проводимых определёнными посвящёнными в высшее знание йогинами и сиддхами. Есть история о короле Виллассхеле, который после длительного властвования, сопровождавшегося удовольствиями, очень сильно расстроился из-за наступившей старости. «Как я предстану перед королевой с лицом, обрамлённым седыми волосами подобно лотосу, засыпанному снегом?» Он призвал своего лекаря и спросил у этого мудрого человека, есть ли какой-нибудь способ избежать старости. Министры пытались отговорить короля от его затеи: «О, Король, благодаря великодушию, аскетизму и самоотречению людей древности, и благодаря той эпохе, такие эликсиры изготавливали. Но лекарства, о которых мы слышим в наше время, о, Король, из-за некоторых составляющих, входящих в них, производят прямо противоположный эффект; мошенники, работающие в этой области, насмехаются над поверившими глупцами. Можно ли вернуть прошлое, о, Король?». Однако король не стал их слушать. Он подготовил подземную комнату и удалился туда в соответствии с предписанием своего лекаря. Обслуживаемый лекарем, король находился в этой подземной пещере и покорно принимал лекарства и другие средства в течение шести месяцев. Этот вероломный лекарь, видя, что старость короля прогрессирует, поймал молодого человека, внешне похожего на короля. Затем он прорыл туннель, соединяющий эту комнату и отдалённое место, убил короля, спрятал его тело, а на его место поместил этого юношу и закрыл туннель. На следующий день лекарь объявил: «С моей помощью король снова стал молодым за шесть месяцев, но ему понадобится еще два месяца для окончательного изменения». Затем каждый день в течение двух месяцев лекарь показывал «королю» его вещи и говорил ему, как они называются. Через два месяца, будучи хорошо откормленным, он был выведен наружу со словами: «Это наш король, восстановленный с помощью лекарств». Молодой человек начал исполнять королевские обязанности и посещать королевский гарем. Все люди поверили, что король - это прежний правитель, изменившийся с помощью лекарств, и никто не заподозрил лекаря в мошенничестве. Король почитал лекаря, но никогда ничего не доверял ему. Знания индусов о продлении жизни и возвращении молодости привлекали внимание иностранцев, посещавших Индию. В своей книге об Индии Аль-Бируни пишет: «У них есть наука, похожая на алхимию, всецело им принадлежащая и носящая имя Расаяна, образованное от корня «раса» - золото. Это искусство, в котором используются определённые операции, лекарственные препараты и соединения, большинство которых имеет растительное происхождение. Расаяна возвращает здоровье безнадёжно больным, пожилым возвращает юность, и они становятся такими, какими были в период полового созревания, белые волосы снова становятся тёмными, острота чувств, в том числе и сексуальных, становится как у юноши, продолжительность жизни в этом мире увеличивается. А почему нет? Не имеем ли мы уже упоминания о Расаяне как об одном из методов достижения освобождения такого авторитета, как Патанджали? Марко Поло, описывая чугчи (йогинов), живущих 150 или 200 лет, пишет: «Эти люди употребляют совершенно незнакомый напиток. Они смешивают серу и ртуть и пьют эту смесь дважды в месяц. Это, по их словам, дарует им долгую жизнь, и принимают они его с детства». Фрэнсис Берниер отмечает: «Существуют другие, совершенно не похожие на этих, очень странные люди; почти все они постоянно странствуют; они насмехаются над любой вещью, они ничем не обременены и сохраняют тайну; говорят, что они знают, как получить золото и как преобразовать ртуть таким чудесным образом, что две гранулы, принятых утром, возвращают телу прекрасное здоровье и так стимулируют работу желудка, что становится довольно трудно утолить голод». Роль серы в тантрическом омоложении организма. Когда Деви спросила, как можно использовать серу для благоденствия, процветания и счастья так мало живущих человеческих существ, подверженных различным болезням, Господь ответил, что существует сера трёх цветов - жёлтого, белого и голубиной раскраски. Великомудрый, Он расположил эти три вида как обладающие высокой, средней и слабой эффективностью соответственно. Наилучшую разновидность серы принимают внутрь после очищения организма с помощью рвотного и слабительного. Пища должна состоять из риса, сортов шастика или шали, пшеницы и козьего мяса. Кроме того, надо употреблять ячмень, бобовые, молоко, мёд и очищенное сливочное масло. Надо исключить слишком острую и вяжущую пищу, растительное масло, прокисшую кашу, соль, кислые травы и пишу, начавшую прокисать. Ртуть и сера могут превратиться в нектар или яд, в зависимости от способа применения. Если их применяют по правилам, они становятся нектаром, а если же правила не соблюдаются, они превращаются в яд. Серу также можно употреблять с маслом ватари (касторка, Ricinus communis) и соком трёх миробаланов. Это приносит освобождение от дряхлости и нужды. Использование серы в течение одного месяца излечивает восемнадцать видов проказы, ревматизм, язвы, туберкулёз, свищи, восемнадцать расстройств, вызванных дисбалансом вайю и расстройства, вызванные плохой кровью. Шесть месяцев приёма серы разглаживают морщины, убирают седину, даруют юность, наделяют сверхъестественным видением и огромной силой, как у второго Шанкары. Одна пала серы, принимаемая с молоком в течение шести месяцев, излечивает различные кожные болезни, в том числе стригущий лишай и чесотку. Если принимать это в течение года, разрушается дряхлость и смерть. Одна пала очищенного сливочного масла, полученного из коровьего молока и сера, принимаемые в течение трёх месяцев, даруют изумительный внешний вид. Половина палы серы и одна пала ртути, принимаемые в течение года, даруют три тысячи лет жизни. Состав, содержащий одну палу серы, три палы сока каньи (Aloe Indica), три палы серного колчедана и четырнадцать пал сахара (кханда), принимаемый в течение одного месяца, освобождает от всех