“Научные изыскания” дьякона всея Руси
В юности Андрей Кураев был атеистом. Причем воинствующим: в старших классах школы выпускал газету “Атеист”. Поступив на философский факультет МГУ, закрепился на кафедре научного атеизма. А потом вдруг - именно вдруг - стал активно верующим и непримиримо православным. Бывает. Ведь не меняются только мертвые и дураки. А г-н Кураев отнюдь не дурак. Потом он учился в Московской духовной семинарии и в Бухарестском богословском институте. Там же, в Румынии, был рукоположен “во диаконы”. Вернувшись в Россию, возник в должности референта Патриарха Московского и всея Руси Алексия. Из референтов был изгнан - говорят, будто бы за изготовленное им, дьяконом Кураевым, обращение от имени Патриарха по поводу событий 19-21 августа 1991 года. Говорят также, что, обратившись в православие, г-н Кураев стал секретным сотрудником Комитета госбезопасности. И вроде бы сам дьякон это сотрудничество не отрицал, утверждая, однако, что ни на кого не “стучал”. Нельзя не верить столь известному духовному лицу. Но тогда не совсем ясно, что же г-н Кураев писал в своих отчетах “кураторам” из КГБ... Ныне дьякон Кураев - профессор и заведующий кафедрой Свято-Тихоновского православного богословского института, старший научный сотрудник кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ, а также член экспертно-консультационного совета по проблемам свободы совести при думском Комитете по делам общественных организаций и религиозных объединений. Но прославился он отнюдь не на этом поприще.
С г-ном Кураевым мы встретились вскоре после его участия в программе Владимира Соловьева “К барьеру!”. В этой программе дьякон оказался как бы противником нашего печально знаменитого неандертальца, генерала Макашова. Слова “как бы” не случайны: прежде всего г-н Кураев поблагодарил генерала “за защиту русского народа” (надо полагать, “за защиту” от жидов) - зоологический антисемитизм Макашова не вызвал ни порицания, ни хотя бы сожаления со стороны православного священнослужителя. Андрей Вячеславович лишь немного попенял ему, что тот - цитирую г-на Кураева - “ввязался в бой без рекогносцировки” (имеется в виду письмо 19 депутатов Думы, в том числе и Макашова, в Генпрокуратуру с требованием запретить в России все еврейские организации). Под рекогносцировкой в данном случае следует, вероятно, понимать некий минимальный уровень культуры и знаний, однако предполагать наличие его у генерала Макашова было бы изначальным заблуждением. - Г-н Кураев, вот цитата из статьи о вашем выступлении на сборе армейских священников (выступление состоялось в годовщину освобождения Освенцима): “Сославшись на сборник “Сионизм - правда и вымыслы”, выпущенный издательством “Прогресс” в 1978 году, дьякон Кураев рассказал, что перед Второй мировой войной фашистская верхушка договорилась с мировыми сионистскими организациями устроить для спасения евреев гетто. По всей Европе должна была бушевать война, а евреи в гетто должны были жить спокойно, не замечая ее. Такой, по словам Андрея Кураева, был договор. За это мировые сионистские организации должны были, дескать, препятствовать вступлению Америки в войну. Однако Америка в войну вступила, и в отместку фашисты стали убивать евреев в гетто, утверждал Кураев. Евреям в гетто фашисты дали самоуправление, и сами евреи решали, кого посылать в лагеря смерти по фашистской разнарядке. По словам Андрея Кураева, евреи выбирали в гетто и посылали в лагеря смерти выкрестов, то есть христиан. Таким образом, в Освенциме погибли не евреи, а христиане, которых евреи посылали на смерть”. Пожалуйста, ваш комментарий. - В этой цитате акценты переданы предвзято. Речь идет вот о чем. В чешском городке Терезин, в 25 километрах от Праги, гитлеровцы устроили еврейское гетто. Оно было образцово-показательным - витриной как бы гуманного решения нацистами еврейского вопроса. Сюда везли, в частности, еврейскую аристократию со всей Европы. Нацисты ведь не делали различий между