|
|
ЭФФЕКТИВНАЯ КОРРЕКЦИЯ НА ОСНОВЕ АКТИВАЦИИ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ МОЗГА ШКОЛЬНИКОВ
В настоящее время управление процессом обучения осуществляется с учетом результатов успеваемости, на основании тестирования успешности обучения. При этом вне внимания остается вопрос о том, является ли выбранный педагогом режим обучения оптимальным с точки зрения биологических и физиологических критериев. Другими словами учитывается ли «биологическая цена», которую ученик платит за усвоение, приобретение знаний. Сложилась по-настоящему парадоксальная ситуация. В самом деле, все вокруг знают, что у человека два полушария мозга, а обучение в школьной системе по основным предметам построено так, как будто одного из них не существует. Однако, например, врачи советуют без крайней необходимости не удалять ребенку миндалины, потому что, если природа для чего-то дала их человеку, значит, они нужны. А целое полушарие мозга (правое) в самые важные для формирования человеческой личности годы по существу рассматривается как «факультативное», и громадная система учебников и методических разработок реализует "однополушарный" подход в обучении. Вместе с тем за последние 10-15 лет с появлением новых методов исследования функциональной нервной системы возникла возможность визуализировать работу живого мозга без хирургического вмешательства. Теперь в ходе электроэнцефалографической диагностики можно с точностью до 90% определить состояние центральной нервной системы школьника. Центральная нервная система, как вы все знаете, находится в головном мозге, который состоит из миллиардов нейронов, причем количество нейронов за годы обучения и после не увеличивается, а увеличиваются и совершенствуются только связи между этими нейронами. Психическое и физическое состояние ребенка зависят от того, как эти связи формируются, и как они работают. Если нарушений в этих связях нет, то электроэнцефалограмма здорового мозга имеет гармоничный и красивый вид (пример 1). Но, к сожалению, многочисленные психофизиологические исследования школьников позволяют сделать вывод о том, что только у 20% выпускников наших школ электроэнцефалограмма имеет такой вид. ПРИМЕР 1 Здоровый мозг. Дата обследования: 17.03.2005. Фоновая запись ЭЭГ
Картирование результатов анализа (Амплитуда). Фоновая запись
Гистограммы результатов анализа (Амплитуда). Фоновая запись
Можно выделить несколько причин, которые нарушают работу центральной нервной системы или функцию работы мозга. Первая причина заключается в том, что в основной учебной программе преобладают предметы, задействующие преимущественно левое полушарие мозга школьников. Начиная с детского сада и заканчивая учебой в высшем учебном заведении, у детей активно развивают логическое мышление, в результате чего левое полушарие головного мозга уже в начальных классах становится доминирующим. Асимметрия мозга у детей снижает не только невербальный интеллект и творческие способности, за которые отвечает правое полушарие, но и приводит во многих случаях к снижению пластичности мозговых связей полушарий и, как следствие, эмоциональной оглушенности учеников в старших классах. В итоге у них усиливается психическое напряжение, нарушаются физиологические механизмы мотивов, проявляется равнодушие и агрессивность (пример 2). После окончания вуза у специалистов, в случае если работа будет вновь связана с логикой, левое полушарие работает, образно говоря, за два полушария. Это касается в первую очередь учителей, врачей, руководителей различных рангов, программистов и др. Во время ЭЭГ- диагностики у таких людей видно, что сигналы с правой стороны мозга не поступают. Это говорит об эмоциональном выгорании (пример 3) данного специалиста, что приводит к снижению его работоспособности. ПРИМЕР 2 Ф.И.О.: Р-ев А.А. 9 лет, асимметрия мозга, невроз, агрессия. Дата обследования: 1.08.2007. Фоновая запись. Картирование результатов анализа (Амплитуда). Фоновая запись
Гистограммы результатов анализа (Амплитуда). Фоновая запись
ПРИМЕР 3 Ф.И.О.: М-ва С.В. 49 лет, эмоциональное выгорание. Дата обследования: 4.05.2007. Картирование результатов анализа (Амплитуда). Фоновая запись
Гистограммы результатов анализа (Амплитуда). Фоновая запись
В последующие годы, если человека сопровождают сильные социогенные стрессы, то мозг не выдерживает такой нагрузки и после 40-50 лет возможны печальные последствия. Не секрет, что инсульты головного мозга в наше время стали распространенной болезнью (пример 4). Если бы оба полушария развивались симметрично, то в стрессовых ситуациях правое полушарие приходило бы на помощь левому, т.к. генетически правое полушарие более сильное и устойчивое. Проведенные эксперименты с головным мозгом подтверждают это. Когда в оба полушария вводят наркоз, то в правом полушарии действие наркоза заканчивается, через 40 сек, а в левом - только через 2-3 мин.
ПРИМЕР 4 Ф.И.О.: А-ва С.В. 45, после инсульта. Дата обследования: 28.07.2007.