болезней. Шесть месяцев применения серы разрушают дряхлость и даруют способность принимать форму бога Кама. Одна пала серы, одна пала ртути, три палы чесночного сока и половина палы сахара, принимаемые шесть месяцев, излечивают все болезни и помогают приобрести хорошее телосложение. Сера, слюда и ртуть, вымоченные в соке ниргунди (Vitex negundo) и одна кашра слюды, семь раз вымоченная в молоке, прожаренные вместе в закрытом сосуде, разрушают старость и отгоняют нужду. Сера, с помощью сока качамачи (основа для изготовления ликёров) разрушают стригущий лишай и экзему. Сера с соком пунарнавы (Boerhavia diffusa) разрушают три вида яда. Равные количества жёлтой серы и очищенного сливочного масла, полученного из коровьего молока, разрушают яд змеи или отраву. Сера с маслом эранда (Ricinus communis) лечат болезни грахани (болезни кишечника), а сера, смешанная с мелкой пылью железа, излечивает желтуху. Серой с гранатом лечат дизентерию. Сера с мелассой излечивают экзему. Сера с очищенным сливочным маслом и мёдом в течение шести месяцев изгоняют дряблость и нужду. Сера с примесями для внутреннего применения должна быть предварительно очищена. Метод, описываемый в «Раса-ратна-самуччайе», такой: серу растворяют в коровьем гхи, а затем этот раствор процеживают через ткань в молоко или сок брингараджа. Затем это промывается тёплой водой. Этот процесс повторяется несколько раз. Другой способ заключается в том, что отверстие сосуда с молоком закрывают тканью, на которую кладут размолотую серу. Сверху её закрывают глиняной чашей, которую нагревают снаружи так, что сера начинает расплавляться и капать в молоко».
(Джагги О.П. Йогическая и Тантрическая медицина. / Пер А.Агапкиной. сайт yogin.ru.)
««У них есть очень своеобразная наука, напоминающая алхимию. Они называют её Расаяна… Расаяна состоит в выполнении определённых операций с препаратами и сложными снадобьями, изготовленными в основном из растений. Благодаря принципам Расаяны у безнадёжно больных восстанавливается здоровье, к увядающим старцам возвращается молодость, так что они становятся такими же, какими были в период полового созревания; белые волосы вновь чернеют, появляется острота чувств, юношеская подвижность, восстанавливается потенция, и жизнь человека в этом мире продлевается на весьма долгий срок». (Аль-Бируни. «Индия»). Кайя-Кальпа (санскр. «вечное тело») - наука омоложения физического тела с использованием трав, металлов, минеральных солей, диеты, дыхательных и физических упражнений Хатха-Йоги, разработанная и применявшаяся в Древней Индии и впоследствии в Китае и Тибете. Исходя из имеющихся данных, можно предположить, что Кайя-Кальпа - традиция, уходящая своими корнями в глубокое прошлое, возможно, в Мохенджо-доарийский (Хараппский) период. Историки отмечают, что Хараппская Цивилизация существовала задолго до Вед и за несколько тысячелетий до начала христианской веры. Раскопки, проведённые в Мехгархе (Пакистан) археологом Жаном Франсуа Жариджа, отодвинули дату существования Хараппской Цивилизации примерно до 8.000г. до н.э. Данные радиоуглеродного анализа позволяют датировать некоторые предметы ранее 10.000г. до н.э. Раскопки вблизи Наушахро в Белуджистане выявили в этих местах ряд городских поселений, впоследствии развившихся в большие города с населением свыше 80.000 человек. Эти раскопки подтверждают древность Хараппской Цивилизации, существовавшей ещё до Месопотамской и на две с половиной тысячи лет раньше Египетской. Именно к этой эпохе относят появление ордена Ситаров (который впоследствии был переименован в школу Расаяна), который долгое время являлся одним из основных, а точнее единственным хранителем традиции Кайя-Кальпы. В отличие от большинства религиозных орденов, Ситары, прежде всего, своей целью ставили продление жизни практикующего. «Человек способен преодолеть пять барьеров: нарай (седина), тирай (замутнённое видение), муппу (старость), ной (болезнь), маранам (смерть), и вечно оставаться молодым. Тело человека представляет собой своеобразный механизм, имеющий психоэнергетические центры, известные как чакры, которые под воздействием специальных йогических техник постепенно пробуждают высшие духовные способности» (Говиндан М. Бабаджи и традиции 18-ти сиддхов. М. Саттва. 1996г. стр. 32). Впоследствии учение Ситаров стало основой для учения тамильской школы Сиддхов. Добавив учение о слиянии с божественным, сиддхи также развили и систематизировали идеи и методы Кайя-Кальпы. Один из авторитетов этой школы - Тирумулар - называл следующие средства лечения болезней: Лечебные травы (муликай); Твёрдые соли (уппу); Кислоты (тинир); Голодание (упавасан); Компоненты тела (ударпорул); Мышьяк (паданам); Кальцинированные, пережённые металлы (локам); Экстракты, эссенции (саттху); Ртутные таблетки (раса куликай); Йога, медитация, мантры. В методы диагностики сиддхов входили: диагностика по пульсу, обследование глаз, языка, мочи, экскрементов и всего тела в целом. Чёткое определение медицины сиддхов дал Тирумулар: «Медицина - это то, что излечивает физическое тело. Медицина - это то, что излечивает ум. Медицина - это то, что предотвращает болезнь. Медицина - это то, что даёт возможность бессмертия». Остаётся только удивляться прозорливости древних, сумевших предугадать разделение медицины на терапевтическую, психоневрологическую, профилактическую и гериатрическую. Впоследствии школа Сиддхов разделилась на несколько направлений (упачар): Сиддхантачара, предназначенная для узкого круга последователей, Йогачара, позднее представленная школой Натхов, и Агхорачара, представленная школами капаликов и канпхатов. Традиция Кайа-Кальпы в какой-то степени вошла в каждую из этих школ, но наиболее полно она была представлена в школе Натхов в виде так называемого «ритуала тела» - Кайя-Садхана. Также, в XII в. н.