крещеными евреями (христианами) и некрещеными. А среди еврейской аристократии было немало баронов и графов, которые тоже оказались здесь, в Терезине. Кроме того, здесь были многие руководители европейских сионистских организаций (эти организации готовили еврейскую молодежь к возможному осуществлению еврейской мечты - воссозданию независимого еврейского государства). В 1967 году в Терезине во время ремонта дома была найдена дамская сумочка с тремя тетрадками. Они содержали дневники Эгона Редлиха. До войны он был руководителем молодежного сионистского кружка. Потом попал в терезинское гетто, а в 1944-м погиб в Освенциме. В гетто Редлих вошел в состав еврейского самоуправления. В своем дневнике он пишет о том, что самоуправление регулярно получало от немцев приказы: на следующей неделе отправить в Освенцим этап - скажем, 500 человек. Столько-то мужчин, столько-то женщин, возраст такой-то. А кого именно - решало уже самоуправление. Те, кого должны были отправить (списки вывешивались заранее), имели право на апелляцию. Эгон Редлих был членом такой апелляционной комиссии. Он пишет, что в гетто его и других членов комиссии ненавидели, считая пособниками нацистов. Потому что они определяли, кого именно отправить в Освенцим в первую очередь, а кого - оставить. В дневниках у него мелькает: в первую очередь старались отправить не сионистов, а евреев, принявших христианство. - Крещеные евреи для нацистов были такими же евреями, как и сионисты, - это ведь ваши слова... - Но для нас это означает, что это были наши единоверцы. Мученики. Потому что мученик - это христианин, который мог бы удержаться в жизни, если бы не его вера. Все мы смертны. Но, если человек переступил границу жизни раньше из-за того, что он христианин, для нас это мученик. - В той статье, которую я цитировал, говорится - с ваших слов - о некоем договоре между сионистами и нацистами о том, что евреи в гетто должны были жить спокойно, не замечая войны. Вы это говорили? - Думаю, что нет.
Отступление первое
Фрагменты из дневников Эгона Редлиха действительно были изданы в 1978 году в сборнике “Сионизм - правда и вымыслы”. Их сопровождал многословный (в несколько раз больший, чем сами фрагменты) и вполне определенный текст от составителей сборника, который вышел в период очередного пика государственного антисемитизма в СССР. Пользоваться подобным “источником” - без привлечения других, альтернативных материалов - для историка, каковым считает себя дьякон Кураев, по меньшей мере несерьезно. Правда, в разговоре со мной дьякон ссылался на изданную в Иерусалиме книгу “Крепость над бездной. Терезинские дневники”. Однако, судя по всему, г-н Кураев ее не читал - ему вполне хватило фрагментов и сопровождающего их текста из сборника “Сионизм - правда и вымыслы”. На мой вопрос о якобы имевшемся договоре между сионистами и нацистами дьякон Кураев ответил весьма уклончиво: он “думает”, что этого он не говорил. Однако мои коллеги, присутствовавшие на том самом “слете” армейских священников и слышавшие выступление дьякона Кураева, вряд ли такое выдумали. Между тем упоминание о подобном договоре не более чем мистификация, причем злонамеренная, что-то вроде “Протоколов сионских мудрецов”. Знаменитый американский исследователь Уолтер Лакер писал: “Заявления о сотрудничестве сионистов с нацистами - это абсолютный нонсенс. Ни один еврейский Молотов ни разу не сидел с нацистами за одним столом”. Тезис о том, что мировые сионистские организации во имя спасения европейских евреев будто бы должны были препятствовать вступлению США в войну, - еще один миф, подхваченный когда-то советскими пропагандистами, а теперь (по утверждению моих коллег) и дьяконом Кураевым. Во-первых, американские сионисты во время Второй мировой войны были чрезвычайно малочисленны, они не оказывали ни малейшего влияния на политику США. Во-вторых, вступлению Америки в войну изо всех сил противились “правые” и американская “черная сотня”. И не США по собственной