|
|
«ЕГЭ не должен быть явлением, напрягающим выпускников»
В редакции «Газеты.Ru» состоялось онлайн-интервью с ректором МГУ, академиком РАН Виктором Садовничим.
-Здравствуйте, Виктор Антонович! Спасибо большое, что пришли к нам на онлайн-интервью. Начну с вопроса от редакции. Состоялся прием абитуриентов в этом году, зачислено какое-то количество умных абитуриентов, будущих студентов. Насколько они действительно умные, есть ли у вас какая-то статистика по баллам ЕГЭ? И можете ли вы что-то рассказать про особенности приема этого года? Тем более, если я не ошибаюсь, вчера как раз на ряде факультетов состоялась процедура зачисления. // Газета.Ru -Идет процесс зачисления. Мы зачисляем магистров, зачислили уже категорию ребят без экзаменов - это победители всероссийской олимпиады или олимпиады школьников, для которых факультеты приняли решение зачислять их без экзаменов. Это по правилам поступления. У нас уже имеется статистика и по поданным заявлениям, и ориентировочная статистика по результатам. Что касается поданных заявлений. У нас количество примерно, с точностью до единиц, сохранилось как и в прошлом году. Средний балл ЕГЭ несколько ниже, чем в прошлом году. Мы это объясняем тем, что в этом году ЕГЭ в школах было проведено довольно честно, это известно всем. И, естественно, школьные баллы ЕГЭ, ну, в целом были ниже, чем в прошлом году. Конечно, это не могло не сказаться на среднем балле ЕГЭ для поступающих в вузы, в том числе в Московский университет. Но все-таки этот средний балл ЕГЭ, по заявлениям желающих поступить, высокий, около 80, это очень высокий балл абитуриентов. Отсюда мы делаем вывод, что прием будет для нас успешным. Как мы видим, это довольно высокий балл ЕГЭ. Он колеблется по факультетам, но все-таки это почти 80 баллов в среднем. Конечно, мы очень рассчитываем на значительное число поступивших олимпиадников, победителей и призеров. Олимпиады школьников как бы наш проект, мы его выдвинули уже много лет назад. Он успешно развивается и очень популярен. В этом году проектом было охвачено до полутора миллионов школьников. Это не обязательно выпускные классы, но и младшие классы, ребята, которые что-то хотят доказать, победить, быть лучшими. И Московский университет, как правило, принимает значительное число из состава победителей и призеров различных олимпиад. Мы обычно принимаем несколько сотен победителей всероссийской олимпиады, эту олимпиаду не мы ведем. Посмотрим по итогам, но думаю даже чуть больше, чем треть приема, это будут победители и призеры олимпиад школьников. По нашим прогнозам, в этом году прием достаточно хороший, не уступающий по качеству прошлому году. В связи с тем, что балл ЕГЭ немножко снижен и число заявлений на несколько единиц меньше, конкурс тоже у нас снижен на десятые доли, кроме нескольких факультетов. Очень возрос конкурс на географический, филологический факультеты, на ВМК. А на остальные факультеты конкурс на десятые, может быть, меньше, по заявлениям, поданным в прошлом году. Таким образом, мы рассчитываем, что прием этого года завершим успешно, не менее успешно, чем в предыдущие годы. -Отталкиваясь от ваших слов, что ЕГЭ в этом году был проведен довольно честно. Раньше вы, в общем, были противником ЕГЭ. Какое у вас сейчас отношение к такой форме сдачи экзаменов? Изменилась ли ваша позиция? // Газета.Ru -Нет, не изменилась. Вот вчера был совет деканов Московского университета, и академик Лунин, декан химического факультета, как раз сказал, что победители олимпиад, отобранные штучно ребята намного успешней учатся и не отчисляются, а отчисляются те, кто пришел, может быть, с не очень хорошо заслуженным баллом ЕГЭ. Я не изменил своего отношения и считаю, что мы должны корректировать и дальше свое отношение к единому государственному экзамену. Мы должны давать больше простора для творческих испытаний и очень серьезное внимание уделять олимпиадам. И, конечно, сам процесс ЕГЭ должен постепенно адаптироваться, переходя на тестирование в младших классах, а в 8-9-х классах будет накапливаться такой портфолио. И, естественно, я очень приветствую введение сочинения. Это еще одна из форм, когда можно увидеть истинное знание абитуриента и его умение рассуждать. Я очень бы приветствовал аналогичное введение экзамена по истории. Это тоже предмет, где нельзя простыми ответами на вопросы (или тестированием) понять позицию человека, как он понимает исторический процесс, исторические явления, это все требует специальных объяснений и другого способа приема экзаменов. И, конечно, мне кажется, что ЕГЭ не должен быть вот таким явлением, которое напрягает выпускника школы, что вот сдам или не сдам. Напрягать ученика школы, мне кажется, должно одно: хорошо я учусь или нет. Причем на протяжении всех лет. Вот он должен стараться хорошо учиться. Я, кстати, сторонник возврата школьной медали и признания льгот, определенных по медали, по определенным правилам. То есть я за портфолио, я за медаль, я за то, чтобы ЕГЭ и дальше совершенствовался, накапливался в виде портфолио и не был таким неотвратимым, одноразовым испытанием. И я за то, чтобы и дальше расширять возможности университета в виде творческих экзаменов, собственных собеседований и так далее. Весь мир так делает. -Уважаемый Виктор Антонович, среди абитуриентов гуляет информация, что часть бюджетных мест в этом году целевым порядком отдается поступающим из Крыма. Если это верно - почему так? Ведь таким образом объективно ухудшается ситуация для всех остальных поступающих. Почему нельзя создать, например, дополнительные места? Спасибо! // Игорь -Хочу успокоить задавшего вопрос коллегу. Мы действительно ведем большую работу по приему ребят из Крыма и Севастополя, и я сейчас скажу какую. Весь этот прием никак не связан с основным нашим приемом в Московский университет, который не уменьшится ни на единицу по сравнению с планом и с тем, что было в прошлые годы. У нас вот какая ситуация. Давно существует филиал в Севастополе, филиал Московского университета. Филиал работал уже около 15 лет, и он готовил детей офицеров Черноморского флота и всех граждан, которые поступали в наш филиал, в том числе и Украины. Сейчас, когда Крым и Севастополь вернулись в состав России, мы в филиале расширили обычный план приема. Раньше это было 92 человека, сейчас количество увеличилось на 32 человека специально для детей Крыма и Севастополя. Министерство подтвердило эти цифры. Кроме того, в Севастополе сейчас 54 заявления о переводе ребят из других регионов России, Луганска, Донецка в севастопольский филиал. Мы эти заявления о переводе рассмотрим и, конечно, всем, кто способен учиться, у кого есть соответствующие знания, постараемся помочь. Кроме того, мы рассматриваем сейчас вопрос о специальных 40 еще дополнительных местах для ребят из Крыма, но речь идет о филиале, потому что такие желающие есть плюс к тем 32, о которых я сказал. Таким образом, даже если посмотреть только Севастополь, мы примем в этом году более ста. Около 12 ребят сверх плана, определенного ранее. Конечно, и среди этих 92 будут ребята из Крыма и Севастополя, ну, и те, кто по правилам может поступать. Кроме того, в Московский университет, это уже непосредственно в Московский университет, есть заявления, их несколько десятков, ребят с Украины, имеющих ЕГЭ. Такие возможности у кого-то были, и они поступают к нам. Я уверен, что они талантливые, и большая часть этих ребят поступит в Московский университет, просто вот приехав и подав документы. И в Московский университет, то есть уже прямо непосредственно сюда, имеется значительное число заявлений о переводе студентов из украинских университетов, желающих по тем или иным причинам учиться в здесь. Такой