э. алгоритм Кайа-Кальпы перекочевал в Рахасья-Каула-Сампрадайю - Кашмирскую Школу Тантризма, основанную легендарным сиддхом Ватуланатхом, который проходил обучение в школе йоганатхов. Сиддхантачара, помимо своего распространения в Индии, оказала большое влияние на становление в Китае Алхимии, Йоги и других дисциплин, направленных на продление жизни. Хроники жизни тамильских сиддхов говорят о том, что как минимум двое из девяти основателей школы Сиддхантачара (нава-нат-садху) в различные периоды жизни посещали Китай. Считается, что именно они принесли в Китай учение, впоследствии оформившееся в Даосскую Алхимию. Также следы учения сиддхов о достижении бессмертия можно найти и в Тибетском Тантризме - Ваджраяна. Достаточно лишь упомянуть, что один из авторитетнейших деятелей Тибетского Тантризма Нагарджуна был автором нескольких трактатов по Алхимии и считался современниками одним из величайших адептов школы Расаяна. Можно предположить, что как учение Ситаров в Индии явилось основой для развития традиционной индийской медицины Аюрведа, так учение школы Расаяна послужило основой для развития тибетской медицины, а школы Даосской Алхимии стали основой развития традиционной китайской медицины. На эту тему в «Чжуд-ши» (средневековый трактат по тибетской медицине) имеется интересное высказывание: «Сугаты и их воплощения ради пользы живых существ рассказывали в Индии в основном о лекарственных составах, в Китае о прижигании и очищении сосудов, в стране Дол о кровопускании, в Тибете об исследовании пульса и мочи» («Чжуд-ши». Новосибирск. Наука. 1988г. стр. 290). Сугата (санскр.) - «идущий благим способом». Также интересная характеристика Сугаты даётся в «Дхаммападе»: «Я называю брахманом того, кто знает всё о смерти и рождении живых существ, кто свободен от привязанностей и просветлён, кто Сугата». Сугатами в Тибете называли сиддхов-буддистов. Сравнительный анализ алгоритмов Кайя-Кальпы в различных традициях. «В древней Индии, как и в Китае, практиковались дыхательные упражнения, сексуальная гигиена (практика воздержания от эякуляции) и Алхимия во имя обретения здоровья, долголетия и бессмертия» (Торчинов Е.А. Даосизм: опыт историко-религиозного описания. СПб. Лань. 1998г. 448 стр.). В этой главе будут рассмотрены три дошедшие до нас алгоритма Кайя-Кальпы из индийских школ Сиддхантачара и Рахасья-Каула-Сампрадайа и китайской Даосской Алхимии. Сиддхантачара - одна из наиболее древних школ Тантризма, берущая своё начало в учении тамильских ситаров (алхимиков), которое зародилось предположительно среди коренного населения Индии до арийского завоевания. Длительное время учение Сиддхов существовало лишь в небольших группах людей, чаще низших каст. Изначально Сиддхам вообще было несвойственна религиозная деятельность, так как кастовая система не поощряла подобной деятельности. Впоследствии, по мере того, как Тантризм распространялся на другие касты, были предприняты попытки представить его одной из ветвей ведической религии. В частности, имена многих Сиддхов были переделаны в более благозвучные. Так, например, Мина (рыбак) стал впоследствии называться Матсиендранатхом (повелитель рыб). Была даже придумана легенда о его превращении в рыбу. Можно предположить, что Сиддхи были если не атеистами, то агностиками. Основными направлениями их деятельности были медицина, литература, преумножение и сохранение знаний. Медицина Сиддхов, в частности, дала один из наиболее точных и последовательных алгоритмов Кайа-Кальпы. Это: 1) сохранение жизненных энергий тела через регуляцию истечения внутренних секреций посредством дыхательных упражнений (пранаяма и Хатха-Йога); 2) сохранение и преобразование сексуальной энергии и спермы через половое воздержание и практику Тантрической Йоги; 3) использование трёх твёрдых ртутных солей (муппу), приготовленных особыми, тщательно разработанными методами; 4) использование порошков из кальцинированных металлов и минералов, таких как сера, слюда, золото, медь, железо и т.д.; 5) использование препаратов, приготовленных из некоторых редких индийских трав. Следующий алгоритм Кайя-Кальпы используется в школе Рахасья-Каула-Сампрадайа Кашмирского Тантризма: «Тантрическая практика физического преобразования тела в сверхчеловеческое и даже божественное тела известно как Кайя-Садхана (ритуал тела)» (Тантрический Путь. Выпуск 3. М. Тантра-Сангха. 1996г. стр.167). Из этой цитаты становится понятно, что алгоритм пришёл из школы Натхов, где существовал уже в X в. под тем же названием. Взял его оттуда, переработал и дополнил основатель школы Рахасья-Каула-Сампрадайа Ватуланатх, обучавшийся в школе Натхов. В варианте Ватуланатха алгоритм таков: 1) дыхательные упражнения (пранаямы); 2) гелиотерапевтические процедуры, связанные с ритуальным почитанием солнца и живым контактом с энергиями природных стихий (сурья-намаскар, сандхья-вандана); 3) техники Йоги для тела (прежде всего Хатха-Йога); 4) сексойогические практики с сопутствующими им эзотерическими ритуально-йогическими таинствами Тантры левой руки; 5) практики, связанные с применением знаний Аюрведы и Расаяны (Тантрической Алхимии); 6) особая диета и образ жизни, регулируемая предписаниями священных Тантр. (там же). И ещё один алгоритм сохранился в Китае, в школах даосских алхимиков. Он включал в себя: 1) выплавление внешней пилюли бессмертия «вайдань» (состава из различных компонентов, особенно из солей ртути); 2) использование упражнений даосской Йоги (даоинь); 3) выплавление внутренней пилюли бессмертия «нейдань» (различные дыхательные упражнения и психотехники); 4) использование сексуальных практик (инь ян ян шэн чжи дао). Сравнивая эти дошедшие до нас из различных источников алгоритмы, становится ясно, что они имеют одни корни. Анализируя эти традиции, можно попробовать воссоздать изначальный алгоритм Кайя-Кальпы, каким он был в школе Ситаров и первых школах Даосской Алхимии. Итак, по моему мнению, этот алгоритм был таков: 1. Использование физических упражнений (асан) и дыхательных практик (пранаям) Хатха-Йоги. 2. Использование сексуальных практик Тантра-Йоги. 3. Изготовление и приём ртутьсодержащего препарата. 