|
|
Питание мозга и возрастное снижение интеллекта
pp
Представляем нашего гостя НАДЕЖДА ВЛАДИМИРОВНА ЯКИМОВИЧ - медицинский психолог, кандидат психологических наук, главный специалист по психологическим проблемам Межгосударственного Авиационного Комитета. <BR>Более 20-ти лет проработала в гражданской авиации, видный специалист по психофизиологии мозга, имеет 25 научных публикаций.<BR>Н.В Якимович экспериментально доказала на большой выборке лиц в ходе 4-летнего исследования, что средства ортомолекулярной медицины в 86% случаев позволяют затормозить старение мозга.<BR>Контакт: (495) 239-9884 Питание мозга и возрастное снижение интеллекта: введение Питание мозга и возрастное снижение интеллекта: введениеТезисы доклада Н.В. Якимович "СНИЖЕНИЕ ФУНКЦИЙ МОЗГА У ПИЛОТОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА И МЕТОД ПРОФИЛАКТИКИ ЭТОГО ПРОЦЕССА" на 3-ем Научно-практическом конгрессе Ассоциации авиационно-космической, морской, экологической и экстремальной медицины России на тему "Человек в экстремальных условиях: проблемы здоровья, адаптации и работоспособности", (октябрь, 2002). По данным геронтологов максимальная работоспособность у лиц умственного труда наблюдается в возрасте от 35 до 45 лет, а к возрасту 50-60 лет из-за старения мозга она снижается на 20-40%. До 50-ти лет снижение психических функций носит плавный и незаметный характер, а после 50-ти лет и, особенно, после 55-ти лет признаки ослабления памяти, внимания, мышления дают о себе знать во все более явной форме, причем не только в быту, но и в профессиональной деятельности. На примере пилотов гражданской авиации установлено:
Поэтому сдерживание темпов мозгового старения имеет высокую важность для безопасности полетов. В ходе обследования 500 пилотов авиакомпании "Аэрофлот - Российские Авиалинии" отмечено:
Психологический тренинг с возрастом малоэффективен, так как способность к обучению снижается. Существует тесная связь между быстродействием мозга и уровнем содержания в его нейронах определенных аминокислот, липидов, гормонов, микроэлементов. Восполнение дефицита необходимых биологически активных веществ в клетках должно способствовать повышению их работоспособности. Подобран специальный комплекс биологически активных веществ:
Эффективность комплекса биологически активных веществ проверена на 60 пилотах старше 50 лет. Прием комплекса осуществлялся в течении 4-х лет во время отпуска (1 мес.). Результаты психологических тестов показали:
Н.В. Якимович - контакт: (495) 239-9884. Доклад Н.В. Якимович "СНИЖЕНИЕ ФУНКЦИЙ МОЗГА У ПИЛОТОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА И МЕТОД ПРОФИЛАКТИКИ ЭТОГО ПРОЦЕССА" на 3-ем Научно-практическом конгрессе Ассоциации авиационно-космической, морской, экологической и экстремальной медицины России на тему "Человек в экстремальных условиях: проблемы здоровья, адаптации и работоспособности", (октябрь, 2002). Прежде, чем предложить вашему вниманию новый метод коррекции психических функций средствами ортомолекулярной медицины, мне хочется сначала познакомить вас с той проблемой, которая породила данный метод. Эта проблема касается процесса старения мозга у пилотов гражданской авиации. К сожалению, у нас в стране мало занимались проблемой старения пилотов, так как считалось, что чем старше летчик, тем он только лучше и надежнее как профессионал. Но в науке накапливалось все больше данных о том, что такая точка зрения не совсем правомерна. И вот почему. По данным зарубежных геронтологов Б.Урланис, И.Волкович и других максимальная работоспособность у лиц умственного труда наблюдается в возрасте от 35 до 45 лет, а к возрасту 50-60 лет она снижается на 20-40%. Специалисты из российского института геронтологии А.О.Навакатикян и В.В.Крыжановская на примере операторских профессий, в частности, операторах атомных электростанций показали, что с возрастом: Эти закономерности ослабления психических функций с возрастом справедливы и для летных профессий, поэтому в гражданской авиации были разработаны две группы норм для оценки психических функций при медицинском освидетельствовании: первая группа норм относится к лицам до 50-ти лет, вторая группа норм относится к лицам 50-ти лет и старше. Последняя группа имеет более низкие показатели по качеству и скорости выполнения всех психических функций, что отражает реальные возможности пилотов старшего возраста. Однако нельзя признать, что сниженные требования к мозговым функциям опытных пилотов позволяют полностью обеспечить должный уровень безопасности полетов, поскольку среди причин авиапроишествий и инцидентов продолжают фигурировать феномены забывания, ошибочного восприятия и неправильного принятия решения. В этой связи нам представляется необходимым создание специальных мер по профилактике снижения психических функций и повышению работоспособности мозга у пилотов старше 50-ти лет. Для разработки подобных мер требуется глубокий анализ особенностей функционирования мозга у лиц старшего возраста, о чем и пойдет речь далее.
