Вход Регистрация
Контакты Новости сайта Карта сайта Новости сайта в формате RSS
 
 
Новости для выпускников
МГУ им.Ломоносова
SUBSCRIBE.RU
 
База данных выпускников
 
 
Рассылки Subscribe.ru
Выпускники МГУ
Выпускники ВМиК
Долголетие и омоложение
Дайв-Клуб МГУ
Гольф
Новости психологии
 
Рассылки Maillist.ru
Выпускники МГУ
Активное долголетие, омоложение организма, геропротекторы
 

Диакон Андрей Кураев: после Воскресения Христова смерть - дверь, а не стенка.

Страна.Ru

 

На вопросы Страны.Ru отвечает диакон Андрей Кураев, клирик храма св. Иоанна Предтечи что на Пресне, профессор Свято-Тихоновского Православного Богословского Института, заведующий кафедрой основного богословия и апологетики; старший научный сотрудник кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ.

Отец Андрей,чем православное понимание Пасхи отличается от неправославного? Почему на Западе главным праздником считают Рождество, а для всех православных именно Пасха - "праздников праздник и торжество из торжеств"?

Для нас очень дороги слова апостола Петра: "Мы спасены воскресением Иисуса Христа". То есть то, что происходит в связи со страданиями Христа - это путь к Пасхе, это средство, но это не главное. Главное не в том, чтобы еще одна боль появилась в мире, в данном случае боль Христа. Вот с западной точки зрения получается, что именно страдания Христа собою в глазах Бога заслоняют грехи всего человечества. И поэтому боль Христа и есть то, что оказывается выкупом, который удовлетворяет божественную жажду правосудия. И поэтому, видя страдания Христа на кресте, Бог нас прощает. Православие не приемлет такую юридическую холодную схему по сути бухгалтерского учета, зачета чьих-то грехов, страданий. Для православия важнее органическое переживание всех этих событий. Человек скорее заболел. Грех не столько вина, не столько преступление, нарушение закона какого-то, сколько рана и болезнь души. И вот для того чтобы эту болезнь нашу врачевать, а имя этой болезни то, что мы смертны, то, что у нас коррупция тления, коррупция распада и смерти вошла. И вот для того чтобы ее преодолеть, для этого сам Бог вовлекается в нашу человеческую плоть, и затем как бы пережигает в Себе ее, проводя через распад, для того чтобы восстановить в изначально чистом виде. Обычный образ у восточных святых отцов такой, когда, скажем, кузнец делает меч, и вдруг в него откуда-нибудь с потолка падает какой-то кусок извести, в результате качество металла теряется, затем, для того чтобы исправить меч от этой порчи, которая в нем оказалась, меч надо переплавить. И конечно во время этой переплавки он перестанет быть мечом. Он растечется и потеряет свою изначальную форму, но затем он вновь в нее вернется, но уже в очищенном состоянии. Вот так вот православие понимает события страданий Христа и его воскресение. Страдание - это добровольное вхождение в смерть не ради того, чтобы умилостивить Бога, а ради того, чтобы пересоздать вот это тридневие смерти, чтобы в него пересоздать и перестроить человечество и уже затем воскрешенное, пасхальное человеческое естество Христа в Причастии раздать всем православным христианам.

Батюшка,как подготовиться духовно к встрече праздника Пасхи?

В одном стихотворении Бориса Пастернака говорится: "у людей пред праздником уборка, в стороне от этой толчеи, омываю миром из ведерка Стопы Пречистые Твои". Я думаю, что действительно все-таки в стороне от толчеи лучше готовиться к празднику. Не стремиться к тому, чтобы подготовить стол повкуснее, приборку в доме сделать. Чистый Четверг не потому Чистый Четверг, что в этот день делают баню или промывают мебель от пыли, а потому что люди приходят исповедуются и причащаются. Великая Суббота - это отнюдь не просто время предпраздничной суеты, а это время сокровенного молчания о тайне Бога, сошедшего во ад ради нас. И, конечно, Великая Пятница - это опять же не время поездок на кладбище или закупок водки, а это время, когда христианин по возможности весь день должен провести в храме в созерцании Христа, Его страданий, памятуя, что вообще-то это не римляне и не древние евреи забили гвозди в руки Христа, а грехи каждого из нас.

Отец Андрей, помните ли вы первую вашу Пасху, сознательно отмеченную? Как и когда это было?

Это было в 1983 году. Тогда, я не помню, в том году или в следующем, я пробовал строго очень поститься, так, чтобы в Великую Пятницу и в Великую Субботу вообще ничего не есть. Но, честно говоря, в итоге оказалось, что я начинаю смотреть на часы в ожидании, когда же будет Пасха. И тогда ожидается Пасха ради удовлетворения желудка, а не ради духовной радости. Поэтому я бы просил на этом моем печальном опыте, чтобы может другие избежали бы подобного искушения. Надо все-таки вдумываться, ради чего мы ждем праздника, ради чего мы считаем часы и минутки, оставшиеся до этой радостной ночи. Ради того, чтобы побыстрее сесть за стол или же ради того, чтобы прославить Христа Воскресшего.

На Пасху приходят очень много не церковных людей, даже неверующих, в Храмы. Как им объяснить кратко, в чем смысл праздника Пасхи, чтобы до них это как-то дошло?

Есть песня Владимира Высоцкого? где есть слова: "коридоры кончаются стенкой". Так вот Христос - Тот, Кто вышиб эту стенку. То есть жизнь отныне кончается не тупиком, смерть оказывается дверью, а не стенкой. И можно пройти через пространство смерти, войдя в вечную жизнь. Вот это и означает Пасха.

Что бы Вы пожелали читателям Страны.Ru - церковным и нецерковным - в дни Святой Пасхи?

Церковным людям я бы пожелал подольше сохранить пасхальный дух, дух радости, чистоты. А нецерковным людям я бы пожелал найти пути к тому, чтобы пасхальная радость христиан стала бы и вашей радостью.


  Рекомендовать »   Написать редактору  
  Распечатать »
 
  Дата публикации: 29.04.2005  
 

     Дизайн и поддержка: Interface Ltd.

    
Rambler's Top100