инициативе вступили в войну (после чего, дескать, нацисты начали убивать евреев “в отместку” за невыполнение ими условий договора), но Гитлер в декабре 41-го объявил войну Америке. Теперь - непосредственно о гетто в Терезине и дневниках Редлиха. “Еврейскую аристократию - баронов и графов” (они, по словам г-на Кураева, хоть и были христианами, но для нацистов оставались евреями) якобы “со всей Европы” свозили в терезинское гетто. Тут дьякон дает волю фантазии. “Еврейской аристократии” не существовало. В некоторых странах лишь в единичных случаях евреи получали дворянские титулы - например, знаменитый премьер-министр и министр финансов Великобритании XIX века Дизраэли, он же лорд Биконсфилд. Но ни барон Гинзбург в Российской империи, ни барон Ротшильд во Франции никогда не переходили в христианство. И никого из членов этих титулованных семей не было ни в одном гетто - в том числе и терезинском. Главный же тезис дьякона Кураева - сионисты из терезинского гетто вместо себя посылали в лагерь смерти крестившихся евреев, т.е. христиан. Тезис этот - откровенная и злонамеренная дезинформация. В дневниках Эгона Редлиха нет ни единого упоминания о подобных случаях. Тем не менее в интервью дьякон на них сослался, сказав: “Вот запись Редлиха от 27 января 1942 года: прибыл Эйхман, узнал, что готовят списки христиан, которые покинут Терезин”. А вот что написано в дневнике на самом деле: “27 декабря 1942 г. Прибыл Эйхман, и мы ожидаем важных решений. Я слышал, что уже составляются списки христиан, которые покинут Терезин”. (Адольф Карл Эйхман, один из главных преступников Третьего рейха. Именно он автор плана “Окончательное решение еврейского вопроса”, предусматривавшего истребление всех европейских евреев. В апреле 1945 года Эйхман сумел скрыться, спустя 15 лет был обнаружен “Моссадом” в Аргентине, похищен и перевезен в Израиль. В 1962 году казнен по приговору суда.) Редлих был членом самоуправления - так называемого “юденрата” (нацисты организовали “юденраты” во всех гетто). Если бы списки христиан-евреев составлялись им и его товарищами, ему незачем было писать о том, что он “слышал” о таких списках. Более того: в дневнике есть запись, свидетельствующая об истинном отношении к христианам в гетто. Редлих пишет, как одна еврейка пожаловалась ему на неравноправное положение обитателей гетто: мол, евреи-христиане живут лучше прочих... На самом деле в терезинском (и во всех других) гетто было две группы евреев. Одну - немногочисленную - составляли сионисты, мечтавшие о создании собственного независимого государства. Так называемые ассимилированные евреи - они не хотели никуда уезжать и считали страну, в которой жили, своей родиной - были в абсолютном большинстве. При этом почти все они оставались верными иудаизму. Крещеных евреев в терезинском гетто было от силы несколько десятков. В гетто Эгон Редлих был не только и не столько членом “юденрата”. Главная его обязанность - воспитатель детского дома. В этом доме жили сироты, а также те, кого нацисты по прибытии в гетто отделяли от родителей: дети до 12 лет должны были жить отдельно. Судьба Редлиха удивительно напоминает судьбу замечательного польского писателя, врача и педагога Януша Корчака (Генрика Гольдшмидта). В варшавском гетто Корчак был директором еврейской школы-интерната “Дом сирот”. Вместе со всеми своими воспитанниками он погиб в лагере Треблинка. Эгон Редлих тоже погиб вместе со всеми своими воспитанниками - в Освенциме. Из почти 85 тысяч чехословацких евреев войну пережили менее 3 тысяч. С теми, кто жив еще и сегодня, по моей просьбе встречался мой пражский коллега. Все они, не сговариваясь, сказали: версия, будто “юденрат” терезинского гетто в первую очередь посылал в Освенцим крещеных евреев, - грязная ложь. Один из этих людей - член комитета бывших узников теризинского гетто Дагмар Либлова - через моего пражского коллегу попросила “передать православному священнослужителю г-ну Кураеву привет от Эйхмана”. Передаю.