процесс был и ранее, но, конечно, сейчас он больше, контингент больше. Если посмотреть в целом, мы ведем большую работу по оказанию помощи тем ребятам с Украины, Крыма, Севастополя, которые хотят получить образование в Московском университете. Ни на одно место это не уменьшит возможности поступать остальным, поскольку весь план остается прежним. И мы из этого плана не выделяли ни одного места специально для ребят из Крыма и Севастополя. Поэтому волноваться не стоит. А то, что университет оказывает помощь и принимает талантливых ребят, это наша обязанность, как и обязанность любого университета мира. -Могли бы вы рассказать, поделиться, как лично вы воспринимаете происходящее сейчас на Украине? // Газета.Ru -Тяжело. Я, может быть, мало об этом говорю, но я как раз из тех мест, где все происходит. Я работал и в Славянске, и в Горловке, в Донецке, родился там близко. Там мои родители похоронены, там мой брат похоронен. Вся моя родня находится именно там, я имею в виду уже ушедшие. И много родственников, которые звонят, пишут. Конечно, оказываю помощь тем, кто хочет перевестись в другие вузы, много звонков с просьбой перевестись из какого-то вуза, но не в Московский университет, а в другие. Я связываюсь с ректорами, прошу помощи. Для меня очень тяжело переносить то, что происходит. Это, конечно, недопустимо, когда в одном народе произошел такой раскол и применяются такие методы. -Уважаемый Виктор Антонович! Как сотрудник Южной станции МГУ (бывшая Крымская лаборатория ГАИШ) хочу, во- первых, выразить вам благодарность за оперативное вмешательство в ситуацию с задержкой выплаты нашей заработной платы, а во-вторых, хочу поинтересоваться как от себя лично, так и от всего коллектива дальнейшей судьбой нашей станции, а также задать очень волнующий всех нас, сотрудников Южной станции, вопрос: планирует ли руководство МГУ пересматривать размер нашей заработной платы? С января этого года мы перестали получать 50-процентную надбавку как сотрудники МГУ. Но надбавку от правительства РФ, которую выплачивают всем крымским бюджетникам, работавшим до этого в украинских организациях, мы тоже не получаем! Выходит, что мы, крымчане, боровшиеся против попыток украинских властей забрать нашу станцию и принимавшие активное участие в «крымской весне», оказались «бедными родственниками»! Особенно это заметно на фоне зарплат наших коллег из Крымской обсерватории, которая все эти годы принадлежала Украине и руководство которой всячески демонстрировало лояльность украинским властям! // Лютый Артур Викторович -Артур Викторович мне известен по письмам. Он писал письмо о задержке зарплаты. Это действительно было, в связи с тем что мы не могли физически перевести ту структуру из-за отсутствия там казначейства. Но получив письмо от Артура Викторовича, я почти ночью принимал меры, и все вопросы были решены быстро. Более того, я попросил руководство ГАИШ, заместителя директора, поговорить с людьми и сказать, что это был временный сбой, который мы тут же решили. Сейчас поднимается вопрос о 50-процентной надбавке, которую получает Московский университет как особо ценный объект наследия народов России. Вообще, эта надбавка дана объекту культурного наследия. И есть специальные документы, которые говорят, что к этому относятся два комплекса: на Ленинских горах, Воробьевых горах, и на Моховой. Конечно, мы распространяем эту надбавку на тех, кто работает, может быть, в России и вне этого комплекса, но какую-то часть своей работы проводит в комплексе. Поэтому, в принципе, сотрудники МГУ все получают эту 50-процентную надбавку. Поскольку станция ГАИШ находилась в другом государстве, мы не могли этого просто применить, поскольку это бюджетные средства. Сейчас мы обратились в Минфин с просьбой решить вопрос о 50-процентной надбавке и на те объекты, которые находятся на территории Крыма и Севастополя. Там и филиалы, и станции, и геологическая база практик. Мы будем добиваться от Минфина решения этого вопроса. Обещаю, что буду заниматься этим вопросом. Но это не зависит от административного решения университета, нам требуется, как это и положено, расходование бюджетных средств согласовать с Министерством финансов, что мы уже и делаем, послали письмо. -Здравствуйте, уважаемый Виктор Антонович! Второй вопрос касается дальнейшей судьбы научно-исследовательских институтов Крыма (Морской гидрофизический институт, Институт биологии южных морей, Крымская астрофизическая обсерватория): какова будет их дальнейшая судьба? // Сергей -Вы знаете, я практически от всех институтов получил письма с просьбой рассмотреть эти же вопросы. Сначала о филиале. Я думаю, что филиал, конечно, приобретет новое дыхание. Как бы то ни было, но мы были филиалом на территории другого государства. И были определенные ограничения, были трудности. Ну, понятно, это связано с тем, что мы не могли свободно ремонтировать, свободно покупать оборудование, все требовало специальных решений и подходов. Сейчас, безусловно, филиал будет жить другой жизнью. И я скажу, что мы уже в этом году несколько десятков миллионов направили на ремонт. Мы, как я уже говорил выше, расширим прием и будем открывать и новые направления, и кафедры, или даже отделения. Мы хотели, чтобы там тематика была связана с татарским языком, культурой, это, в общем, нужная вещь для Крыма. И, наверное, будем расширять прием и направления подготовки по другим дисциплинам. Таким образом, мы более широкими темпами или возможностями поддерживаем развитие филиала. Сейчас уже оказана помощь, тоже десятки миллионов, на покупку оборудования для филиала. И многое будет зависеть от коллектива, ему надо тоже по-новому подходить к своей работе. Многие трудности ушли. Теперь что касается присоединения или создания совместных структур с институтами, находящимися в Севастополе или в Крыму. В принципе, мы не против рассмотреть эти вопросы. Но эти вопросы, как я думаю, должна решать крымская власть и власть Севастополя. Наверное, понадобится специальное решение и нашего правительства. Ведь речь идет о серьезных вещах: объединить крупный научный институт, где, скажем, 800 сотрудников, и, допустим, филиал Московского университета. Это решение очень ответственное. Это, значит, надо найти финансирование или как-то его осуществить. И решить многие другие вопросы. Но я хочу сказать всем коллегам, которые ко мне обращались: мы не против после соответствующей проработки научных тематик и нашего сотрудничества согласиться с такими процессами объединения. Может, в виде кластеров, не обязательно сливать в одно, так скажем, структурное подразделение, а иметь какую-то другую форму объединения. Но повторю, что это серьезные вопросы, которые требуют решения и правительством Крыма, и Севастополя, и, думаю, согласия или определенного решения нашего правительства. Мы сотрудничаем с институтами Севастополя. И одним из заместителей директора филиала является академик Иванов, директор крупнейшего института Севастополя. Он неоднократно говорил, что его институт готов и дальше так же тесно сотрудничать с филиалом Московского университета. Таким образом, эта работа впереди, если говорить о настоящем объединении, и она требует решения и поддержки на уровне правительства. Что касается сотрудничества, уже многие наши ученые ездили, специальная делегация рассматривала возможности сотрудничества с рядом институтов, в том числе с крымским Ботсадом. И есть ряд предложений о сотрудничестве. -Есть несколько вопросов, связанных с последним съездом Российского союза ректоров, который был 10 июня. В частности, среди ректоров, с которыми мы общались, прошел слух, что Ольга Каширина, если можно так выразиться, попыталась сместить вас с