|
|
Реклама антиоксидантов мешает лечить рак?
11 января 2013 года, 15:26 / Текст: Кирилл Стасевич На днях в журнале Open Biology появилась
Г-н Уотсон же говорит о том, что львиная доля химиотерапевтических веществ предназначена для того, чтобы подавить размножение раковых клеток окислительным стрессом. Лекарства-оксиданты блокируют клеточный цикл, в то время как превращение нормальных клеток в раковые сопровождается производством огромного количества антиоксидантов. Повышая уровень антиоксидантов, мы действуем на пользу болезни. И хотя г-н Уотсон говорит лишь о «гипотезе», подавая её в форме размышлений, которые нужно подтверждать и перепроверять, его статья, мягко говоря, произвела впечатление. Многие издания, даже не имеющие прямого отношения к науке, прокомментировали откровения легендарного нобелиата. Но на самом деле профессор лишь озвучил то, о чём давно знают - или подозревают - люди, профессионально занимающиеся проблемой рака. Генри Скаукрофт из И хотя обо всё этом исследователи сообщают всеми доступными способами, от статей в профильных журналах до блогов, позиции антиоксидантов в массовом сознании непоколебимы. Причины такого положения вещей кажутся очевидными, но всё же имеет смысл проговорить их ещё раз. Главная роль тут принадлежит, конечно, рекламе. Слово «антиоксидант» в применении к еде, напиткам и косметике используется невероятно часто. Зарубежные организации, регулирующие рекламную деятельность, обычно следят за тем, чтобы слова не расходились с делом, и жёстко спрашивают с производителей, действительно ли они имеют доказательства полезного действия антиоксидантов в продукте. Тут однако, есть уловка - когда в рекламе сообщается, например, просто о «большом количестве веществ, повышающих уровень антиоксидантов в организме». То есть миф об антиоксидантах питает сам себя: уже не нужно прямого утверждения об их полезности, а достаточно просто сказать слово «антиоксидант», чтобы убедить человека выпить, или съесть, или намазать это на лицо. Механизмы воспроизводства мифа - задача для культурологов, социологов и пр., хотя стоит заметить, что постиндустриальные информационные технологии, очевидно, лишь ускоряют «мифологический обмен», но общая непросвещённость и невежество всё равно остаются на прежнем, «до-постиндустриальном» уровне. И здесь, как считает Генри Скаукрофт, мы подходим совсем уж к банальным вещам. Откуда у нас такая готовность верить в чудодейственность антиоксидантов? Всем всегда хочется дольше жить и не болеть раком, но рецепты долгой, счастливой жизни, по словам учёных, остаются теми же, что и сто, двести лет назад. Не курить. Быть в форме (то бишь не переедать). Есть правильно. Если выпивать, то умеренно. Вести активный образ жизни («в здоровом теле…» и далее по тексту). Соблюдать эти правила весьма непросто. Проще выпить антиоксидантную таблетку. Игнорируя то, чт о про такие таблетки говорят исследователи. Всё это, повторим, очевидные банальности, но именно эти банальности следует проговаривать ещё раз, и ещё раз, и ещё много-много раз. Лучше всего, конечно, чтобы об этом вещал какой-нибудь титан вроде того же Джеймса Уотсона, который написал: «Лучше есть чернику, потому что она вкусная, а не потому, что она спасает от рака». Подготовлено по материалам
|
Дизайн и поддержка: Interface Ltd. |
|