* * *
- Г-н Кураев, в вашей небольшой книжке “Как делают антисемитом” вы уделяете немало места Международному женскому дню. Вы полагаете, что этот праздник, возникший по инициативе еврейки Клары Цеткин, не случайно пришелся на 8 марта: дескать, в тот год, когда принималось решение о празднике, именно в этот день евреи праздновали свой праздник Пурим... На основании каких исторических изысканий вы пришли к такому выводу? - Однозначного документа на эту тему нет, речь идет о некой реконструкции, возможно - моей догадке. Я полагаю, что, когда речь идет о назначении даты будущего праздника, у его инициаторов могут вступать в действие их личные ассоциативные связи. Я предполагаю, что и у Клары Цеткин, и у верхушки Интернационала, которая в начале ХХ века была на редкость мононациональной, могли сработать такого рода национальные ассоциации. Потому что в традиции еврейского народа - именно образ женщины-революционерки, освободительницы, которая восстала против тирании и спасла свой народ. Это Эсфирь, чья память совершается в дни еврейского праздника Пурим. Правда, меня уверяли в том, что Клара Цеткин - не еврейка. Меня могла ввести в заблуждение ее фамилия. Оказалось, что это фамилия ее мужа, о котором известно, что он был эмигрантом из России, одесским евреем. Но дело не в нем и не в Кларе Цеткин, а в том, что решение о праздновании 8 Марта принималось коллегиально - верхушкой II Интернационала. - В вашей книжке трактовка образа Эсфири наполнена - не могу сказать ненавистью, но - явным недоброжелательством по отношению к этой женщине. Вам так не кажется? - Я поясню. Для меня, как для любого христианина, Эсфирь - святой персонаж, персонаж священной истории. Мое возмущение направлено не к Эсфири и не к Библии. Ну приведите мне пример еще одного народа в современном мире, который ежегодно празднует память об удачно проведенном погроме. - Вы полагаете, это был погром? - Да.
Отступление второе
Во время интервью дьякон Кураев тщательно подбирал слова, изо всех сил стараясь быть, как теперь говорят, “политкорректным”. В книжке “Как делают антисемитом” г-н Кураев совсем другой. “Клара Цеткин, - утверждает дьякон, - еврейка. У нее есть своя этническая традиция. Еще у них было этническое родство. Интернационал, как оказалось, был на редкость мононационален. Дело не в том, ходила ли Клара Цеткин в синагогу. Дело в том, что в ее памяти не могли не остаться детские воспоминания об этом празднике. Это то, что с детства входит в сознание иудея. Так безосновательно ли предположение, что в сознании еврейских лидеров Интернационала женское революционное движение ассоциировалось с именем Эсфири, а 8 марта избрано ими в силу привычки праздновать в эти дни семейный праздник Пурим?” Не думаю, что г-на Кураева можно назвать невеждой. Значит - он лжет намеренно. Клара Цеткин никогда не ходила в синагогу. Она не была еврейкой, в ее роду евреев тоже не было. Ее девичья фамилия - Эйснер. Отец, Готфрид Эйснер, был приходским учителем в деревне близ Лейпцига и играл на органе в местной лютеранской церкви. В 1882 году Клара вышла замуж за бывшего народовольца из России Осипа Цеткина. Спустя семь лет Осип умер. До первого празднования Международного женского дня (1911 г.) оставалось 22 года. С тех пор и по сей день еврейский праздник Пурим (он отмечается по лунному календарю, каждый год его дата иная) лишь дважды совпал с женским. “Мононациональность” лидеров II Интернационала - очередная выдумка дьякона. Ведущую роль во II Интернационале играли шестеро европейских социалистов: Август Бебель (немец), Жан Жорес (француз), Виктор Адлер (австрийский еврей), Герман Грейлих (швейцарец), Джеймс Кейр Харди (шотландец), Эдуар Мари Вайян (француз). В перерывах между конгрессами Интернационала работало Международное социалистическое бюро, лидерами которого были 23 человека. Евреев из них - четверо. Нужно быть злобно пристрастным человеком, чтобы найти здесь “этническую традицию” и “этническое родство”. Но самое невероятное - как г-н Кураев (профессор богословия!) препарирует Священное Писание. В еврейской религиозной традиции Пурим (от слова “пур” - “жребий”) - праздник спасения народа от, казалось бы, неизбежной гибели. Г-н Кураев считает его “памятью об удачно проведенном погроме”. Доказывая этот свой тезис, г-н Кураев лжет, причем незатейливо - надеясь, надо полагать, что никто не станет уличать во лжи духовное лицо. Между тем в “Книге Есфирь” нет ни единого слова об убийстве иудеями женщин и детей - это выдумка дьякона Кураева. Зато несколько раз в той же книге повторяются слова: “...а на грабеж не простерли руки своей”. Об этом дьякон не пишет, это ему невыгодно.