4. Применение составов из различных лекарственных растений и минералов. Именно на основании этого варианта и будут рассмотрены составляющие элементы Кайя-Кальпы. Подробный анализ методов Кайя-Кальпы. Асаны и пранаямы Хатха-Йоги. «Физиология едва ли способна взять на себя исчерпывающее объяснение Йоги. Ведь Йога представляет собой большое направление с глубокой историей, опирающееся не только на практику воздействия на соматические и психические функции, но и на социально-психологические и философские аспекты» (Проф. Ноздрачев А.Д.). Использование в практиках продления жизни асан (физических упражнений) имеет древние корни. Некоторые асаны были изображены на печатях, найденных при раскопках в Мохенджо-Даро. Запечатлели их и старинные китайские рисунки. «Асана в Йоге - поза, принимаемая для выполнения упражнения, или сама им являющаяся… Главная цель занятий асанами в Хатха-Йоге - прочистка пранических (энергетических) потоков в теле, выпрямление и развитие максимальной гибкости позвоночника… Попутно достигается общая гибкость тела, идеальная осанка, улучшение кровообращения, дыхания, пищеварения и пр. Многие асаны являются эффективными упражнениями лечебной физкультуры… Методы освоения асан Хатха-Йоги были до начала XX в. секретом странствующих и уединённых йогов и передавались традиционным способом, теперь же они широко известны в мире. Занятие асанами как физическая культура часто отрывается от духовных целей, которым они служат в традиции, и используются вполне эффективно для обретения здоровья и работоспособности» (Словарь. Индуизм, Джайнизм, Сикхизм. М. Республика.1996г. стр.63-64). Говоря о практике асан, следует оговориться, что в этой практике используется три составляющих элемента: непосредственно асана (положение тела), бандха (санскр. «замок» - изолированное сокращение группы мышц) и мудра (санскр. «печать» - в значении «запечатывать», закрывать естественные отверстия тела). Эти три практики неразделимы и зачастую выполняются одновременно. Современные исследователи, рассматривая практику применения асан, подтвердили их значительный физиологический эффект и влияние на кровообращение, дыхание и общий энергетический обмен организма. Существует несколько теорий, объясняющих механизмы действия асан. Каждая из них по-своему права, но ни одна не в состоянии окончательно и достоверно объяснить практику асан целиком. С точки зрения профессора Б.Л.Смирнова, «цель физкультурных асан - укрепить тело, сделать его более выносливым, упрочить те или иные токи действия, которые по-санскритски называются пранами. С точки зрения современной физиологии под развитием пран можно понимать закрепление желательных кортико-висцеральных рефлексов и торможение нежелательных. Цель медитационных асан - создать устойчивое положение тела, не мешающее самоуглублению, обеспечивающее правильное кровоснабжение внутренних органов и правильное дыхание… С точки зрения европейской физиологии нужно поддерживать статическое напряжение мышц, чтобы создать ровное, бесперебойное течение нервного импульса, направляемого в данную мышцу или группу мышц» (Торчинов Е.А. Даосизм: опыт историко-религиозного описания. СПб. Лань. 1998г. стр. 393). Эта теория получила название теории кортико-висцеральных рефлексов. Другая теория - теория сомато-сенсорного воздействия асан - пересматривает и дополняет предыдущую. Её основные положения: а) При исполнении асан (за исключением шавасаны) происходит экстремальное воздействие на сомато-сенсорные и висцеральные рецепторы; б) Асаны задействуют весь спектр соматосенсорных рецепторов (мышечные, мышечно-сухожильные, суставные), рецепторы кожи (рецепторы давления, осязания, терморецепторы) и висцерорецепторы (механорецепторы стенки желудка и брызжейки, голые нервные окончания); в) Большое количество поступающей в ствол мозга через коллатерали афферентной информации идёт к неспецифическим системам ретикулярной формации, что в смысле «реакции пробуждения» (активации) может в решающей степени способствовать повышению бодрости; г) «Часть афферентного потока соматосенсорной информации может привести к высокой активности нейронов в соответствующих отделах мозга…это должно было бы привести к формированию более точного и более объёмного кортикального представительства афферентной информации» (Эберт Д. Физиологические аспекты Йоги. СПб. Веди. 1993г. стр. 49-50). Также большое значение имеет теория кожновисцеральных рефлексов. Согласно ей, «на уровне сегментов спинного мозга висцеральные и кожные афферентные пути конвергентно переключены в заднем роге, что ведёт к общим сенсорным эффектам в рамках зон Захарьина-Геда, которые известны как висцеромоторные рефлексы» (там же, стр. 49). Эти рефлексы являются основой массажа рефлексогенных зон, который может производиться и посредством асан Хатха-Йоги. Воздействие на те или иные зоны кожи приводит к увеличению потока афферентной информации, воспринимаемой организмом как сигнал от органа, в ответ на который организм производит регуляцию этого органа. Эта теория предполагает, что древние йоги знали большое количество кожно-висцеральных зон, некоторые из которых до сих пор неизвестны медицине. Косвенно это подтверждается существованием в индийской медицине Аюрведа понятия «мамра» - биологически активных точек на теле, которых насчитывается 107. На основе асан Хатха-Йоги в XX в. как самостоятельное направление развилась школа йогатерапии. Основоположниками этого направления являются Шивананда, Кувалаянанда, Шри Йогендра и др. Деятельность йоготерапии направлена на излечение заболеваний набором асан, различных при различных заболеваниях. Несмотря на отсутствие серьёзной теоретической базы, с помощью йоготерапии успешно лечится более ста различных заболеваний. Пранаяма (санскр. «обуздание праны») - дыхательные