Как известно, активизирующей силой любой деятельности выступает мотивация: она способна мобилизовать даже резервные возможности мозга, когда этого требует экстремальная ситуация, но тем не менее мотивация не может преодолеть планку физиологических ограничений в пропускной способности клеток мозга. Поэтому помимо психологического фактора мотивации в не меньшей степени на качество и скорость выполнения умственных действий влияют и физиологические факторы - это особенности протекания обменных процессов в нейронах головного мозга. А поскольку с возрастом возникают функциональные и органические нарушения в нейронах, то это негативно отражается на скорости и качестве протекания психических процессов во второй половине жизни пилотов. Быстродействие мозга достигает своего пика на втором десятке жизни, а затем начинает плавно понижаться и далее идет только вниз. И хотя по мере увеличения возраста увеличивается объем знаний и опытности пилота, тем не менее они не могут полностью компенсировать возрастное ослабление мозговых функций, т.к. знания и навыки - это всего лишь информация, с которой работают клетки мозга, скорость же переработки этой информации зависит прежде всего от скорости протекания метаболических процессов. Важно отметить, что если до 50-ти лет понижение психических функций носит плавный и незаметный характер, то после 50-ти лет и особенно после 55-ти лет признаки ослабления памяти, внимания, мышления дают о себе знать во все более явной форме, причем не только в быту, но и в профессиональной деятельности. Подтверждением этому служат данные полученные мною совместно с коллегами из ГОСНИИ ГА в начале 90-х годов. Нами были проведены интересные исследования по поводу связи между ослабленными психическими функциями у пилотов и качеством их пилотирования в реальных полетах. На базе аэропорта Внуково мы собрали данные за три года полетов на 75 командиров воздушных судов, летающих на ТУ-154 и ИЛ-86, о том, как часто они совершали выходы за допустимые параметры полета по собственной вине. Для этого анализировались записи бортовых магнитных саморегистраторов полета. Исследования показали, что группу пилотов, которые наиболее часто совершали выходы за допуски, на 50% составляли лица старше 55 лет, причем преимущественно те, кто имели сниженные психические функции по результатам психологического тестирования. Корреляция между опасными отклонениями в пилотировании и возрастом пилотов оказалась статистически достоверной и составила 0,44. Полученные данные убедили нас в том, что в целях профилактики влияния возрастного фактора на авиационную аварийность необходимо начать заниматься проблемой оздоровления психических функций у пилотов старшего возраста и сдерживания у них темпов мозгового старения. Начали мы с того, что попытались определить, какой процент лиц среди летного состава нуждается в оздоровительных мероприятиях подобного рода. С этой целью мною было проанализировано состояние психических функций у пилотов авиакомпании "Аэрофлот - Российские Авиалинии" на выборке численностью около 500 человек. Оказалось, что в возрасте 50-ти лет сниженные психические функции, т.е. функции на уровне ниже среднего и близкие к нижней границе нормы, наблюдаются у каждого десятого пилота, в возрасте 55-ти лет - у каждого пятого пилота, а в возрасте 60-ти лет - у каждого второго пилота. Это достаточно большой контингент лиц, учитывая, что старшие возраста преобладают в численности летного состава многих авиакомпаний. Далее встал вопрос о путях и методах коррекции психических функций. До недавнего времени эту проблему пытались решать путем тренинга функций памяти, мышления, восприятия. Однако, как показали исследования, проведенные на базе военных авиационных училищ и описанные академиком В.А.