должности. Что она проехалась по каким-то регионам и подговаривала ректоров, собственно, это сделать и занять ваше место. Как вы можете это прокомментировать? // Газета.Ru -Мне это неизвестно. Потом, если говорить об этой персоне, то она не может быть президентом Союза ректоров, потому что по уставу президентом Союза ректоров должен быть только ректор, в некоторых случаях - президент университета. Я, может, начну с другого, с позитива. Конечно, идет время, и ситуация в образовании меняется. Мы знаем, что за последние несколько лет почти полностью изменился ректорский состав. Пришли новые ректоры, появились такие новые структуры, как федеральные университеты, национальные исследовательские университеты. Появилось много новых подходов в системе образования. И, конечно, Союз ректоров - это крупная общественная организация, которую я имел честь создавать еще в 1992 году вместе с Владимиром Николаевичем Виноградовым. И, конечно, эта организация должна вовремя реагировать на эти процессы. В начале года, февраль - март, я проехал 11 регионов, встретился, по моей оценке, примерно с 800 ректорами. Это были серьезные разговоры в каждом регионе, от Хабаровска до Санкт-Петербурга. Мы были озабочены судьбой, как нам быть. Новые условия, новые вызовы. А мы, к сожалению, находились еще в таком плену старых подходов к управлению. Единодушно на всех этих 11 встречах, во всех восьми федеральных округах было высказано предложение созвать съезд Союза ректоров, обсудить задачи на новом этапе, решить организационные вопросы, потому что где-то половина состава была уже недействующая во всех органах управления. Коллеги либо ушли с этих должностей, либо стали президентами, что создавало трудности. И наоборот, те молодые, сильные, активные ректоры, которые появились, не были причастны. Поэтому необходимо было эти вопросы решить. И двигаться вперед. Я очень был удовлетворен той единодушной поддержкой этой идеи на этих встречах. Поэтому съезд явился абсолютно логическим завершением встреч. Просто практически все ректоры, которые у нас в России есть, или были на этих встречах, или слышали о них от близких товарищей. Съезд 10-го числа прошел, на мой взгляд, в хорошей обстановке. На съезд приехали в основном все те ректоры, которые сейчас новые, а еще кто-то не вступил, и такие приехали. Но я повторю, что состав меняется. Членом союза может быть только ректор. Раз состав сменился, то и члены союза сменились. Поэтому приехали либо члены союза, либо те, кто хотел вступить. Съезд принял новый устав, избрал новые руководящие органы, по очень понятным правилам, я о них скажу. Значит, в совет, это высший орган после съезда, вошло, по-моему, 92 ректора. Это руководители областных советов, советов федеральных округов, крупнейших образовательных ассоциаций. Это очень обновленный состав совета, 92 человека, он был избран единогласно. Совет после съезда избрал правление. Наверное, 32 человека, это ректоры, руководители советов округов ректорских, и руководители крупнейших ассоциаций. И, наконец, на совете был согласован президиум в составе вице-президентов. Таких 11. Это тоже руководители советов федеральных округов. Таким образом, структура сейчас - это те работающие ректоры, кто возглавляет все ректорское сообщество в России. Все те, кто сейчас реально работает. На съезде был избран президент и принят устав, как я сказал. Все решения были приняты единогласно. Поэтому я даже не могу ничего прокомментировать насчет того, что кто хотел какого-то сместить. Честно говоря, мы озабочены все были другой задачей: оживить нашу работу, сделать ее более современной и избежать тех ошибок, которые были. Если вы слышали мой доклад, я признал ошибки и за собой лично. Сейчас я выдвинул идею создать доктрину образования. Я озвучил эту идею на совете у Дмитрия Анатольевича Медведева не так давно в Горках, в присутствии ректоров. В данный момент я занимаюсь проектом этого документа, доктрины российского образования. Если мы его подготовим, я попросил участвовать всех ректоров, то на следующем съезде, возможно, это октябрь, мы будем обсуждать уже не оргвопросы, не отчеты о своей деятельности, а обсудим доктрину образования. Я считаю, что это будет очень мощный документ, который позволит с точки зрения профессионального сообщества посмотреть на систему образования. Он, наверное, не будет повторять те «дорожные карты», которые у нас приняты. Это взгляд, ну, управления, министерств и так далее. А мы хотим взглянуть на систему образования учитывая мировой опыт, историю. Поэтому я думаю, что мы сделаем очень серьезный документ, стратегию, с точки зрения профессионалов, нашей системы образования. Вот такие наши планы. -И все-таки, чтобы завершить историю с Ольгой Кашириной. То есть сейчас должность генерального секретаря, которую она занимала, упразднена? И второй вопрос, вдогонку, она же была проректором по развитию Московского университета, как-то так ее должность называлась, потом она через год покинула пост. Мне хотелось узнать, почему она ушла и как она стала проректором, если у нее нет даже научной степени? // Газета.Ru -Она очень настойчиво просила уйти, принесла заявление, я не принял, потом второй раз принесла и уже категорически потребовала ухода, и ушла. Надо сказать, что она и не оформилась, не принесла трудовую книжку, как положено. Проректором она была по специальным вопросам. Мы тогда создавали программу развития, и требовалась энергичная работа коллектива по программе развития, созданию этой программы, документа. В принципе, программа уже была подготовлена. Но Ольга Каширина по собственному желанию ушла с должности проректора. И продолжала работать в Союзе ректоров. Должность генерального секретаря сейчас не предусмотрена - коллективным решением, это не мое решение. Аппарат большой, десять человек или больше, не нужен в общественной организации, думаю, что это будет один-два человека. Это все согласовано коллективом. И вообще, Союз ректоров - это общественная организация. Она не должна заниматься чем-то таким, что не свойственно общественной организации. Ведь она живет на очень скромные дотации, ректорские взносы. А иметь аппарат десять человек, я думаю, не должна. Поэтому будет один-два человека. -На съезде 10 июля был небольшой скандал, когда выступил Виктор Панин, с тем, что якобы на съезде нет кворума. И, в частности, его вывела охрана МГУ из зала фундаментальной библиотеки. И, как он сказал в разговоре, у него там сломано ребро и ушиб кистей. Вы как-то отслеживали эту ситуацию, разговаривали с охраной? // Газета.Ru -Я, вообще, вел собрание, и какой-то выкрик слышал, но не более. Это не я, а из зала ректоры сказали: а кто вы, и так далее. Что касается кворума, абсолютно точно кворум был. Есть мандатная комиссия, она подтвердила. Есть все документы. Это неправда, просто неправда. Кворум был, съезд состоялся. И общественная организация «Союз ректоров» как работала, так и будет работать. Что касается этого человека, я его, в общем, даже не знаю. Такое поведение везде осуждается. Выкрики были из аудитории, я слышал: ректоры, не мешайте работать. Ведь есть же форма, как выступить: поднять руку, прийти, представиться, - этого всего не было. -И тоже опять вслед съезду. Выступление Дмитрия Ливанова, который довольно резко, мне показалось, выступил, заявив, что в ближайшее время будет сокращено количество региональных вузов, количество аспирантур и магистратур в регионах, что практически они там исчезнут. Как вы к этому относитесь? Ведь, по сути, вы глава Союза ректоров и, наоборот, должны защищать университеты, которые есть в регионах. // Газета.Ru -Да, безусловно, защищать, и, безусловно, никакого резкого сокращения