|
|
Глава АВТОВАЗа: пассажиры, сядьте и смотрите!
Прощаясь, Игорь Комаров пошутил: «Даже не знаю, как теперь без вас, - я привык». И то правда, ведь мы провели с президентом АВТОВАЗа июльские сутки практически неразлучно…24 июля, вторник, 12:00-13:00. Линия В0, совещание по качеству «Бэ-ноль» - это платформа «Логана», то есть речь о самой новой линии завода, на которой сейчас собирают «Ларгус». Сегодня говорят о трех уже побежденных единичных дефектах, французы (на линии ВО много специалистов, прибывших с «Рено») докладывают: здесь подвинули электрод, там внесли изменения в технологическую карту. Комаров, не дожидаясь переводчика, уточняет по-английски: «То есть он должен услышать два щелчка?» - «Скорее, почувствовать две фиксации, поскольку в цехе шумно». - «Понятно, дальше», - не дает уйти в рассуждения президент. Эту фразу мы услышим еще неоднократно. - Неполадок немного, - доволен Комаров. - А главное - они почти все единичные и несерьезные. Без дефектов не обходится ни один старт производства - нигде в мире. Теперь быстро в президентскую «Приору» - и на покраску ВО: линию сейчас отлаживают, потому здесь одно из самых важных мест на заводе. Первые «ларгусы» красят в цехе «Калины» и «Гранты», поневоле сдерживая их производство… Комаров предельно конкретен: «В чем проблемы? Нужна ли моя помощь? Если что-то сдерживает, требуются люди - сразу обращайтесь». Сроки выхода на плановый объем «Ларгуса» и дату запуска «Ниссана» президент намерен выдержать; сейчас, когда вы читаете этот материал, они уже совсем близко. 14:15-15:00. Разговор о стратегии развития За большим столом в кабинете главы АВТОВАЗа - директор по стратегическому управлению Ирина Баклашова, директор по внешним связям Игорь Буренков и автор этих строк. Комаров просматривает презентацию. На графике запусков президент задерживается. Рестайлинг «Калины», универсал «Гранта», проект «4×4», «Лада В» и «Лада С»… Здесь видны все пункты стратегии развития: укрепить позиции лидера, подтвердить конкурентоспособность, выйти в новые сегменты. - Двенадцать запусков за пять лет, и это только по марке «Лада», без «Ниссана», «Рено» и моторов. Речь о двигателях Н4, там новое алюминиевое литье… - Это по лицензии «Рено»? - Да. Семейство от 1,2 до 1,8 л. У нас останутся нынешние шестнадцатиклапанные, будет наш 1,8 л. А мотор Н4 - примерно для 500 тысяч автомобилей ежегодно, причем какая-то часть выпуска пойдет на «Автофрамос» и, возможно, на питерский завод «Ниссан». Кстати, всего на АВТОВАЗе, на двух собственных площадках в Тольятти и Ижевске, мы будем делать 1,4-1,5 млн. автомобилей. - Трех марок? - Да. «Лад» из них около 900 тысяч. - А сроки? - 2017 год. Тут лицо у меня, видимо, несколько переменилось, и Комаров читает на нем: «Охренеть, да?». Кстати, это самое крепкое слово, что мы услышали от президента за сутки. 15:00-16:00. Согласительная комиссия Это встреча работодателя и работника, чтобы решить текущие вопросы. В зале человек пятьдесят: представители трудовых коллективов, профсоюз, руководство АВТОВАЗа. Сначала всё гладко: профсоюз просит увеличить количество машин, выделяемых заводчанам в этом году, до 6,5 тысячи. Принимается. Затем главный вопрос: в 2011-м по результатам первого полугодия сотрудники получили премиальные, - будут ли дополнительные выплаты теперь, в 2012-м? Тем более что заметно подорожали услуги ЖКХ… Комаров берет слово: - Как вы знаете, в этом году у нас два важных события - старт продаж «Гранты», запуск «Ларгуса». Итоги первого полугодия пока официально не утверждены, но цифра есть - 469 млн. рублей убытков. Это первые убытки за последние два-два с половиной года. Их планировали, поскольку и мы, и наши партнеры прекрасно знаем, что запуск новой модели всегда сопряжен с серьезными затратами. В этой связи опрометчиво и недальновидно обещать премию. Последние два заседания правления мы посвятили этому вопросу: как выйти на прибыль и сохранить возможность повышения зарплаты? Сейчас я прошу два месяца, чтобы провести все необходимые мероприятия и выделить нужную сумму. Глава профкома Николай Карагин: - Конечно, мы не можем не учитывать финансово-экономическое