Вход Регистрация
Контакты Новости сайта Карта сайта Новости сайта в формате RSS
 
 
Новости для выпускников
МГУ им.Ломоносова
SUBSCRIBE.RU
 
База данных выпускников
 
 
Рассылки Subscribe.ru
Выпускники МГУ
Выпускники ВМиК
Долголетие и омоложение
Дайв-Клуб МГУ
Гольф
Новости психологии
 
Рассылки Maillist.ru
Выпускники МГУ
Активное долголетие, омоложение организма, геропротекторы
 

ВЛЕЧЕНИЕ К СМЕРТИ И ЖЕЛАНИЕ СМЕРТИ

В. Ю. Мирошниченко, Ю.Р. Вагин, Н.А. Стрелков, Т. В. Пастухова, С. В. Мирошниченко 

Пермская государственная медицинская академия,
Пермский образовательный научно-исследовательский центр авитальной активности

Увеличение в популяции различных форм авитальной активности в целом и суицидальной активности в частности, сохраняет актуальность исследований, направленных на анализ их глубинных психодинамических корней. Классический психоанализ, полагающий в основу самоубийства конфликты агрессии, признает, что последующая каузальная психотерапия "расплывчата", "поли-прагматична" и "пессимистична" [3]. Теория влечения к смерти, предложенная З. Фрейдом в 1920 [2] , дальнейшего развития практически не получила и применительно к каузальной психотерапии авитальной активности не используется.

Результаты наших исследований в области глубинной психологии (тифоаналитическая теория) не только позволя-ют, но и побуждают нас вновь обратить внимание на проблему первичного влечения к смерти в интересах более четкого понимания структурно-динамической и экономической организации психики и каузальной терапии авитальной активности методами тифоанализа и аперсональной психотерапии [1].

В данной работе нам бы хотелось уделить внимание аспекту взаимоотношений между первичным  влечением  к смерти, лежащим в основе человеческой жизнедеятельности, и  желанием  смерти - феноменом пресуици-дальной активности, выражающимся в том, что человек (возможно единственное из живых существ) при определенных условиях  осознает  собственное влечение к смерти. Два вопроса, на ко-торые нам хотелось бы получить ответ, заключаются в следующем: (1) какова глубинно-динамическая связь между влечением к смерти и желанием смерти и (2) каковы условия, приводящие к тому, что неосознаваемое в норме влечение к смерти, становится осознанным желанием смерти?

В рамках тифоаналитической теории мы привыкли понимать, что в основе жизнедеятельности человека, равно как и любого другого живого существа, лежит потребность в снижении напряжения, определяющая направленность жизни как диссипативного, гомеостатического энтропийного процесса. Система хронификации жизни структурирует и континуирует (хронифицирует) этот процесс, побуждая каждый организм "умирать по-своему". В течение жизни организм постоянно обменивается с окружающей средой веществом и энергией, побуждаемый с одной стороны напряжением и чувством неудовольствия, а с другой стороны - разрядкой и чувством удовольствия. Для осуществления качественного хронического снижения напряжения организм имеет врожденные механизмы (инстинкты) и усваивает постнатально различные модели поведения, позволяющие ему реализовать программу жизнедеятельности с помощью (1) агрессии - способности обнаружить, фиксировать, деструктурировать и включить в себя необходимые объекты окружающей среды и (2) элиминации - соответствующей способности удалить и исключить из себя все, что мешает нормальному процессу жизнедеятельности. Эти механизмы, имеющие отношение ко всем физиологическим, нейрофизиологическим, психологическим (в том числе осознанным) процессам носят флюктуирующий, маятниковый характер и ведут к постепенному уменьшению напряжения в течение жизни. Их качественное функционирование последовательно удовлетворяет основную потребность - снижение напряжения и основное влечение - влечение к смерти так, что жизнь в целом приносит человеку удовольствие, а само влечение к смерти не осознается, поскольку перманентно удовлетворяется. Периодически осознается то, что традиционно называется  желание жить  - желание, связанное с нормальным функционированием системы хронификации жизни в ее предметной взаимосвязи с окружающей средой. Осознается желание получать пищу и желание удалить ее остатки из кишечника, осознается желание вступать в сексуальные отношения и прекратить их т.д. Мы можем говорить о  желании жить  (в указанном выше смысле), но у нас нет основания говорить о наличии у человека  влечения к жизни.  Если жизнь есть процесс хронического умирания, то каким образом можно представить себе  влечение к хроническому умиранию?  Желание жить есть по своей сути производное от влечения к смерти, ограниченного рамками системы хронификации жизни.

Каким образом с тифоаналитической точки зрения мы можем понять механизм возникновения у человека  желания умереть  и последующих суицидальных мыслей, тенденций и действий. Очевидно, что если система хронификации жизни по разным причинам не обеспечивает качественное снижение напряжения и перманентное удовлетворение влечения к смерти, напряжение в организме постепенно нарастает, запуская когнитивные механизмы на поиск альтернативных способов разрядки. Самоубийство в данном случае будет одной из наиболее эффективных моделей разрядки напряжения путем "короткого замыкания" в том случае, если "жизненное напряжение" сможет преодолеть барьеры боли и страха системы хронификации жизни.

В том случае, если влечение к смерти перманентно не удовлетворяется, если окружающая среда не может обеспечить человека необходимыми для жизнедеятельности объектами (жизненные желания и нужды не удовлетворяются) влечение к смерти усиливается и в сознании человека неизбежно появляется результат мотивированной влечением к смерти когнитивной деятельности -  желание смерти,  мысли о смерти и суицидальные мысли. Каждый человек обладает влечением к смерти, но нужно иметь очень некачественную жизнь, чтобы влечение к смерти усилилось настолько, чтобы оно смогло преодолеть блокирующие системы хронификации жизни (страх и боль) и проникнуть в сознание в форме желания смерти.

Литература

[1]  Вагин Ю.Р.  Тифоанализ (теория влечения к смерти).- Пермь, 2003.

[2]  Фрейд З.  По ту сторону принципа удовольствия //Психология бессознательного.- М., 1990.

[3]  Хензелер Х.  Вклад психоанализа в понимание суицида. В кн.: Энциклопедия глубинной психологии. Т.2.- М., 2001.

Как помочь проекту "Активное долголетие"


  Рекомендовать »   Написать редактору  
  Распечатать »
 
  Дата публикации: 11.08.2012  
 

     Дизайн и поддержка: Interface Ltd.

    
Rambler's Top100