аспирантуры быть не должно, она должна расширяться. Если говорить о нашей стране, у нас должно быть больше аспирантуры и больше магистратуры, чем даже есть. Кстати, на совещании у председателя правительства об этом и я говорил, и другие. Поэтому я хочу просто успокоить, что, безусловно, если говорить о моей позиции, о позиции Союза ректоров, мы будем защищать не сокращение ради сокращения, а, наоборот, расширение. Но... Есть вопрос. Он тоже находится в плоскости общественного мнения. Ведь мы должны готовить аспирантов, которые могут заниматься наукой. А такого аспиранта можно приготовить только в научной среде, в научной школе. И вообще, аспирантура нашей страны, еще в советское время, это было святое. Если человек попал в аспирантуру, значит, он будет ученым. Он может быть тем, кто потом будет, вообще, в мире первым. К сожалению, в последнее время аспирантура стала признаком, ну, просто такого приложения. Если есть учебное заведение, должна быть и аспирантура. Если есть что-то, должна быть и магистратура. Вот я не знаю, видели ли вы некоторые слайды, где иногда проходят занятия в таких университетах. Это сараи, соответственно, парты стоят вот за этими дверьми сарайными, и так далее. Поэтому, конечно, мы обманываем людей, строим пирамиду, и вообще, приносим ущерб стране, если готовим аспирантов там, где нет возможности. Моя позиция такая: мы будем расширять аспирантуру, но в тех местах, это сотня, может, и несколько сотен таких мест, где есть научные школы, где есть возможность таких аспирантов готовить. То же, наверное, будет относиться и к магистрам, хотя это не совсем мой профиль. Думаю, что министр имел в виду вот это. Я не знаю, как он точно выразился, стенограмму не смотрел, но по совещанию потом в правительстве именно вот это звучало главным рефреном. Что мы не должны сокращать. И это правильно, нашей стране нужно больше качественного образования. Кто же против, если у нас будут почти все качественно образованные, выдающиеся люди, какая страна будет против. Но, к сожалению, возникают ситуации, когда дипломы или даже диссертации не оснащены ни знаниями, даже не соблюдены элементарные формальности. Это надо пресекать, и я считаю, что мы не должны ни такие дипломы выдавать, ни такие диссертации делать. Вот так я понимаю позицию Союза ректоров и свою. -Еще министр говорил про филиальную сеть государственных вузов. Про то, что ректорам нужно избавляться от сети филиалов, если они не могут обеспечить в этих филиалах образование на уровне головного вуза. Как вы к этому относитесь? И что будет с филиальной сетью МГУ? // «Газета.Ru» -Это позиция министра - я не буду ее даже комментировать. Давайте я на примере своей сети поясню, что такое филиалы. У нас было четыре филиала: Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Баку и Севастополь (Украина) - то есть пять, а сейчас четыре. Какие это филиалы? Это филиалы, кроме Севастополя, созданные по просьбе руководства этих стран, президентов. Что имелось в виду? Сделать образование в этой стране, абсолютно элитное и некоррумпированное. И руководители стран обещали, что они сделают все, чтобы филиалы чувствовали себя независимыми, чтобы на них не было никакого давления со стороны чиновничества. Мы такие филиалы создали, и в них сейчас учится 3,5 тыс. И учат наши профессора «десантным способом» - ездят. То есть едет, начитывает курс - уезжает; приезжает - принимает. Это несколько сот профессоров - это серьезная нагрузка для МГУ. И мы выдаем дипломы МГУ. Мы гарантируем, что это такое же качество, как качество соответствующего факультета МГУ. Севастополь был особым филиалом: мы его создавали в те времена, когда мы хотели помочь (я уже говорил в начале) детям офицеров и моряков. И мы эту задачу выполнили. Это филиал, созданный на базе Лазаревской казармы. Кстати, на том месте, где наш профессор Пирогов во время Турецкой кампании лечил, оказывал помощь, оперировал солдат, - то есть как бы история замкнулась. Ровно на этом месте были палатки нашего профессора Пирогова, автора полевой хирургии. И мы, конечно, принимали всех ребят, кто смог поступить. Но филиал был все-таки на территории Украины. Сейчас это филиал на территории России, у нас осталось четыре. Есть два предложения в еще двух государствах, мы ведем эту работу по открытию - это Армения и Киргизия. И вот больше мы филиалов открывать не хотим. Потому что мы должны отвечать за качество. Если говорить о моей позиции по филиальной сети, филиалы должны быть, но они должны быть в тех вузах, где за них отвечают ректоры, которые ответственно говорят: я готовлю так же. Ну а если мы выдаем «липовый» диплом... Ребят обмануть легко: он же школьник, он думает, что будет с дипломом. А кому он будет нужен без знаний? Поэтому я думаю, что филиальная сеть должна преобразовываться, может быть, сжиматься. Но останется та, где будет качественное образование. Это, собственно, главное. -Еще про зарплату профессорско-преподавательского состава. Какое количество преподавателей, профессоров вернее, которые работали не в штате МГУ, было сокращено за последнее время? // Газета.Ru -Увеличено было. Не знаю, откуда слух. Давайте так. Есть штат, те, кого мы приняли, заключили трудовые договора и так далее. Среди штатных сотрудников у нас никогда не было сокращено ни одного человека. Наоборот, мы растем, и каждый год деканы предлагают молодых людей оставить, мы оставляем. В общем, штат растет. Штатных сотрудников около 5200. Никаких утверждений о сокращении не было и быть не может. Теперь по штатным. Московский университет имеет соотношение, ну, примерно, один к четырем. Это хороший коэффициент, нигде в мире его нет, ни в Европе, ни в Америке. Но, тем не менее, Московский университет приглашает ежегодно около тысячи совместителей для работы. Как происходит этот процесс. Значит, ученые советы факультетов, деканы факультетов рассматривают свои учебные планы и говорят: вот нам надо того, того, того. И пишут письма: пригласить. В итоге набирается около тысячи. Что делает ректорат. Просматривает, соответствует ли нагрузка заявленному, есть ли она. Если это научный сотрудник, то для какой цели. Далее рассматривает уровень приглашенного: кандидат, доктор. Мы, конечно, стараемся приглашать докторов. И затем каждый список рассматривается, и подписывается решение о приглашении совместителя на один год. Это не штатные сотрудники, это просто пришедшие на один год. Так вот, их количество, по сравнению с прошлым годом, если иметь ввиду 2014 и 2013 годы, осталось то же. Менялись люди внутри. Ушли курсы или кто-то чем-то недоволен, пригласил другого. А я, отвечающий за общее количество, не ставил задачу его сократить. Например, мехмат приглашает 110 совместителей. Представляете, 110! Это почти столько, сколько своих преподавателей. Естественно, я ставлю задачу ответственней относиться к приглашению совместителей. Это люди, за которых мы не несем такой трудовой ответственности. Эти люди работают в других организациях, просто приглашены на год почитать. Я ставлю задачи относиться более требовательно. И ничего страшного нет, если мы будем там не тысячу приглашать, а 700. У нас соотношение один к четырем, мы способны сами обеспечить учебный процесс. Я на совете деканов, который вчера прошел, поставил задачу более активно приглашать межфакультетских профессоров. И мне кажется, такая позиция, чтобы качество приглашенных было все лучше и лучше, будет нами продолжена, это ученый совет вчера принял и обсудил. Что касается конкретного случая про научного руководителя, про которого сейчас спросил сотрудник «Газеты.Ru», - наверное, так решил факультет, который его приглашал. Не я решал. Я рассматриваю то, что факультет, ученый