упражнения, использующиеся в практике Хатха-Йоги. «В традиционном понимании указанные дыхательные упражнения служат для управления получением и распределением праны в организме, что с одной стороны, должно дать гармонию тела и духа, а с другой - подготовить или непосредственно подвести к духовным медитативным практикам» (там же, стр. 55). Однако, некорректно было бы говорить о пранаяме, не попытавшись предварительно понять понятие слова «прана». Прана - термин расхожий и существует большое количество его интерпретаций. Так, например, Ван Лизебет ещё в 1972г. выдвинула теорию о тождественности праны и отрицательно заряженных ионов. Однако следует отметить, что свободные отрицательные ионы в биологически значимые интервалы времени в тропосфере отсутствуют. Также исключено, что отрицательно заряженные ионы продолжают своё существование в теле или в крови, поскольку их заряд тотчас выровнялся бы вследствие закона сохранения электрического заряда. Существует теория Вигха, который видит в понятии праны фиксируемые при дыхании ощущения от внутренних органов, то есть развитие так называемого «вегетативного сознания». Дыхание связано со всеми жизненно важными вегетативными процессами и возможность посредством дыхания влиять на потоки информации (как афферентные так и эфферентные) служит одним из важных аргументов этой теории. Впрочем, если эта теория верна, то только отчасти, так как понятие праны в индийской философии встречается не только в связи с дыханием. Интересна теория профессора Б.Л.Смирнова, который предполагает, что прана - это так называемые токи действия, то есть прохождение электрических импульсов в нейронных цепях и сопровождающие их электромагнитные волны. «Современная физиология совершенно объективно установила существование электромагнитных волн, вырабатываемых различными органами: известно, что большой мозг, неся электромагнитные волны, создаёт так называемый «берговский ритм»; сердце также вырабатывает свои волны и создаёт своё электромагнитное поле, по изменениям которого теперь с большой точностью судят о заболеваниях сердца; одно сосредоточение на известном нервно-мышечном аппарате создаёт токи действия, пользуясь которыми, можно управлять движениями» (Торчинов Е.А. Даосизм: опыт историко-религиозного описания. СПб. Лань. 1998г. стр. 391). Данная теория тесно смыкается с теорией чакр (санскр. «кольцо»). Современные исследования предполагают тождественность чакр нервным узлам (плексусам), расположенным в пограничном стволе вегетативной нервной системы. Вероятно, правильнее было бы соотносить понятие плексусов и грандх (санскр. «узел»). Сами же чакры корректней было бы соотнести с электромагнитным излучением органов, иннервируемых соответствующим плексусом. Таковых насчитывается семь. Перечислим их: 1. Муладхара - plexus sacralis - иннервирует сосудистые сплетения пещеристых тел и нижний отдел прямой кишки. Регулирует деятельность интерстициональных эндокриноцитов (клеток Лейдига) - клеток, выделяющих тестостерон. 2. Свадхистана - plexus lumbalis - управляет вегетативными рефлексами мочеполовой системы. Регулирует деятельность половых желез (гонад). 3. Манипура - plexus solaris - огромное сплетение нервной ткани, иннервирующее сосуды и органы брюшной полости. Регулирует деятельность надпочечников и поджелудочной железы. 4. Анахата - plexus cardialis - иннервирует органы грудной клетки, управляет кровообращением. Регулирует деятельность тимуса. 5. Вишуддха - plexus cervicalis - иннервирует область шеи и «каротидное тельце» - один из основных регуляторов мозгового кровообращения. Регулирует деятельность щитовидной и паращитовидных желёз. 6. Аджна - сплетение черепно-мозговых нервов. Регулирует деятельность гипоталамо-гипофизарной системы. 7. Сахасрара - соответствует коре головного мозга. Является высшим звеном регуляции по кортико-висцеральному типу. Регуляция дыхания даёт большой выбор возможностей воздействия на физиологические функции организма. Изменяя ритм дыхания, можно увеличивать или уменьшать количество углекислоты в крови, что, в свою очередь, будет увеличивать или уменьшать электрические процессы в коре головного мозга. Данный механизм связан со свойством углекислоты возбуждать ретикулярную формацию ствола головного мозга, которая усиливает процессы возбуждения на кортикальном уровне. Брахмачарья - методы контроля сексуальной энергии. Рассматривая различные методы продления жизни, невозможно не заметить, что все они включают в себя методы контроля над половыми функциями. Различные традиции вырабатывали свои методы подчас независимо друг от друга, но, тем не менее, они мало отличаются друг от друга. Причём, речь идёт не о банальных методах полового воздержания, столь характерных для большинства западных школ мистицизма, а о механизмах использования полового инстинкта с целью продления жизни. Поскольку большинство практикующих было мужчинами, все практики были построены на точном знании мужской физиологии. Эти методы обладали огромным физиологическим влиянием на функции нервной и эндокринной систем. Дело в том, что процессы полового возбуждения связаны с реакцией активации симпатической нервной системы, которая после семяизвержения активирует парасимпатическую нервную систему. В случае удержания семени достигался эффект длительной активации по симпато-адреналовому типу с включением гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой цепочки. В фармакологии подобный эффект известен под названием аналептического. Согласно исследованиям В.М.Смирнова и Ю.С.