Пономаренко в книге "Психология духовности профессионала", тренинг функции памяти, например, давал эффект улучшения не более, чем на 5-7%. Заметим, что такая эффективность имела место в молодом возрасте, когда функции еще достаточно чувствительны к тренингу, отсюда понятно, что в пожилом возрасте эффективность психологического тренинга будет еще ниже, т.к. способность к обучению с возрастом угасает. Для того, чтобы выбрать действительно адекватные и по-настоящему эффективные методы коррекции психических функций, надо обратиться на знание физиологических механизмов старения нервной системы и головного мозга, в частности. Старение мозга и питание мозгаОтсюда следует, что восполнение дефицита необходимых биологически активных веществ в клетках мозга должно способствовать повышению работоспособности нервных клеток. В этой связи для оздоровительной методики мною были отобраны не химические препараты, которые являются чужеродными и токсичными для организма веществами, а только натуральные препараты, содержащие необходимые аминокислоты, липиды, микроэлементы и другие полезные вещества. Среди них главное место занял препарат из растения Гинкго Билоба. Средством номер два стал чеснок, в часности, использовалось чесночное масло. Чесночное масло является хорошим натуральным средством в предотвращении роста холестериновых отложений в сосудах головного мозга. Помимо того, что капсулы с чесночным маслом заменяют большое количество обычного чеснока, они не дают тех негативных эффектов, которые сопутствуют приему чеснока : имеется в виду обжигание слизистой желудка и неприятный запах при общении. Понятно, что сдерживание процесса склерозирования церебральных сосудов оказывает сдерживающее влияние и на темпы старения тканей мозга. В качестве третьего сердства акцент был сделан на витамины группы В, в которых наиболее нуждается нервная система организма. В качестве четвертого средства были выбраны необходимые для мозга микроэлементы такие, как магний, цинк и фосфор, причем в хелатных формах, т.е. в соединении с органическими основаниями, не причиняющими вреда печени. В дополнение к четырем основным средствам использовались, в зависимости от степени ослабленности психических функций, лецитин, комплексы свободных аминокислот и аминокислота глицин. Помимо этого пилотам рекомендовалось включить в рацион своего питания больше рыбы, кальмаров, орехов и цитрусовых. Эффективность разработанной методики биокоррекции функций мозга была проверена на практике. 60 пилотов в возрасте старше 50-ти лет в течение 1-го месяца в году во время своего отпуска принимали рекомендованный набор препаратов на протяжении 4-лет. Среди них у 58% лиц удалось затормозить процесс мозгового старения и ослабления психических функций: об этом свидетельствовали результаты психологических тестов, которые оставались на прежнем уровне из года в год, в то время, как в контрольной группе, не проходившей по методике, результаты тестов в течение 4-х лет понемногу понижались. Более того в 28% случаев в экспериментальной группе наблюдалось даже небольшое повышение работоспособности мозга, хотя прирост этот не превышал статистически достоверного уровня. Чтобы вообще говорить о статистической достоверности результатов, необходимо продолжить исследования и увеличить численность выборки пациентов. К сожалению, мне трудно будет это сделать в дальнейшем, так как я работаю уже не в медицинском учреждении, а в Межгосударственном Авиационном Комитете. Но, возможно, что присутствующих найдутся лица, заинтересованные в продолжении этой научно-практической работы на своих медицинских базах. В заключение доклада мне хотелось бы подчеркнуть, что специалисты по человеческому фактору должны обязательно рассматривать как одну из возможных причин ошибочных действий пилотов - возрастное старение мозга и заниматься проблемами профилактики этого процесса, поскольку возрастные дефекты в работе психики имеют тенденцию проявляться не только на бытовом, но и на профессиональном уровне.
|
Дизайн и поддержка: Interface Ltd. |
|