Снижение творческого потенциала и старение у левополушарников наступают также быстрее. Старение особенно заметно у мужчин после 60 лет. Обмен веществ у мужчин и в зрелые годы остаётся интенсивным, а мозг начинает работать медленно (альфа-ритмы в среднем снижаются с 10 до 8 Гц), поэтому процесс старения мужчин старше 60 лет заметнее, чем у женщин, так как у женщин генетически более развито правое полушарие. Таким образом, от однополушарного образования больше страдает сильная половина человечества. Вторая причина - дисфункция мозга школьников, возникающая в результате снижения качества и количества сна. Во время сна у ребенка должно регистрироваться сонное веретено, и в том случае наступает глубокий дельта-сон. Во время дельта-сна выделяются гормоны роста и антитела. Но, к сожалению отмечено, что в последние 20 лет продолжительность дельта-сна взрослого человека и особенно детей сокращается. При этом увеличиваются периоды быстрого сна, при котором выделяется гормон стресса - кортизол и ребенок просыпается на следующее утро с головной болью. У детей и взрослых сонные ритмы остаются в лобных участках мозга длительное время, что снижает память, внимание и рост. За последние 20 лет средний рост российских школьников снизился на 5-10 см. Третья причина заключается в том, что медленные ритмы в лобных участках усиливаются при просмотре телевизионных программ или при играх с компьютером. Причем, исследования показывают, что постоянные медленные сонные ритмы регистрируются у 70% школьников и 80% студентов. Если учитывать, что лобные участки мозга играют очень важную роль, то поведение школьников, особенно в старших классах, становится понятным. Поскольку лобные доли мозга покрыты сонными (медленными) ритмами, серотонин - гормон радости, вырабатываемый гипоталамусом мозга, выделяется недостаточно и преуспевающие ученики младших и средних классов в старших классах становятся равнодушными, блеск в их глазах и интерес к учебе постепенно угасают. В лобных участках мозга также находятся центры творчества и инициативы, и эти характеристики ребенка с возрастом также снижаются. Человеческий мозг устроен так, что он пытается восстановить гомеостаз мозга своими силами. И в выше указанных случаях школьники, студенты и взрослые люди пытаются, интуитивно активизировать участки мозга, которые медленно работают. Они пытаются разбудить мозг своими силами. У детей дошкольного возраста это проявляется как гиперактивность (СДВГ), эти дети начинают активно двигаться. Школьникам, студентам на помощь приходит крепкий чай, кофе, никотин, пиво, рок музыка в некоторых случаях и наркотики. Но все эти средства действуют временно и имеют нежелательные последствия. Проведенные опыты с обезьянами подтверждают выше сказанное. Когда обезьянам удаляли лобные участки мозга, после операции у них появилось странное поведение. Обезьяны утратили страх, перестали бояться змей, они как будто перестали отличать хорошую пищу от плохой, не различали своих партнеров, сексуальная активность повысилась. Подобный комплекс нарушений наблюдался и у больных с повреждениями височных долей мозга. Он получил название синдром «Клювера» в честь ученого, который определил важность работы височных и лобных отделов мозга. Синдром « Клювера» наблюдается и у школьников и студентов, у которых были зарегистрированы медленные волны в лобных участках с потенциалом свыше 200 мкВ. В психолого-диагностической экспериментальной лаборатории Стерлитамакской педагогической академии Республики Башкортостан был предложен новый способ восстановления, ритмической активности мозга, заключающийся в усилении нормальной мозговой активности, свойственной конкретному человеку. Патент № 63201. Предложенный способ эффективен для снижения депрессивных состояний человека, тревожности, компьютерной и игровой зависимостей, коррекции эмоционального выгорания, возрастных отклонений психического развития детей и взрослых (примеры 5-7). ПРИМЕР 5 Ф.И.О.: М-ва С.В. 49 лет, эмоциональное выгорание.
ПРИМЕР 6 Ф.И.О.: И-ка А.И. 14 лет, дисфункция лобных участков мозга. Картирование результатов анализа (Амплитуда). Фоновая запись
ПРИМЕР 7 Ф.И.О.: Ур-н З. Г . 59 лет, коррекция после инсульта
Психолого-диагностическая экспериментальная лаборатория Стерлитамакской государственной педагогической академии предлагает: 1. Объективное профессиональное психофизиологическое обследование учащихся на основе методов компьютерного анализа электрической активности головного мозга. 2. Эффективную психологическую коррекцию на основе активации защитных механизмов мозга. 3. Научные консультации аспирантам, учителям, преподавателям и студентам.
При психолого-диагностической экспериментальной лаборатории открыта аспирантура по специальности «19.00.02 - Психофизиология». Аспиранты получают степени кандидата психологических и биологических наук. Зав. лабораторией - доктор психологических наук, профессор Уразаева Фирдаус Халяфовна.
|
Дизайн и поддержка: Interface Ltd. |
|