совет представляют. Никакой позиции, линии на сокращение нет. Но линия на повышение качества приглашенных есть и будет. И я говорю об этом здесь, что мы будем повышать требовательность, и, возможно, число приглашенных совместителей, повторяю, совместителей, не наших сотрудников, будет сжиматься в соответствии с качеством. -У меня еще вопрос про молодых сотрудников МГУ. Какое количество молодых сотрудников было устроено в штат МГУ за последний год? // Газета.Ru -У нас принята лет 12-15 назад программа «Сто плюс сто». Это была моя инициатива, ученый совет ее принял. Что это за программа. Значит, сто молодых кандидатов наук без очереди становятся доцентами. Ежегодно. И так, набираются кандидаты, они рассматриваются на ученых советах факультетов, потом ученый совет МГУ, потом их переводят без очереди. То есть не то что на кафедре есть своя очередность, кем быть, а мы говорим: нет, он талантливый, он молодой кандидат, он будет доцентом. Вот за эти годы через программу прошло более тысячи человек. Они продвинули свой карьерный рост сразу и быстро. И программа сыграла очень большую роль. Сейчас таких кандидатов меньше, потому что мы выбрали вот тех претендентов, и уже не набирается сто и сто, а набирается там 15 и 15, 15 и 20. Но даже в этом году, на прошлом ученом совете, мы приняли решение по соответствующим кандидатам. Теперь про штат молодых сотрудников. У нас есть программа оставления талантливых молодых ребят в МГУ. Как москвичей, так и иногородних. И если факультет просит оставить молодого человека иногороднего, мы проводим этот вопрос через комиссию ученого совета, оставляем и даем общежитие. И он в общежитии живет, пока не получит жилье. Поскольку мы решили многие вопросы жилья, то, по сведениям профкома, на последнем заседании президиума я был, у нас нет сейчас в общежитии тех, кто вот был оставлен, ждал жилье и не получил. Всем тем, кто был специально оставлен, это жилье предоставили. Конечно, есть еще процесс оставления молодых деканами, факультетами, это не требует согласования с ректором, поскольку у них жилье есть, они москвичи. Если оценивать, скажем, за год, мне кажется, уверенно можно говорить о сотне молодых людей, пришедших снова в МГУ. Я говорю это так, по памяти, но думаю, не меньше ста в год. -В подразделениях МГУ научный сотрудник со степенью к.ф.-м.н. получает в месяц 17 тыс. руб., ведущий научный сотрудник со степенью д.ф.-м.н. - 27 тыс. руб., профессор на кафедре физфака - 52 тыс. руб. В то же время уборщица на полставки (четыре часа работы по утрам) в ТЦ «Европейский» получает 30 тыс. в месяц (информация с интернет-сайтов с вакансиями). Вы считаете подобное отношение к интеллектуальной элите российского общества нормальным? // Игорь (МГУ) -Я рад, что все вопросы очень конкретные и острые. Действительно, зарплата - очень больной вопрос. Он не только для МГУ, он в целом. Потому что согласно «дорожным картам» мы должны иметь превышение зарплаты по сравнению со средней в регионе. Москва - очень активно развивающийся регион, и средняя зарплата очень быстро растет, она сейчас уже 60 и будет 70. А теперь смотрите, это ведь средняя, то есть от ассистента до профессора, и она должна быть не ниже по сравнению с регионом, по годам. Естественно, для каждого университета это серьезный вопрос. О сокращении мне не хочется думать. Я считаю, что у нас коллектив очень достойный. Значит, надо уметь зарабатывать и уметь эти зарплаты делать. Потому что бюджет определен не нами, бюджет как дан - так и дан. Теперь по факту. Вообще-то нам удалось среднюю зарплату ППС сделать нормальной, она сейчас больше 60 тыс., мы в рамках «дорожной карты». А если говорить по месяцам, она бывает и 100 тыс., средняя зарплата ППС. Вот, например, за прошедший месяц 110 тыс. в отдельных структурах. Там и отпуск, и гранты пришли. Вообще в зарплате много неточностей, связанных с тем, что человек, например, увидел в этот месяц - и говорит. А мы ведь смотрим по году. Здесь нельзя допустить неточность. Потому что каждый месяц, независимо от нас, все идет на сайт министерства, это автомат. Мы вообще не можем влиять на эту информацию. Мы только обрабатываем ее по окончании года, и я регулирую тот или иной процесс надбавками - и стимулирующими, и премиями. Конечно, стараюсь людям помочь. И вот я уже говорил, что в целом удалось решить вопрос о зарплате ППС. Теперь что касается вопроса о научном сотруднике. Там есть определенная доля неточности. Вообще говоря, оклады у нас утверждены не нами - это утверждено специальными рекомендациями: сколько старшему, сколько младшему... Но Московский университет - особо ценный объект наследия народов России, мы говорили чуть раньше об этом. И мы имеем 50-процентную надбавку к каждому окладу. Таким образом, если (условно) оклад 17 тыс., то к этому надо добавить 8 - значит, уже он ежемесячно получает 25. Если там оклад, я не знаю, 25 тыс., то к этому надо добавить еще 12,5 - и это также 37. Это правило - это просто входит в его оклад. Люди говорят о начальных окладах, но не говорят о надбавках, ежемесячных и стандартных. Кроме того, в результате того что мы экономим средства, мы каждые полгода выдаем стимулирующие надбавки. Вот прошло полгода - выдали стимулирующие. Мы говорим факультетам: представьте 50% своего коллектива, кто лучше работает. Представляют. Следующие полгода прошли - мы говорим: представьте 50% своего коллектива, которые хорошо работают. По моим оценкам, стимулирующие плюс премии - это еще плюс три оклада в год сотруднику, активно работающему. Я хочу согласиться с тем, что, конечно, зарплата и научных сотрудников, и профессоров у нас не такая высокая и хотелось бы лучше. И каждый, конечно, переживает. Но всегда надо говорить правду и не пытаться поймать какой-то отдельный факт, который может очернить какую-то ситуацию в университете, например, «я, доцент, получаю 17 тыс.»... Ну нет такого доцента. -Дугин и Добреньков (особенно первый) - почему вы столько лет их терпели? // Фыва -Что касается соцфака. Действительно, факультет имел несколько таких моментов, которые привлекали общественное мнение, да и мое. Но у нас ведь в университетах есть демократия, а демократия состоит в том, что декан факультета выбирается на ученом совете факультета. И это процесс, на который влиять нельзя. Поэтому, когда ребята лет десять назад обратились ко мне, я с ними встречался, я всем им помог, объяснил, что, ну, процесс такой: он выбран коллективом, не только ученым советом, коллективом университета, у него есть срок избрания. Срок избрания завершился у декана, и декан Владимир Иванович ушел с должности по окончании срока. Он профессор, будет на факультете зав. кафедрой. Пришел декан, и.