* * *
- Г-н Кураев, в вашей книжке вы приводите некую цитату “об иудаизме, который царствует на бирже”. Вы с ней согласны? - Здесь имеется в виду, что олигарх - это нечто национальное. - То же самое говорит и Макашов. - За этим стоит не столько национальное чувство или религиозное, сколько социальное. - За этим стоит погромное чувство. - Отчасти да. Но нельзя забывать, что еврейские погромы в Российской империи начались после освобождения крестьян от крепостного права. Община распалась, крестьяне остались один на один со стихией капиталистического рынка. Они пробуют на него выйти, и тут выясняется, что они зачастую неконкурентоспособны. Начинается совершенно очевидное социальное расслоение общества. Это очень хорошо описывал Розанов на примере кишиневского погрома. Понимаете, это сегодня у нас стоит какой-нибудь банк или магазин, и не ясно, кто его владелец. А тогда была вывеска: “Лавка Цукермана” и т.д. И вот Розанов полагал, что именно эта ситуация приводила к тому, что в людях копился не просто социальный протест против расслоения - то есть у одних дома врастают в землю, а у других, напротив, вырастают, - а когда это еще наглядно видно. Сегодня Макашов журнал “Форбс” цитирует, а тогда на южных окраинах Российской империи это было видно без всяких журналов. - Перед смертью Розанов повинился за свой антисемитизм. - Розанов был очень сложным человеком. Он пытался пояснить, что это была не столько национальная ненависть, тем более - религиозная, а это была социальная рознь.
Отступление третье, последнее
Дьякон Кураев вновь лжет, и вновь - сознательно: погромы в России никогда не были связаны с “социальным расслоением общества”. Осознание того, что “расслоение” тут ни при чем, и привело в конце концов Василия Розанова к раскаянию. И не его одного. Российские евреи становились жертвами именно национальной и религиозной вражды, сознательно поддерживаемой правительством и многими священнослужителями того времени. Конечно, не всеми: среди них было немало достойных людей, полагавших тезис о том, что “евреи распяли Христа”, недостойным христианина. И главное: жертвой погромов всегда была еврейская беднота. Погромщики прекрасно видели, кого они громят и убивают. Даже Василий Шульгин, в отличие от дьякона Кураева не стеснявшийся называть себя антисемитом, но пытавшийся сохранить хотя бы видимость объективности, вспоминал: “Они (погромщики. - М.Д.) только что атаковали “свежий дом” - какую-то одноэтажную лачугу. Изо всех сил, со всего размаха “вдарили” в окна. Точно дали несчастной халупе звонкую оплеуху. Стекла звоном зазвенели, брызнув во все стороны. Хибарка сразу ослепла на все глаза, толпа за моей спиной взвыла и заулюлюкала, а банда громил бросилась на соседнюю лачугу”.
* * *
Дьякон Кураев назвал свою книжку “Как делают антисемитом”. Сделать кого-либо антисемитом невозможно. Так же как и подлецом. Но и тем, и другим можно стать. Николай Бердяев писал, что антисемитизм - от бездарности. Возьму на себя смелость добавить: или от ущербности. Или же - от смутного, неосознаваемого чувства собственной неполноценности. Что именно из перечисленного подходит для г-на Кураева - пусть решит он сам. |