Бородкина, большинство аналептиков обладает всеми свойствами мнемоконнекторов (вещества, способствующие образованию каналов связи между различными подкорковыми структурами мозга, основу которых составляют энграммы долговременной памяти, фиксирующие основной признак сигнала) (Эберт Д. Физиологические аспекты Йоги. СПб. Веди. 1993г. стр. 150). Ими же была создана теория артифициальных стабильных функциональных связей, которые, в том числе, обладают возможностью стабилизировать достигаемые другими средствами терапевтические эффекты, влияя на механизмы долговременной памяти. Исследования, проведённые с использованием аналептика этимизола, обладающего ярко выраженными свойствами мнемоконнектора, выявили любопытный физиологический эффект. Введение этимизола вызывало повышение продукции гипофизом адренокортикотропного гормона - одного из ведущих звеньев активизации симпатической нервной системы. Возможно, именно с этим свойством связана его способность усиливать долговременную память. Можно предположить, что практики удержания семени вызывали тот же или похожий эффект, усиливая секрецию АКТГ гипофизом. Это, в свою очередь, способствует активизации долговременной памяти и запечатлению в ней физиологических эффектов, достигаемых с помощью асан и пранаям. Использование ртутьсодержащих препаратов. «Есть также особые, очень сильные аюрведические препараты, в состав которых обычно входят очищенные сера и ртуть. Они называются раса-препаратами. Играя важную роль в аюрведической практике, они относятся не к Аюрведе как таковой, а к древней Духовной Алхимической Традиции, которая в наше время утрачена на Западе и почти не сохранилась в Китае» (Дэвид Фроули. Аюрведическая терапия. М. Саттва. 1998г., 2004г. 448 стр.). Одной из древнейших, к сожалению, на данный момент утерянной, традицией является применение ртутьсодержащих препаратов. Эта традиция имеет глубокие корни. Недаром древнейшая школа Индийской Алхимии Расаяна переводится как «Путь ртути», а даосские методы продления жизни назывались «искусством киновари» (киноварь - сульфид ртути). Эти школы детально рассматривали процессы очищения ртути и методы её переработки. Особое внимание уделялось дозировке, времени и способу приёма. Как в Индийской так и в Китайской Традиции существовало большое количество трактатов, рассматривающих эти вопросы. Большинство из этих трактатов современные исследователи относят не к Алхимии, а скорее к ятрохимии. Существует множество различных источников, упоминающих о применении ртути йогами. Так, например, Марко Поло, описывая chugchi (йогинов), которые «живут по 150-200 лет», пишет: «Эти люди используют очень странный напиток: они смешивают дозу серебра и дозу ртути и пьют эту микстуру дважды в месяц. По их словам, это приносит долгую жизнь; и такое питьё они принимают сызмала» (Элиаде М.. Йога: бессмертие и свобода. СПб. Лань. 1999г. стр. 327). Из наиболее важных трактатов, посвящённых ртути, можно выделить следующие: - «Сиддха-Йога» Вриндры - описывает методы приготовления ртути для внутреннего (парпати-тамрам) и внешнего (расамрита-чуран) применения; - «Раса-ратна-самкччайа» Вагбхата - классический трактат по медицинской химии; - «Раса-ратна-кара» Сиддха Нитьянатха - одна из наиболее ценных компиляций, имеющая характер полноценного руководства и рассматривающая все детали процесса от очистки до применения; - «Сарангадхара-самграха» Сарангадхары - синтез Аюрведы и Тантры; - «Расендра-сара-самграха» Гопалакришны - основное внимание уделяется терапевтической эффективности препаратов из минералов. Так же немало сведений о применении ртути оставили даоские алхимики. Известно, что даосы рекомендовали и внешнюю пилюлю, приготовлением которой занималась Алхимия. Как известно, даосы считали, что употребление ряда металлов, минералов, растений может обеспечить долголетие. Однако наиболее эффективны лекарства, приготовленные специально. В их основе киноварь, золото, серебро и пр. Лекарство считалось тем эффективнее, чем более оно очищено, рафинировано. Таких очищений или плавок, максимум было девять. Существовало множество способов и методов выплавления лекарств, «внешней пилюли», изложенных обстоятельно в трактате Гэ Хуна, равно как и рецепты пилюль. При выплавлении лекарств, пилюль бессмертия, необходимо было соблюдение определенных правил - поста, очищения, уединения в горах или на островах (в крайнем случае - в доме, за высокой оградой). Ни в коем случае нельзя было разглашать секреты изготовления, посвящать в него недостойных. В этом случае невозможно было рассчитывать на успех. Секрет этот нельзя было обнародовать и в книгах. Наставник передавал его изустно достойным своим ученикам. Несмотря на атмосферу тайны можно сделать выводы: - ртуть использовалась в виде солей (преимущественно сульфидов); - ртуть использовалась в составе многокомпонентных смесей; - ртуть подвергалась длительному пережиганию в герметичном сосуде; - процедура пережигания (бхавана) повторялась от пяти до тысячи раз. Так, например, в школе сиддхов применялись ртутные таблетки, куда помимо ртути входило ещё 34 компонента, то есть доля ртути составляла около 3%.С каждым последующим пережиганием она становилась всё меньше. Значит, ртуть применялась в так называемых биотических концентрациях. Биотический эффект в отличие от токсикофармакологического проявляется при воздействии на организм химических веществ в концентрациях, не возбуждающих защитных барьеров. Биотики - свойственные организму вещества, оказывающие в физиологических концентрациях положительное влияние на процессы в организме. Указанные характеристики биотиков в полной мере относятся к ртути - она постоянно присутствует в организме, ее введение в количествах, соответствующих физиологической концентрации, оказывает стимулирующее действие на процессы жизнедеятельности. К сожалению, ртуть не нашла достойного применения в фармакологии. Отчасти это объясняется попытками применить к ней правило «чем больше, тем лучше», отчасти тем, что, невзирая на все рекомендации, вместо сульфидов использовались хлориды ртути. Соль ртути - сулема (ртути дихлорид) не диссоциирует на ионы и благодаря этому легко проникает через мембрану клетки. Значительное ее количество накапливается в печени; способностью избирательно накапливать ртуть обладают