положение. Поработаем с коллективом, готовы отложить решение на два месяца. Но есть еще вопрос о деньгах. В июне-июле были жаркие дни, когда температура на рабочих местах превышала норму. Может, найдем вариант поощрения людей? Комаров: - Два года назад, в сильную жару, мы договорились, что надо премировать автовазовцев, которые обеспечили работу завода в экстремальных условиях. Готовьте документ - в течение суток получите резолюцию. Я видел, как Комаров переживает, отложив полугодовые премии. Вот его слова: «Считаю, что приятные новости за нас всегда объявят. А если неприятные - должен прийти сам руководитель, потеть и краснеть». 16:00-17:00. Выезд на КПП Вице-президент по безопасности и режиму Павел Жукалин показывает рентген-установку на одном из пропускных пунктов. Комаров смотрит на экран с полупрозрачным грузовиком. «Ну, на что здесь обратите внимание?» - спрашивает девушку-оператора. Вот круглые какие-то устройства в дверях, а эти черные прямоугольники - аккумуляторы. «Так в них, - встреваю, - и надо добро вывозить!» Тут Комаров метнул на меня взгляд, пойманный фотографом. Хорошо, не выгнал. А Жукалин позже показал мне коллекцию фото - что и как тащат с завода. Бутафорские аккумуляторы там уже были… Служба безопасности работает активно - случаи хищений сократились в разы. Кстати, президентскую «Приору Премьер» на проходных останавливают так же, как и остальные машины. Досмотра, конечно, нет, но пропуск водитель показывает. 19:30-20:00. За рулем Сегодня, признается президент, легкий день - полвосьмого, а он уже едет домой. Обычно на работе до десяти-одиннадцати вечера… Комаров довольно лихо ведет «Гранту» с автоматом по улицам Тольятти, так что на любимый вопрос журналистов: «Какой у вас автомобиль?» - ответ уже частично получен. - У вас, знаю, еще «Ниссан GT-R» есть. Где катаетесь? - В Москве. А в Тольятти - «Гранта» спортивная, на базе кубковой сделана, с 200-сильным мотором. Думаем выпускать мелкой серией. Обычно я или на ней, или на «Ларгусе» на работу езжу. Если предстоят деловые встречи извне - за руль не сажусь, чтобы не суетиться в поисках парковки. 20:00-21:00. Футбол Раз в неделю Комаров старается играть в футбол; правда, не всегда хватает времени. На работе коллеги, на поле соперники: французы отчаянно бьются с русскими, директора с вице-президентами, технари с экономистами. - В футболе ваша команда победила. А еще какой спорт уважаете? - Лыжи. Ски-туринг - видели, наверное, как на специальных лыжах народ в гору поднимается? В Тольятти часто встаю на беговые лыжи, здесь их любят. А футболом я в детстве серьезно занимался и одно время за юношей ЦСКА играл. - Что насчет «Лады» в автоспорте? - На следующий год возвращаемся в Мировую серию WTCC. Кубок «Гранты», конечно, поддерживаем. Сейчас обсуждаем с ЛУКОЙЛом проект совместной команды. 21:00-23:00. Разговор по душам В доме Комарова сейчас тихо, дети должны приехать только на следующей неделе. Мы напросились на продолжение интервью в этом, как утверждает «Википедия», приобретенном Комаровым комплексе недвижимости, включающем в себя яхт-клуб, собственный пляж и трехэтажный особняк. Любопытно, что факт покупки дома заводчане восприняли положительно и вместо того, чтобы обсуждать его цену, сделали верный вывод: значит, останется, - не на короткое время приехал, а для долгой и серьезной работы. Прошлись по участку: залив, мостки, водные мотоциклы наличествуют. В доме, правда, два этажа. - А где же яхт-клуб? - Все это строили десять лет назад. Да, когда-то здесь была база водных видов спорта, предприятие, которое владело всем комплексом: бухточкой, эллингом, яхтами. - Вы говорили, что на прежних местах получали больше... - Это правда. - То есть автомобиль для вас нечто такое, над чем стоит работать и за меньшие деньги? - В том числе. Я работал в банках, в сырьевом бизнесе: компания показывала 5-6 млрд. долларов чистой прибыли после уплаты налогов - это другое измерение (потому и могу позволить себе такой дом - заработал достаточно). И понимание жизни, конечно. АВТОВАЗ - это вызов, как теперь говорят. И я судьбе за него благодарен. - Вы можете вспомнить, как прозвучало