о. декана. На мой взгляд, очень хороший ученый, социолог Надежда Геннадьевна Осипова. Очень достойный профессор, которая готова на факультете многое сделать, и она сделает. И хотя она недавно пришла, но полна замыслов. Уверен, что социологический факультет заиграет в этом пространстве, нужно некоторое время. Так что на факультете произошли такие изменения. Они обоснованы. И решение принимал я. Вчера я встречался с комиссией соцфака по выборам декана, в ближайшее время будут выборы. Согласно уставу, создана комиссия, вчера было первое заседание комиссии по выборам. Представители соцфака и вся комиссия единогласно одобрили эти процессы и наметили сроки избрания нового декана на соцфаке. Еще раз повторю, что соцфак заиграет, он покажет свое университетское лицо. Нужно определенное время. Что касается Дугина, такой профессор работает по хоздоговору: он принят Владимиром Ивановичем Добреньковым, я не имел к этому отношения. Он работает, он не уволен. У него контракт до сентября, и я не собираюсь этот контракт нарушать. -На этом съезде ректоров Дмитрий Ливанов сказал, что бюджет поддержки высшего образования в этом году составил свыше 470 млрд руб., что в 20 раз выше, чем было в 2000 году. Но при этом вот его цитата: «При таком стремительном росте финансирования, у нас не происходит роста качества образования». Как вы можете это объяснить? И, в принципе, согласны ли вы с его словами? // «Газета.Ru» -Система высшего образования очень хорошо оснащена сейчас оборудованием. Вот такого оборудования и такой поддержки по оборудованию, как сейчас, не было никогда в истории. Я сужу по Московскому университету. Фактически все наши лаборатории, центры коллективного пользования оснащены по самому современному уровню, который можно себе представить. И таких университетов десятки, сотни, и это наше общее мнение. Конечно, университеты имеют возможность работать на хорошем оборудовании. Что касается зарплаты, трудно сравнивать зарплаты 20-летней давности. Я все это прошел: в 90-х годах профессора даже Московского университета ездили за город - покупать рис дешевле, чем в Москве. Это было, мои коллеги. Таким образом, нельзя же говорить, что сейчас хуже. Сейчас лучше. Есть возможность работать, гранты, зарплата сейчас более привлекательна, чем за рубежом. И многие, кто уехал, пытаются приехать, чтобы поработать здесь. Но это, конечно, те, кто может рассчитывать на крупный грант, на мегагрант. И вот у нас был вопрос, сколько иностранных профессоров работают, - около 200. Это те, кто или работает там и там, как Животовский, Новиков, или вернулся, или приехал поработать. В этом смысле нельзя сказать, что у нас в ведущих вузах сейчас намного хуже, чем там. И это понимают и зарубежные профессора, например в Германии. Там не так сладко сейчас. Но, конечно, в целом система финансирования науки требует большего. На съезде мы будем об этом говорить. Науку в университетах надо финансировать существенно больше. Что касается другого финансирования - тоже, наверное, нужно и строить, и ремонтировать. Поэтому понятно сравнение в 20 раз. Тем не менее образование - это приоритет, и оно должно поддерживаться государством приоритетно. Я бы не считал, что сейчас все в порядке по финансированию. -Но он говорит, что не растет качество. // «Газета.Ru» -Давайте условимся, о чем речь. Если речь идет о том, что мы говорили, - в филиалах фиктивные дипломы и так далее - да, такого не было, это стало хуже. Но если говорить о качестве тех университетов, которые претендуют на лидерство, я бы не считал, что у нас качество не растет. Если можно, я бы один раз, может, для читателей объективно бы произнес рейтинги. Это ответ на вопрос о качестве. 5 марта 2013 года опубликован рейтинг Times Higher Education: МГУ занял 50-е место среди лучших мировых вузов. 8 мая 2013 года опубликован известный рейтинг: МГУ - 42-е место по математике, кластер 51-100 по физике, астрономии и современным языкам. Ну существенно лучше, чем предыдущий год. Июль 2013 года, опубликован CWUR, это такой очень хороший рейтинг: МГУ имени Ломоносова занял 90-е место, а качество образования 14-е в мире (там, по-моему, 22 тыс. университетов рейтинговалось). 5 августа 2013 года, международный институт IMAGO опубликовал рейтинг научных исследований по ведущим центрам, не только по университетам, а по всем центрам: МГУ - 93-е место. 8 августа 2013 года, опубликован WBMatrix за первое полугодие 2013 года: МГУ занял первое место среди российских университетов, 15-е в Европе, 102-е в мире. Ушел с 147-го, улучшил. 15 августа 2013 года опубликован Шанхайский рейтинг: МГУ занял 79-ю строчку. 10 сентября 2013 года опубликован рейтинг мировых университетов: МГУ занял 120-ю строчку. 2 октября опубликован рейтинг Times Higher Education: МГУ занял 63-е место в области физических наук, 61-е место в области инженерных наук и передовых технологий. Стал единственным российским вузом, попавшим в топ-400. 5 декабря 2013 года МГУ вошел в топ-10 лучших высших заведений БРИКС. Декабрь 2013 года, рейтинг БРИКС WBMatrix: МГУ - 7-е место. 17 декабря 2013 года появился рейтинг по БРИКС, МГУ занял третье место. 26 февраля 2014 года МГУ занял 49-е место по математике и 49-е место по физике, астрономии, и специальности «философия и современные языки» - в сотне. 7 марта 2014 года МГУ подтвердил свой уровень, попал в топ-60 лучших университетов Times Higher Education. Кстати, это список 100 вузов мира с лучшей репутацией. 18 июня 2014 года, рейтинг университетов стран БРИКС: МГУ им. Ломоносова занял третье место. 15 июля 2014 года Московский университет перешел с 90-го места на 48-е. И 14-е место в мире по качеству образования. Ну и по всем рейтингам «Эксперт РА»: ноябрь 2013 года - мы имеем первое место; 5 июля 2014-го - среди СНГ у МГУ первое место. 5 июля 2014 года, рейтинг «Интерфакс» и «Эха Москвы»: Московский университет занял первое место. Ну и все национальные рейтинги: МГУ занимает первое место. Таким образом, есть разные рейтинги, с разными подходами к системе образования, и их много - вот я их обозначил. МГУ во всех рейтингах, которые относятся к нашей стране и странам СНГ, занимает первое место, в странах БРИКС - третье (там впереди два китайских университета), и во всех других международных рейтингах он так или иначе входит в топ-100 - или абсолютно, или по отдельным дисциплинам. Считаю, что это хорошее качество образования и признание роли Московского университета. Но в целом, если вернуться к вопросу, конечно, качество образования кое-где мы потеряли, и это надо срочно исправлять. Мы об этом уже говорили. -Виктор Антонович, в средствах массовой информации часто слышатся призывы приглашать из-за рубежа Российских специалистов, желающих вернуться в Россию. Есть ли в МГУ такая программа, которой можно было бы воспользоваться, если есть желание передать многолетний опыт, накопленный в США и Европе по разработке новых клинических препаратов? Спасибо. Юрий. // Юрий -Я уже говорил, что в МГУ в течение года работает около 200 зарубежных профессоров, и читают лекции. Давайте я за последний год назову. Смут, Нобелевский лауреат по физике, Фелпс, Нобелевский лауреат по экономике, Цукерберг, известный нам, читал лекции. В Высшей школе администрирования, мы ее создали совместно с французской школой администрирования, ежегодно работает 20 французских профессоров, читают лекции. Среди них и Нобелевские лауреаты. Еще из Нобелевских лауреатов. Вот совсем недавно читал лекции Харольд Крото, Нобелевский лауреат по химии. Лекции читал Цукерман. Лекции читал Тони Хей, вице-президент Microsoft. На Фестиваль науки этого года приедет еще пять Нобелевских лауреатов, в октябре они ежегодно приезжают. На самом деле многие наши профессора работают и в Соединенных Штатах, в Европе и у нас. Академик Новиков - у него позиция в США, и он заведующий кафедрой на мехмате. Кроме того, у нас вот были мегагранты, И были приглашены очень многие известнейшие зарубежные ученые. Цукерман, это по экологии моря. Он и сейчас работает по мегагранту. Алдошин - это физхимия, из Парижа был приглашен Иванов, очень известный зарубежный ученый. Ну, и так далее. Так что мегагранты, и гранты, и просто приглашения - это обычная ситуация для Московского Университета. Теперь по поводу программы, чтобы можно было бы вернуться и поделиться накопленным опытом. Эта программа и есть гранты или мегагранты. Мы выиграли примерно 10% от всех этих фондов. И вот на эти выигранные гранты, безусловно, есть возможность приглашать зарубежных ученых. Теперь по лекарствам. Ну, я могу сказать, что одно из лекарств нами создано и получен патент в Соединенных Штатах и оно поступило в продажу. Это лекарство, которое академик