почки, что, вероятно, связано с особым значением элемента для специфической деятельности этого органа. В клетках наблюдается неравномерное распределение ртути: 54% накапливается в растворимой фракции, 30% - в ядерной, 11% - в митохондриальной, 6% - в микросомальной. Механизм токсикофармакологического действия сулемы (дихлорида ртути), поступающей в организм, заключается в инактивации белков, прежде всего ферментов, путем их необратимой денатурации в результате блокады металлом активных групп пептидной цепи, при этом происходит разрыв связей и разрушение нативной структуры белковой молекулы, так как максимальное сродство ртути к -SH (тиоловым, сульфгидрильным) группам обуславливает приоритетный характер их взаимодействия. Сульфид ртути, имеющий в составе S, менее токсичен и применяется для предотвращения отравлений чистой ртутью в различных областях промышленности, так что безвредность его признана уже сегодня. Древние алхимики говорили, что ртуть самая «живая» из всех элементов. Современные химики подтвердили это, установив, что ионы ртути (Hg2+) обладают самой высокой из всех элементов способностью к комплексообразованию с органическими веществами, особенно в случаях, когда в роли лиганда выступает макромолекула, связывающаяся с металлом по нескольким донорным группам (образование хелатных комплексов). Установлено, что ртуть в микродозах активирует ферменты, регулирующие процессы биологического окисления и, таким образом, увеличивает уровень обеспечения организма кислородом и энергией, что обуславливает повышение жизнеспособности клеток и способствует устранению неблагоприятных изменений обмена веществ, возникающих практически при любой патологии, а также повышению резистентности организма к воздействию патогенетических факторов. Представление о молекулярных механизмах регуляторного эффекта ртути имеет несколько аспектов: - регуляция ртутью активности белков-рецепторов и гормонов, занимающих ключевые позиции в обмене веществ, обуславливает координацию метаболических процессов и их согласованные изменения, направленные на поддержание гомеостаза при различных неблагоприятных воздействиях; - иммунотропное действие ртути - стимуляция синтеза интерферона, иммуноглобулинов, определяет повышение эффективности защиты организма при вирусных и бактериальных инфекциях; - воздействие ртути на биологические процессы обусловлено, с одной стороны - специфическими обратимыми реакциями ионов ртути (Hg2+) с функционально-активными сульфгидрильными группами биомолекул (ферментов, рецепторов), и с другой стороны - разрывом под действием ионов ртути дисульфидных связей в молекулах факторов роста, гормонов, иммуноглобулинов, онкобелков, цитокинов, рецепторов лимфоцитов. Ионы ртути в организме являются регуляторами функций всех биологически активных веществ, содержащих сульфгидрильные группы и дисульфидные связи. Значение регуляции ртутью активности таких веществ в жизнедеятельности организма трудно переоценить. Разносторонняя направленность лечебного воздействия препаратов ртути связана с тем, что для клеток патологически измененных тканей характерен сдвиг pH в кислую сторону, а так как ионы ртути проявляют максимальную активность в кислой среде, то в измененных клетках происходит преимущественное накопление ртути и активное проявление ее регуляторной функции, что объясняет защитный эффект при заболеваниях различной этиологии. Разносторонний характер воздействия ртути на организм, регуляция важнейших биохимических процессов, указывает на перспективность разработки на основе ее соединений новых эффективных лекарственных препаратов, что пытаются сделать энтузиасты. Очевидно, что применение ртути является важной частью практики продления жизни. Перспективными могут оказаться исследования в данной области, с учётом рецептов и прописей, существующих в традиционной медицине. Использование препаратов из лекарственных трав. «Поскольку на приготовление «великой пилюли» требуется много сил, времени и средств, Гэ Хун полагал нужным изготовлять и принимать лекарства не столь высокого качества, достаточные лишь для того, чтобы укрепить и поддержать здоровье практикующего, продлить его жизнь, дабы он имел возможность продолжать свои поиски «главного лекарства» (Стулова Э.С. Даосская практика достижения бессмертия. Наука. 1984г.). Использование препаратов из лекарственных растений имеет многовековую историю. В древности лекарственные растения были основным сырьём для производства лекарств. Следует отметить, что и в наше время количество препаратов, изготавливаемых из растительного сырья в различных фармакопеях колеблется от пятидесяти до восьмидесяти пяти процентов. Большинство из этих препаратов представляют собой высокоочищенные экстракты. Интересен тот факт, что показания к применению этих препаратов на 90% соответствует их использованию в традиционной медицине. Так, например, резерпин - один из алкалоидов растения раувольфия, издавна применяющегося для лечения гипертонии, и сейчас является одним из основных средств лечения гипертонии. Множество рецептов, издавна применявшихся в школах, использующих алгоритмы Кайя-Кальпы, впоследствии получили распространение в традиционной медицине. Так, например, многие рецепты школы Расаяна вошли в состав традиционной индийской медицины Аюрведа, образовав там самостоятельный раздел. Здесь уместно привести цитату из новейшего научного исследования по аюрведической концепции омоложения (Расаяне), осуществлённого группой индийских фармакологов. Для экспериментальной работы они выбрали пять растений: ашваганду (Withania somnifera), шатавари (Asparagus racemosus), харитаки (Terminalia chebula), пиппали (Piper longum) и гудучи (Tinosporia cordiofila). Учёные пришли к следующему выводу: «Основываясь на экспериментальных данных, мы предполагаем, что Расаяна-препараты (омолаживающие вещества) аюрведической медицины гармонизируют деятельность организма, влияя на нейроэндокринные и иммунные функции. В результате стимуляции иммунной системы усиливается общая сопротивляемость организма. Хорошо известно, что стресс и эмоциональное потрясение могут привести к нарушению иммунитета и вследствие этого - к развитию многих болезней. И, наоборот, можно ожидать, что повышение иммунитета будет сопровождаться качественным улучшением тканей, которые становятся более устойчивыми в воздействию внешних и внутренних стрессов» (д-р Шарадини А.