предложение насчет АВТОВАЗа? Ведь это было ровно три года назад… - Да, кстати! Я работал в «Ростехнологиях», занимался другими проектами, которые касались горной, металлургической темы. А коллеги вели АВТОВАЗ - такой проблемный актив: завод находился в тяжелом состоянии. И однажды - фактически на слабó - Игорь Завьялов, замдиректора ГК «Ростехнологии», предложил помочь сделать антикризисную программу АВТОВАЗа. Договорились, что это проект на шесть-восемь месяцев, итог которого - утвержденная программа реструктуризации. - С тех пор эти «шесть-восемь месяцев» всё длятся? - Буквально за месяц мы разработали программу и в июне 2009-го представили на совет директоров, который проходил в Париже (альянсу «Рено-Ниссан» уже принадлежало 25% акций АВТОВАЗа. - А.Ч. ). Она предполагала радикальные меры по изменению численности, по долгам, по социалке… И к августу Сергей Викторович (Чемезов, генеральный директор «Ростехнологий». - А.Ч. ) сказал: надо, мол, ее тебе самому и выполнять. - Значит, из Парижа вы вернулись на коне? - Там вопрос стоял так: лишь бы нашелся человек, который возьмется отвечать за все это. Мы прямо выложили: по году ожидаем больше 20 млрд. убытков. Машин на складах на четыре-пять месяцев вперед, а мы всё производим. Чтобы заработать, нужно остановиться на два месяца и распродавать автомобили. Социальные программы сжать: мы отдаем 9 млрд., хотя сами в убытке. Персонал сократить на 30%, или 30 тысяч человек! Когда я всё это сказал, повисла тишина. Гробовая. Потом Гон (президент альянса «Рено-Ниссан». - А.Ч. ) сказал: «Я вас поздравляю». «С чем?» - спрашиваю. «Стало понятно, где и насколько глубоко мы находимся, и ясно, в каком направлении выходить». Мне акционер один в шутку сказал: если, мол, сократишь 30 тысяч человек и реструктурируешь долги, памятник тебе поставим напротив Христа-Спасителя. Даже на коне можем. Одна проблема - он будет без головы… - Действительно, как вам это удалось? - Главное - стали честно обсуждать ситуацию с коллективом. Рабочим объяснили: продажи упали, численность персонала избыточная, половину времени мы не работаем, а стоим. Нужно или сокращаться, или не оплачивать вынужденный простой - нечем просто. Надо писать заявления, что вы готовы не получать деньги... Из 102 тысяч только 27 человек не подписали бумаги! Тогда и стало ясно: люди верят, с таким коллективом мы добьемся многого. Снижение численности: 15 тысяч - это люди пенсионного и предпенсионного возраста, наименее защищенные. Им предложили уйти с выплатой корпоративной пенсии, а это большие суммы - и по 100, и по 200 тысяч. Для остальных семи тысяч человек организовали два дочерних предприятия, которые стали заниматься подготовкой и модернизацией производств, ремонтами. Конечно, изучали зарубежный опыт - что людям предложить, куда перевести, как выплачивать? Огромную помощь оказали правительство РФ и «Ростехнологии». - Это, видимо, самый тяжелый период за три года? - Нас «полоскали» тогда все. Уверяли, что ничего не получится, что АВТОВАЗ обанкротится. Мы стали объяснять, представлять программу. Качество? Все понятно, надо улучшать. Кстати, за два года количество дефектов у поставщиков уменьшили в десять раз. Более чем втрое снизили собственные дефекты. АВТОВАЗ недоинвестировали 20 лет. Модели не обновляли. Мы делаем и это (конкретные дела теперь-то видны, не так ли?). Не верите? Тогда, пассажиры, сядьте и смотрите!.. Разные были моменты - эмоциональные, тяжелые дни, но какой-то конкретный самый черный назвать не смогу. - Может быть, пуск «Гранты», когда она у премьера не завелась? - Да нет, Владимир Владимирович сам же все и объяснил вашим коллегам: у меня, говорит, «Нива», я привык педалью покачать, а здесь не надо! Наоборот, это очень позитивный момент, я сам из такой ситуации не выбрался бы, не отмылся. Нам потом звонили с «Эха Москвы», спрашивали, как это мы такой хороший пиар-ход придумали. - А самый светлый день за три года? - Тоже пуск «Гранты», наверное. Риски большие, сроки кратчайшие, работа с поставщиками сложная, но это машина, сделанная по новым стандартам. Первая машина после кризиса, и моя первая. 