Вход Регистрация
Контакты Новости сайта Карта сайта Новости сайта в формате RSS
 
 
Новости для выпускников
МГУ им.Ломоносова
SUBSCRIBE.RU
 
База данных выпускников
 
 
Рассылки Subscribe.ru
Выпускники МГУ
Выпускники ВМиК
Долголетие и омоложение
Дайв-Клуб МГУ
Гольф
Новости психологии
 
Рассылки Maillist.ru
Выпускники МГУ
Активное долголетие, омоложение организма, геропротекторы
 

Истфаку МГУ - 70

Николай Сванидзе - Здравствуйте, Сергей Павлович! Поздравляю вас с юбилеем!

Сергей Карпов - Спасибо большое! И вас также!

Николай Сванидзе - Сергей Павлович, пожалуй, главный вопрос: зачем, с какой целью сейчас дети идут на исторический факультет? Почему людям сейчас нужна история? Зачем она им нужна в наше время, когда наука переживает далеко не самые статусные времена?

Сергей Карпов - Люди идут к нам прежде всего за хорошим образованием. Потому что то образование, которое дает сейчас исторический факультет МГУ универсально - это восстановление памяти человечества, это общая, глубокая культура, это знание нескольких иностранных языков, это информационные технологии. Человек, который владеет всем этим инструментарием, на нынешнем рынке труда может себе обеспечить любое место, которое он пожелает при условии, конечно, хорошего успевания. Но для нас важно еще и очень другое - сохранить память человечества. Мы все время допускаем одни и те же ошибки, думая, что мы делаем это первый раз. Но это делали многие поколения до нас. Их систематизация, составление баз данных, просто осмысление нашего прошлого - это капитал человечества, которым мы не должны разбрасываться.

Николай Сванидзе - Какой капитал? Времена сейчас очень жесткие, прагматичные. Молодым людям нужно зарабатывать себе на хлеб, делать карьеру. А тут совершенно абстрактные, казалось бы, знания. Это было тысячу лет назад, да и 100 лет назад, да и вообще то, что было до, ведь по мнению очень многих людей то, что было до его рождения это все равно, что было до нашей эры. И зачем это нужно?

Сергей Карпов - Видите ли, это ведь тот же самый вопрос - нужна ли человеку память в принципе? Потому что человек, который обладает исторической памятью, будет правильно конструировать и свое будущее. Потому что конструируя свое будущее и получая вот весь этот капитал, который у нас есть. Он фактически обеспечивает себе место в этом мире такое, какое он хочет. Он не обязательно будет профессиональным историком, хотя очень многие становятся профессиональными историками. Он обладает прежде всего огромными аналитическими способностями. И эти аналитические способности дают ему возможность применять себя в самых разных сферах. Ведь многие наши выпускники стали выдающимися политиками, деятелями в области радио и телевидения, пиартехнологий, многие занимают выдающиеся посты в управлении государством и многие честно служат преподаванию в школах, в вузах и в данном случае вносят огромный просветительский вклад, Потому что историк, кроме того, что он профессионал в науке, он еще и просветитель. Мы все помним блестящие лекции Казаржевского, Аверинцева, Рогова на нашем факультете. Между прочим, это был первый прорыв в свободу, прорыв в свободу мышления, в свободу понимания мира. И мы всегда эти лекции помним и стараемся передать это тем, кого мы учим.

Николай Сванидзе - Изменились как-нибудь студенты-первокурсники за последние годы?

Сергей Карпов - Изменились несомненно и в хорошую, и в плохую сторону. Они стали более свободными, более раскрепощенными. Для них есть великолепная возможность, которой мы были лишены - возможность доступа к информации, к тем книгам, о которых мы только мечтали в свое время. И студенты их читают, эти книги. Они хорошо подготовлены. Но вместе с тем, вместе с этой доступностью образования, доступностью литературы, доступностью информации, они стали более прагматичны и, может быть, более, я бы сказал, рациональны в своем подходе.

Николай Сванидзе - Может, это и неплохо?

Сергей Карпов - Иногда рационализм хорош, иногда и плох. Тут есть две стороны. Он плох тогда, когда иногда человек слишком детерминирует свой путь, не зная как он изменится. А для того, чтобы строить его правильно, он конечно должен обладать большим, хорошим потенциалом. И этот потенциал мы стараемся им привить. Наш факультет включает фундаментальность. И мы сейчас вводим новые программы. Например, это не только история, это история теории международных отношений, это помощь нашим дипломатам. Это исторический туризм. Это экспертиза художественная и многое другое.

Николай Сванидзе - Вопрос, на который может быть трудно кратко ответить, но попробуйте. Что лучше сейчас для нашей страны, какое знание развивать - фундаментальное, глубокое или, скажем так, широкое, может быть, более поверхностное, но более общее и обширное?

Сергей Карпов - Мы слишком бедная страна, чтобы позволять себе готовить неспециалистов. Мы должны готовить специалистов, которые прекрасно владеют своим предметом. И мы должны подходить к истории как к настоящей науке. А настоящей наукой она может быть только тогда, когда она деполитизирована, деидеологизирована, когда она опирается на очень большой фундамент исследований, и хорошо интерпретированных источников. Поэтому, конечно, для меня абсолютно однозначный вывод может быть только один: нужна фундаментальная наука, фундаментальное образование и очень хорошая глубокая специализация при этом.

Николай Сванидзе - Вы за профессионалов?

Сергей Карпов - Безусловно.


  Рекомендовать »   Написать редактору  
  Распечатать »
 
  Дата публикации: 23.05.2004  
 

     Дизайн и поддержка: Interface Ltd.

    
Rambler's Top100