"Персона грата": Майя Гришина
Программу "Персона грата" ведётВиталий Ушканов.
В минувшее воскресенье в российских регионах прошли выборы депутатов законодательных собраний, местных органов власти, и в пяти регионах после долгого перерыва избирали губернаторов. О том, как прошёл единый день голосования, каковы результаты волеизъявления граждан, много ли было скандалов и нарушений на избирательных участках, разговор с нашей гостьей.
Член Центральной избирательной комиссии РФ Майя Владимировна Гришина- желанная персона в студии.
Как Центризбирком пережил этот единый день голосования?
М. Гришина: Поскольку он для нас далеко не первый, всё прошло практически в штатном режиме. И в целом, несмотря на то, что появились новые выборы - губернаторов, и это заслуга либерализации законодательства, кампания характеризовалась значительно меньшим количеством жалоб, скандалов, как их любят называть. То есть, каких-то, может быть, и обоснованных претензий партий, которые не принимают итоги выборов душой, таких ситуаций тоже было меньше. Так что здесь сыграло свою роль, в первую очередь, изменение законодательства.
О скандалах и жалобах чуть позже, а пока хочу сказать о том, что, несмотря на либерализацию законодательства, губернаторские кампании после долгого перерыва, казалось бы, они должны были вызвать большой интерес у избирателей, но мало того, что явка была не слишком высокой, как мне кажется, или, может быть, я ошибаюсь…
М. Гришина: Я бы поспорила по явке.
Поспорьте. А главное - что все эти губернаторские кампании закончились в пользу действующих руководителей регионов. О чём это говорит?
М. Гришина: Это говорит о том, что на первые после значительного перерыва выборы вышли кандидаты, в основном, сильные. Это первое. Здесь нет никакого неожиданного результата. По всем прогнозам и рейтингам, которые звучали и задолго до начала избирательной кампании, и сразу перед ней, было понятно, что есть участвующие в выборах губернаторы, у которых столь высокий рейтинг, что даже вообще никаких вариантов, что состоится второй тур. Политологи называли всего два региона, где мог бы состояться второй тур. И как прогнозировалось, так и оказалось. И даже в тех регионах, относительно которых были определённые сомнения у политологов, выборы прошли в один тур. В этом нет ничего удивительного.
В целом система именно так и выстраивалась. Поддержка депутатов, которая требовалась для попадания в избирательные бюллетени, тоже сыграла свою роль.
А те регионы, в которых сомневались, что там сходу удастся действующим главам победить, это Брянская область и…?
М. Гришина: В устах политологов звучали Брянская и Рязанская области. Я только их слова повторяю, так как Центризбирком рейтингами не занимается, но мы слышим ушами, что говорят другие.
В Брянске, как известно, предвыборная кампания была достаточно напряжённой и острой вплоть до того, что действующего главу региона местный суд снимал с выборов. Но Центризбирком очень оперативно и быстро вступился за него. Почему?
М. Гришина: Здесь тоже надо расставить некоторые акценты. Дело в том, что согласно законодательству суд действительно может снять с дистанции кандидата. И в данной ситуации кандидат в губернаторы, даже от правящей партии, не исключение. Это как раз очень много интересных мыслей вызывает.
Но судебное решение о снятии кандидата не может вступить в силу немедленно. Согласно закону обязательно есть время на обжалование, и вступает здесь уже в дело Верховный суд.
Соответственно, кандидат, избирком Брянской области и прокуратура подали апелляционную жалобу. Верховный суд рассматривал это дело уже как суд второй инстанции. До того, как дело рассмотрит суд второй инстанции, решение о снятии с регистрации кандидата не вступает в силу. Поэтому ЦИК разъяснял эту позицию, что кандидат находится в бюллетене, пока точку в деле не поставит апелляционная инстанция.
То есть, вы не вступались за него, а просто хотели, чтобы всё было в рамках закона?
М. Гришина: Да. Мы просто пытались разъяснить, что никакого вычеркивания, никаких скоропалительных решений в данной ситуации не предусматривается.
Что касается Сахалина и Белгородской области, то по ним вопросов нет. А что касается Брянска, там проигравшие заявляют о массовых нарушениях. И что количество ящиков для голосования на дому не соответствовало заявленному, и что были на ряде участков проблемы с веб-камерами, которые либо не работали, либо не охватывали всю зону на избирательном участке. Говорили также о массовом голосовании по открепительным талонам.
Эти все жалобы Центризбирком будет каким-то образом разбирать, анализировать и давать на них какие-то ответы?
М. Гришина: Да. Но надо отличать некие заявления, которыми иногда кандидаты пытаются оправдать свой результат, который их, наверное, не устраивает, от реальных претензий и нарушений законодательства. К сожалению, в российской политической традиции, когда проигравший кандидат оправдывает свой проигрыш в первую очередь некими нарушениями, как правило, недоказуемыми или недоказанными.
В данной ситуации рассматривать жалобы должна организующая выборы комиссия, то есть Брянская областная избирательная комиссия. В случае если кандидат будет не согласен с результатами рассмотрения, то он может всё это обжаловать в суде.
Но, например, сразу скажу, что сам факт неработающей веб-камеры по себе нарушением избирательного законодательства не является. Да, это плохо, когда она не работает или установлена с недостаточным разрешением и углом обзора. Да, если наблюдатель это видит, он должен моментально на это отреагировать. Эта ситуация на самом деле исправимая. И не надо копить информацию об этом зачем-то до момента опубликования результатов выборов.
Досье:
ГРИШИНА Майя Владимировна - член Центральной избирательной комиссии РФ.
Родилась 2 мая 1969 года в столице. Окончила юридический факультет МГУ имени Ломоносова по специальности "правоведение".
Работала ведущим специалистом секретариата Конституционной комиссии, затем - Комитета по конституционному законодательству Верховного Совета России, заместителем начальника правового управления аппарата Центризбиркома.
Принимала активное участие в подготовке проектов федеральных законов о выборах и референдумах. Не раз выступала в качестве эксперта при рассмотрении дел в Конституционном суде.
С 2007 года член Центризбиркома РФ. Назначена указом президента. Занимается обобщением и анализом практики проведения выборов, а также подготовкой предложений по совершенствованию и развитию правоприменительной практики и законодательства. Руководитель рабочей группы Центризбиркома РФ по информационным спорам.
Автор научно-методических работ по вопросам участия СМИ в избирательных кампаниях.
Награждена орденом Дружбы, медалями ордена "За заслуги перед Отечеством", почётным знаком ЦИК "За заслуги в организации выборов". Заслуженный юрист Российской Федерации.
Замужем, есть сын.
Майя Гришина увлекается ландшафтным дизайном, цветоводством, а ещё плотницкими и столярными работами. |