Скулачев делает, по лечению метахондрии. То есть идея очистить клетку от ненужных составом. Тем самым, это и борьба за качество жизни, со старением. Такое лекарство им создано, оно поступило уже в аптеки нашей страны и продается очень активно. А вчера он мне сообщил, что оно запатентовано по американским правилам, и это означает, что оно признано уже и в Соединенных Штатах. Есть работы по другим направлениям. Академик Ткачук, декан факультета фундаментальной медицины, занимается созданием лекарств, связанных с клеточной терапией, выращиванием неких органов организмом для лечения. Есть работы на суперкомпьютере, по созданию лекарств, по борьбе с опухолями и раком. Мы вовсю штурмуем эту тему - создание новых лекарств. А кое-что уже сделано и продается. -Когда заработает новый телескоп МГУ под Кисловодском? // Иван -Это хороший вопрос. Мы потеряли две хорошие наблюдательные станции - в Узбекистане и Казахстане. Причем я лично был в этих странах в момент распада Советского Союза специально с целью спасти обсерватории. Лазил по горам, по трубам, с Черепащуком, директором института, встречался с президентами и старался спасти эти две обсерватории для Московского университета. Распался Советский Союз, и по тем правилам, что были, они отошли в собственность тем государствам. Мы продолжали еще сотрудничать, держать там штаты, машины, но со временем это все ушло. Эти две станции были потеряны. Теперь была станция в Крыму, вы хорошо это знаете. За счет того что Крым имел на начальном этапе после 90-х годов определенную степень автономии и как раз тогда руководителем Крыма был выпускник Московского университета, мне удалось договориться по двум станциям, геологической и станции наблюдательной ГАИШ, - удержать их в собственности России. И все эти годы мы жили, так сказать, под прессом попыток приватизировать их Украиной. Потому что тот человек уже ушел, а новое руководство пыталось их приватизировать. Мы всячески старались доказывать (я беседовал со всеми президентами Украины - доказывал), что эту собственность надо сохранить. Мы ее сохранили как собственность. Сейчас есть возможность развивать наблюдательную станцию и геологическую станцию в Крыму уже как наши полноценные станции, и там будет идти модернизация. Но телескопы - они все-таки устарели. Мы не имели возможности их модернизировать, начиная с 1992 года. В связи с этим в 2005 году я обратился в правительство с просьбой выделить средства на закупку нового 2,5-метрового телескопа. Это предложение было поддержано, и началась работа по покупке и строительству. И вот в Карачаево-Черкесии нам была отведена руководством республики территория, началось строительство, и начался монтаж телескопа. Вообще это очень мощный проект - в это трудное время монтировать новый телескоп, современный. Но надо сказать, что здесь и коллектив ГАИШ МГУ, и, конечно, в целом Московский университет очень много сделали. Строительство окончено, телескоп поставлен. Была очень большая опасность не довезти его (это 2,5-тонный телескоп) без повреждений. И с середины 2012 года мы начали монтаж. В данные дни идет юстировка. Там есть международная группа (Китай, Франция), которые по очереди выполняют свои работы. Это сложная работа по юстировке. То есть практически все построено, все сделано, телескоп поставлен, но требуется осуществить работу по его настройке. Эта работа ведется в эти дни. Недели две назад был президент Карачаево-Черкесии в Московском университете. Он тоже придает большое значение этой станции на их территории. И мы наметили официальное открытие станции - думаю, это где-то в сентябре. И уже в сентябре мы получим первые снимки на станции. Это огромный успех. Я рассказал бегло, но это огромный успех и ГАИШа, и Московского университета - в наше время построить такой телескоп. Я не специалист, но мне кажется, он второй в России по возможностям, после академии. Но он современный, он абсолютно автоматизированный. С ним мы свяжем телескопы сети «Мастер», которые уже созданы. И это большой рывок в астрономической науке, сделанный Московским университетом. Так что дело сделано, открытие и первые опыты будут проведены в ближайшее время. Надеемся, в сентябре. Все зависит от зарубежных специалистов, которые дадут отмашку, что юстировка закончена. -Виктор Антонович, еще вопрос, связанный с олимпиадами. В июне была статья в газете «Коммерсантъ» по поводу того, что Генпрокуратура проводит проверку по депутатскому запросу, с тем что Минобр нарушило регламент по распределению льгот для победителей школьных олимпиад. В частности, утверждалось, что в Российском совете олимпиад школьников говорили, что нарушены права тысяч абитуриентов. // «Газета.Ru» -Совет олимпиад школьников я возглавляю. Очень большая часть состава совета олимпиад школьников сменилась: туда входили и ректоры, и руководители каких-то структур, театральных, спортивных - там широкий совет олимпиад. Ну все меняется, люди меняют работу. Поэтому тот совет олимпиад школьников требовал тоже обновления состава. Министерство, надо сказать, провело очень тщательную работу. Заместитель министра Наталья Владимировна Третьяк лично занималась составом. Является ошибкой сказать, что это я, например, предложил. Там было несколько совещаний. Причем очень многое из того, что я предлагал, не было принято. Было по крайней мере минимум три, а то и больше совещаний на уровне министра или замминистра. Состав совета олимпиад - это прерогатива министра. Он утвердил этот состав, меня снова попросили возглавить состав совета олимпиад школьников. Я согласился. Министр присутствовал на заседании совета олимпиад школьников, мы рассмотрели предложения экспертных советов, но они тоже работали по-разному. И, конечно, мы были в непростой ситуации, чтобы все понять. Но все решения на совете олимпиад школьников были приняты коллегиально, единогласно, с обсуждением всей информации по данной олимпиаде. Там в информации, которая была опубликована, что по олимпиаде отзыв не такой или его нет. Мы отчитались перед министерством и прокуратурой, что все отзывы у нас имеются, мы принимали решения в точности по этим рекомендациям. И пользовались своим правом какие-то численные критерии не полностью учитывать из-за качества олимпиад. Если качество олимпиады высокое и эксперты говорят, что высокое, то определенные численные параметры мы могли не соблюдать в некоторых масштабах: это положением о совете допускается. То есть это наше право, оно из положения вытекает. Мне кажется, основная претензия была в том, что какие-то численные критерии не соблюдаются, а олимпиада попала на какой-то более высокий уровень. Права ни одного абитуриента не были нарушены, все уровни утверждены в соответствии с рекомендациями экспертных советов. И никаких возражений со стороны деятелей экспертных советов, членов советов олимпиад школьников мы не имеем. И даже жалоб школьников нет. Мы все проверки прошли, объяснили: никаких нарушений совет олимпиад школьников не допускал. Более того, мы уже собрали новые заявки, в ближайшее время будем обсуждать список заявок на следующий год. Идет нормальная, регулярная и, я бы сказал, строгая работа. Мы сжимаем количество победителей. Все по делу, все по качеству. Я могу сказать, что мы ответили на все эти претензии. -Здравствуйте, Виктор Антонович! В последнее время огромную популярность по всему миру набирают отрытые образовательные онлайн курсы (MOOCs: coursera.com, edx.com etc.). Любой человек с доступом в интернет может прослушать лекции лучших вузов мира, например, Стэнфорда, Беркли и многих других, и даже получить официальный сертификат, сдав экзамен. Среди российских вузов к подобной практике недавно подключились