25 июля, 10:30-11:30. Самолет Тольятти - Ижевск Сегодня в столице Удмуртии начинают собирать «Гранту». Ижевский автозавод - собственность АВТОВАЗа, и туда отправляется целая делегация из Тольятти. - Часто летаете? - Мой рекорд - 11 перелетов за неделю. Казахстан, Ижевск, Украина, Москва. - Где сейчас проводите больше времени - на заводе или в Москве? - В основном в Тольятти. Первый год очень много вопросов решалось в правительстве и с акционерами, поэтому часто в Москву летал. Сейчас больше всего волнует запуск новых моделей, модернизация производства, - в Москве бываю раз в неделю, не чаще. - Сегодня, очевидно, попрощаемся с «классикой»? - На АВТОВАЗе мы это сделали год назад, а в Ижевске пока сохранятся небольшие объемы «четверки» (полторы-две тысячи машин в месяц) и фургонов «Иж» (штук триста-четыреста). Это грань окупаемости и эффективности. Так что до конца года, скорее всего, закончим производить «классику» и здесь. - То есть в дальнейшем Ижевск ограничится одной моделью? - На каком-то этапе - да. Начинаем с седана «Гранта», в 2014‑м поставим на конвейер хэтчбек, который только там и будем делать. Вообще, за техническую сторону ижевского проекта отвечают специалисты «Ниссана», так что перспективы там большие. - Кстати, об альянсе: он получит половину акций АВТОВАЗа? - Пятьдесят процентов плюс одну акцию. Сделка будет заключена в 2014 году. Это необходимое условие дальнейшего развития - А у АВТОВАЗа будут акции «Рено-Ниссан?» - Не обязательно обмениваться акциями, чтобы входить в альянс. Кто главный, а кто контролируемая компания - несколько иная сторона дела. Вопрос о центре капитализации и собственности для меня вторичен по отношению к единой маркетинговой и технологической политике. Чем проще и яснее структура, тем проще и яснее ответственность. 12:00-13:00. Ижевский автозавод За пять месяцев здесь построена линия сварки «Гранты». А всего от приказа № 741 по организации производства прошло 300 дней (заимствую словцо - охренеть!). Ижевский старт решит вопрос с дефицитом «Гранты». Сохранит работников в Удмуртии. Заложит перспективу на сотрудничество с альянсом. В 2012-м здесь сделают примерно 50 тысяч машин, из них больше половины - на новой линии «Гранты». А впереди-то мощности на 220 тысяч! Начало большого дела, о котором говорил Комаров, перерезая ленточку вместе с президентом Республики Удмуртия Александром Волковым и гендиректором Ижевского автозавода Алексеем Алексеевым: - Самый тяжелый период у любого завода - выход из кризиса, организация трудоспособного коллектива. Ижевск вместе с АВТОВАЗом делает реальные машины для реальной жизни. Это - философия бренда «Лада». Вместе нам предстоят большие проекты. Успехов, твердости, уверенности, что мы стоим на правильном пути. Поздравляю! После митинга задаю последний вопрос: - Вы по образованию экономист. Затем банки, потом «Норникель»… Когда же учились автомобильному делу? - Никогда. Есть общее понимание того, как устроен бизнес, как управляют сложными технологическими процессами и большими трудовыми коллективами. Конечно, автомобильное производство специфично. Вначале приходилось тяжело. Но мне не важно - и не нужно - быть самым лучшим инженером и конструктором. Главное, чтобы у меня трудились лучшие. Работаешь ответственно, понимаешь задачи и цели. И - доверяешь своим людям. И они понимают, что ты от них ждешь. Это просто. Игорь Анатольевич КОМАРОВ Родился в 1964 году в Энгельсе (Саратовская область). В 1986-м окончил МГУ им. Ломоносова по специальности «экономист» и поступил на работу в Институт экономических проблем развития науки и техники (ВНИИ ЭПРАНТ). С 1987-го по 1992-й проходил службу в вооруженных силах. Затем работал в банковской сфере: первый вице-президент Инкомбанка, Национального резервного банка, заместитель председателя правления Сбербанка. С 2002-го по 2008 год - заместитель генерального директора «Норильского никеля» по экономике и финансам. С октября 2008-го - советник гендиректора корпорации «Ростехнологии», с мая 2009-го - исполнительный вице-президент ОАО «АВТОВАЗ». 29 августа 2009 года назначен президентом ОАО «АВТОВАЗ».
|
Дизайн и поддержка: Interface Ltd. |
|