Даханукар и д-р Урмила М. Тхатте. «Пересмотр Аюрведы». Бомбей. Индия). Тибетская медицина, также испытавшая большое влияние индийских алхимиков, содержит аналогичный пласт информации. Использующиеся в нём рецепты носят название «очищающих смесей» и по составу очень похожи на использующиеся в индийской и китайской традиционной медицине. Анализ лечебных свойств отдельных компонентов, включённых в «очищающие» лекарственные смеси, показал, что в их состав тибетские медики вводили средства, корригирующие функциональные состояния систем организма. Группой учёных из сибирского отделения АН СССР (Асеева Т.А., Дашиев Д.Б. и др.) были проведены исследования биологической активности трёх- и пятикомпонентных сочетаний растений: I - плоды миробалана хебула, боярышника кроваво-красного, и яблони ягодной, II - корни девясила высокого и шлемника байкальского, плоды яблони ягодной и шиповника даурского, трава зубчатки поздней. Цель исследований - изучение биологической активности названных выше сочетаний растений, каждое из которых должно или нормализовать нейрогомуоральные процессы, или оказывать противовоспалителное и детоксирующее действие и регулировать названные процессы, или же обладать стимулирующим действием. Согласно современным представлениям о фармакологической регуляции регенераторных процессов, большинство используемых лекарственных средств оказывает однонаправленное действие, восстанавливая при этом морфологическую структуру или обеспечивая адекватную функциональную активность органа за счёт мобилизации сохранившихся клеточных структур. В связи с этим интересно было выяснить возможность поливалентного действия многокомпонентных лекарственных смесей, составленных по тибетским прописям. Известно, что достаточно высокий уровень клеточной и внутриклеточной регенерации обеспечивается за счёт сохранения матричных и барьерных функций биологических мембран. В эксперименте показано, что многокомпонентные лекарственные смеси ингибируют процессы перекисного окисления липидов, тем самым предотвращая деструкцию биологических мембран. В последнее время проводятся исследования традиционных препаратов Аюрведы. Так, например, за последние 20 лет медицинские и фармакологические исследования в 27 странах мира установили что аюрведический препарат Чаванпраш: - улучшает работу желудочно-кишечного тракта; - подавляет рост опухолевых клеток, нейтрализует побочные эффекты химиотерапии; - нормализует работу эндокринной системы, нормализует обменные процессы организма; - улучшает показатели крови, повышает гемоглобин, снижает содержание холестерина, нормализует содержание сахара в крови; - нормализует кровяное давление, укрепляет сердечную мышцу; - предохраняет от простуды и инфекций; - улучшает работу мозга, укрепляет память и повышает способность к обучению, рекомендуется как общеукрепляющее средство, восстанавливающее пониженные жизненные функции организма; - повышает половые функции, рекомендуется применять при импотенции, фригидности и бесплодии; - способствует адаптации организма к резким переменам климата; - повышает выносливость организма в экстремальных обстоятельствах, рекомендуется людям, чьи профессии связаны с высокими физическими и умственными нагрузками, а также детям и людям пожилого возраста; Чаванпраш содержит в оригинальной рецептуре 49 компонентов… <…>. Налицо то, что называется комплексным фармакологическим воздействием. Ведь если старение - процесс, затрагивающий весь организм, то и препятствующее ему воздействие должно иметь максимум точек приложения. Наиболее перспективным направлением в гериатрии является расшифровка и апробация традиционных рецептов. Вывод. «В целом же Гэ Хун полагал наиболее важным приготовление такого лекарства, прием которого обеспечил бы бессмертие. Сексуальную практику, дыхательные упражнения, гимнастические упражнения и прием обычных лекарств Гэ Хун считал второстепенными средствами, которые могут лишь продлить жизнь, но не могут дать бессмертия» (Стулова Э.С. Даосская практика достижения бессмертия. Наука. 1984г.). Вряд ли эта работа способна претендовать на полный и всесторонний анализ Кайя-Кальпы. Но уже на основании рассмотренных данных можно сделать некоторые выводы: - Кайа-Кальпа - комплексная система продления жизни, включающая в себя широкий спектр методов, воздействующих на все системы организма. - Одновременное с практикой асан и пранаям использование техник удержания семени ведёт к активизации секреции АКТГ гипофизом и через механизмы АСФС - к длительной фиксации эффектов воздействия. По Гаркави Е.Б. - к формированию арреактивности реакции повышенной активации. - Одновременное с вышеназванным использование препаратов из лекарственных растений предотвращает износ организма, способствует регенерации клеток. - Когда организм практикующего подготовлен, в дело вступает «тяжёлая артиллерия» - приём ртутьсодержащего препарата. Решающее значение имеет подбор дозы. Применение такого комплексного подхода, на мой взгляд, должно иметь более чем благоприятный эффект. Как уже говорилось выше, применение отдельных элементов этой системы достаточно эффективно. Примеры - йоготерапия, фитотерапия, попытки возродить применение ртути. Возможно, в комплексе эти методы будут действовать синергично».
(С.Агапкин. Кайя-Кальпа - система продления жизни. 28.04.2011г. Сайт «Аюрведа. Наука жизни».) (Кайя-Кальпа - вечное тело. Практика достижения бессмертия. Сайт a-u-m.ru.)
|