Высшая школа экономики, МФТИ и СПбГУ. Как вы оцениваете подобную практику получения знаний и планируется ли появление таких курсов от МГУ? // Валентин -Речь идет о Coursera. Я встречался с их руководством и обсуждал эти вопросы. Я с уважением отношусь к их работе. Как известно, Coursera уже имеет несколько миллионов участников программы, в том числе и определенное число слушателей программы в нашей стране. Мы выбрали свой путь и попробуем. Всегда хорошо, когда есть другая точка зрения или другие подходы. И я заодно отвечу на еще один вопрос, который я увидел, про межфакультетские курсы. Современный университет имеет все направления подготовки: математика, физика, филология, журналистика... Но время так устроило, что часто факультеты видят только свой сектор. Вот математика видит математику - и все. И даже не знает, а что происходит на филфаке, что на журфаке, это не интересно. Точно так же гуманитарии. Философ, он учится на философа, но не знает, что делает математик. И мною была выдвинута идея межфакультетских курсов. Что это такое? Это ведущие профессора читают курсы, но не для студентов своего факультета. Если ты математик, то читай курс для биологов. Причем заранее объявляется на сайте, студент сам выбирает, куда он записывается, и приходит на пробную лекцию. И смотрит, годится она ему или нет. Если ему не понравилось, он может перейти. Мы объявили два года назад около 150 межфакультетских лекций. Записалось около 17 тыс. студентов. Мы ввели еще в учебный план, что если ты прослушал лекции - отчет сдай. Записывались даже те, кому отчет не надо было сдавать. И первокурсники. Были курсы, где запись была до тысячи желающих прослушать. У нас не было аудиторий, мы актовые залы давали. Таким образом, сами студенты проголосовали за этот подход. И мне многие ректоры, это правда, говорили: мы очень завидуем вам, у вас есть потенциал, 150 профессоров, которые могут читать лекции, вот такие межфакультетские. Сейчас это уже третий год, мы объявили снова межфакультетские курсы, их будет более 150. Эти курсы читают выдающиеся профессора. И студенты снова будут записываться, и добровольно, и те, кто должен сдать какой-то отчет, не по своей специальности. Мне кажется, в этом и есть суть университетского образования, оно должно быть более широким. Оно должно человеку давать горизонты. Так вот, все эти курсы снимаются. И большая часть из них помещается в интернет. У нас есть ссылка distant.msu.ru, и можно обратиться и просматривать эти курсы межфакультетские, как лекции. Более 50. А всего было размещено 500 лекций, и они доступны на сайте. Но мы делаем следующий шаг. Из них выбрали шесть наиболее выдающихся, купили оборудование для студии, и вот эти шесть лекций уже сняли в профессиональной студии, профессиональным коллективом, для размещения на сайте с обратной связью. То есть это уже лекции, которые будут размещены, будут задаваться вопросы, будут слушатели. И будем думать, может быть, в итоге какие-то зачеты. Таким образом, вот этот наш шаг, это наша собственная траектория, которую мы будем наращивать. В следующем году еще выберем шесть или восемь, и так далее, будем снимать и снимать. И банк данных наберем уже с обратной связью - эти лекции. Я назову фамилии тех, кого мы записали, и в сентябре они будут уже открыты на сайте. Это профессор Тер-Минасова с лекцией «Язык культуры и межкультурная коммуникация». «Биофизика от принципов к механизмам» Твердислова. «Уильям Шекспир на английском языке, историко-культурная политика. Загадки, мифы, реальности» Липгарта. Он читает на русском и английском. «Современные экологические проблемы устойчивого развития» профессора Марфенина. «Общая астрономия», Сурдин читает. «Молекулы и болезни. Ионные каналы-транспортеры» профессора Максимова. Каждая из этих фамилий - выдающаяся. Кроме того, у нас 200 курсов дистанционного обучения, со школьниками, учителями и переподготовкой. Но эти курсы не только обязательно лекция, показ. Это и возможность школьнику общаться, задавать вопросы. Точно так же учитель. Открыт курс, там учитель такой-то. И он задает вопросы, ему отвечают, все дистанционным способом. Мы сейчас еще две программы ведем: «Русский язык для Дагестана», это очень важная программа, поддерживаемая руководством Дагестана, дистанционный курс, и с Томским университетом «Современная физика», тоже современный курс. Но если все это просуммировать, конечно, это уже сотни курсов. Мы осторожно подбираемся к тем курсам, которые будут уже доступны всем, и с возможностью постоянно общаться. Вот первые шесть будут размещены в сентябре уже на сайте distant.msu.ru. -А почему с Coursera не удалось договориться? Ведь это такая платформа, где лекции были бы доступны большей аудитории. // Газета.Ru -Мы не договаривались даже, мы обменялись информацией. Coursera рассказала, что она делает, а я ей рассказал, что мы делаем. Собственно, это была встреча, у нас не было обсуждения сотрудничества. Но после этого, действительно, некоторые вузы начали обсуждать и, по-моему, что-то делать. Ради бога. Но у нас есть и свой подход. Там же программы все-таки зарубежных университетов. -Наверное, последний вопрос, обобщение нескольких вопросов от читателей. Вскоре вам предстоит переизбрание. Могли бы вы это прокомментировать? Будете ли вы возглавлять МГУ? // «Газета.Ru» -Вы знаете, я не переизбираюсь, согласно закону, а назначаюсь. А назначение - это не я решаю. Так что дай бог здоровья и вам, и всем слушателям. А назначают другие люди - есть человек, которые назначает. Вот там был вопрос, что я мало рассказываю о людях Московского университета. Якобы я боюсь конкуренции. Я хочу вам подарить книжку, она называется «О людях Московского университета». Это те люди, о которых я рассказал первокурсникам 1 сентября в Актовом зале МГУ. Моя лекция устроена так, что я рассказываю о людях Московского университета. Я выбираю этих героев (многих я знал, общался) и рисую свой портрет человека, его вклад. Это во многом личный взгляд на подвиг этого героя, профессора Московского университета. Здесь и Келдыш, и Семеновы, и Тихонов, и Трубецкой, и Муромцев, и Колмогоров, и Флоренский - в общем, здесь вот все люди, о которых я сумел рассказать первокурсникам. Я эту работу буду продолжать. И 1 сентября этого года, если даст бог, прочитаю лекцию еще о трех-четырех людях Московского университета. И, когда накопится материал, дополню эту книжку. -Можно вас попросить завершить онлайн-интервью пожеланиями нашим читателям? Здоровья вы уже пожелали. А можете еще чего-нибудь пожелать - научного, образовательного? // «Газета.Ru» -Я бы читателям пожелал следующее. Во-первых, я с благодарностью отношусь к вашей газете, потому что она рассказывает о науке, рассказывает об образовании и это очень важно. Поэтому я бы пожелал, конечно, интересоваться наукой, по-настоящему интересоваться ее результатами, прогнозом развития науки. И, конечно, интересоваться образованием, и будущим нашей страны в области образования. С другой стороны, я хотел бы пожелать, как математик, во все вникать по-настоящему глубоко и избегать ненужных сенсаций или сенсационных подходов, которые порой очень мешают разобраться в истине. В общем, на знамени МГУ написано, что МГУ служит добру, истине и справедливости. Вот я бы в полной мере хотел пожелать читателям служить добру, истине и справедливости. Чем справедливее мы будем друг к другу, чем больше будем придерживаться истины и чем добрее будем, прощая ошибки, которые любой человек может допустить, тем дальше мы продвинемся и тем богаче каждый из нас станет. Поверьте мне, с возрастом ничто так не ценится, как внутреннее богатство человека.
|
Дизайн и поддержка: Interface Ltd. |
|