Вход Регистрация
Контакты Новости сайта Карта сайта Новости сайта в формате RSS
 
 
Новости для выпускников
МГУ им.Ломоносова
SUBSCRIBE.RU
 
База данных выпускников
 
 
Рассылки Subscribe.ru
Выпускники МГУ
Выпускники ВМиК
Долголетие и омоложение
Дайв-Клуб МГУ
Гольф
Новости психологии
 
Рассылки Maillist.ru
Выпускники МГУ
Активное долголетие, омоложение организма, геропротекторы
 

Слуга двух господ

Слуга двух господ 
Hi-tech Бизнес

На что способны виртуальные помощники?

 

IT-индустрия принялась за разработку очередной золотоносной жилы. Поток всевозможных IT-сервисов и приложений превратился в форменное цунами, но бедный обыватель не пользуется большинством из них - потому что не знает, что именно ему нужно, как это установить на своем компьютере и каких ошибок следует избегать. Под силу этот труд только специалистам, остальным нужны помощники - вот они и появились в форме разнообразных программ-роботов. Идея, надо сказать, не нова - многие, наверное, помнят веселую скрепку, которая старалась помочь пользователю овладеть функциями Microsoft Word. А сегодня вычислительные системы настолько усовершенствованы, что на рыночной сцене появился трендсеттер виртуальных помощников - интерфейс Apple Siri, который способен вести осмысленный диалог с владельцем на нескольких языках, а также еще десятка полтора подобных интеллектуальных помощников. Всего же, по оценкам аналитиков Gartner, в мире около 70 компаний заняты такими разработками. Чего нам ждать от нашествия роботов-помощников?

Виртуальные ассистенты для конкретных приложений, персональные менеджеры для подписчиков услуг связи, системы классификации и категоризации документов, антиспам-фильтры и многое другое... «Все они, - говорит Владислав Шершульский, руководитель программ технологического сотрудничества Microsoft в России, - строятся с помощью технологий искусственного интеллекта». И воплощают мечту простого пользователя - обратиться с просьбой к помощнику нажатием одной кнопки. В общем-то и образцово-показательный Siri создан по тому же принципу. Иные неофиты могут подозревать наличие у него большого ума и кругозора. Но это не совсем так. «Подавляющее большинство мобильных ассистентов, по сути, представляет собой интерфейс доступа к некоторым базовым функциям смартфона и ограниченному списку сервисов: обычно это звонки, SMS-сообщения, почта, назначение встреч в календаре, навигация и тому подобные популярные опции, - поясняет Кирилл Петров, управляющий директор i-Free Innovations. - Их многофункциональность ограничена набором опций смартфона и количеством интегрированных сторонних сервисов». Так и с Siri. «Эта технология рассчитана на широкий круг бытовых вопросов, которые могут возникнуть у пользователя: от прогноза погоды до заказа столика в ресторане. Однако если вопрос пользователя слишком специфический, то система в лучшем случае ограничится предоставлением примера запроса к поисковой системе или телефона справочной службы, - говорит Ирина Федулова, инженер-программист научно-технического центра IBM. - Специализированные помощники, например, в медицинском учреждении или банке, напротив, обладают глубокими «знаниями» в своей области, однако неспособны подсказать, стоит ли сегодня брать зонтик». Человеческие представления об уме и кругозоре применительно к виртуальным помощникам не работают, если мы говорим о них как о кнопках или интерфейсах, выполненных в виде анимированных персонажей.

По-человечески умные роботы тоже встречаются. Как правило, они появляются на экране компьютера в образе внешне приятного и хорошо обученного сотрудника, который встречает посетителей у онлайновых дверей офиса и помогает решать его задачи. Таких помощников создают, например, для корпоративных клиентов в компании «Наносемантика» (их называют инфами). Здесь вопрос ума и сообразительности виртуальных персонажей стоит ребром, и он напрямую зависит от того, сколько человеко-лет с инфом работали лингвисты, обучая и вкладывая в него необходимые знания. «Его знания могут быть глубокими, но по конкретной теме, а могут быть поверхностными, но захватывать большое количество тем», - рассказывает Илья Ремизов, технический директор «Наносемантики». По его словам, в среднем на разработку виртуального консультанта уходит три месяца, а стоимость может варьироваться от 1 до 3 миллионов рублей. Соответственно, создать универсального помощника, разбирающегося во всем на свете, теоретически возможно, но на это понадобятся годы кропотливой работы и немалое количество денег. Так, по оценкам специалистов Microsoft, обучение интеллектуальной справочной системы по управлению и ремонту сложного технического объекта, скажем, электростанции, корабля или самолета, занимает от 1 до 3 лет командой от 3 до 10 человек. Но этим все проблемы с виртуальными помощниками не исчерпываются.

Если робот стремится быть похожим на человека, он должен соответствовать ему умением слушать и говорить. Системы преобразования текста в речевые сообщения сегодня работают отлично, а удовлетворительное распознавание голоса получается лишь с точностью 80 процентов. А круг языков, для которых такие системы уже реализованы, весьма ограничен. К тому же нынешние интеллектуальные технологии пока не вышли на хороший уровень самообучаемости. Хотя в этой части есть подвижки. Напомним, что трендсеттер Siri вырос из проекта CALO (Cognitive Assistant that Learns and Organizes), крупнейшего открытого проекта в области искусственного интеллекта в США, на который его заказчик DARPA (Управление перспективного планирования оборонных научно-исследовательских работ) потратило 150 миллионов долларов и в котором участвовало более 60 университетов и исследовательских организаций. Одна из главных целей CALO как раз и заключалась в поиске механизмов быстрой обучаемости алгоритмов в естественной среде общения.

Впрочем, недостатки разговорного жанра разработчики виртуальных помощников стараются компенсировать дополнительными знаниями о хозяине. Так, компания Microsoft, разработавшая электронный сенсор Kinect, позволяющий управлять компьютером при помощи жестов, говорит сегодня о переходе от графического пользовательского интерфейса (GUI - graphical user interface) к естественному пользовательскому интерфейсу (NUI - natural user interface). Идея предполагает как расширение и совершенствование собственно каналов коммуникации (речь, жесты, тактильные ощущения и пр.), так и понимание компьютером намерений человека. Кстати, на российском этапе международного студенческого конкурса по программированию Imagine Cup, проводимого под эгидой Microsoft, второе место заняла команда из МФТИ и МГУ, которая создала игрушку-чебурашку: она наблюдает за своим владельцем и фиксирует все изменения в настроении ребенка.

Если добавить к этому умение современного ПО отслеживать наше местоположение, анализировать тексты в соцсетях и поисковых запросах, получается, что виртуальные персонажи знают о нас очень много. И пусть вас не вводит в заблуждение тот факт, что нынешние помощники курируют узкие области наших интересов. По чисто технологическим причинам они будут обмениваться друг с другом своими порциями данных - ведь человеку нужен всего один помощник, значит, к нему будут подключаться новые сервисы и этот помощник должен быть открыт для такого взаимодействия. К тому же каждый раз сервисы будут подтверждать, что им разрешен доступ к запрашиваемым данным. «Приложения фактически станут огромным облаком сервисов, доступных с любого устройства, а момент поиска, выбора, локальной установки сервиса практически исчезнет»,- полагает Кирилл Петров. Иными словами, где-то в удаленном центре обработки данных компьютерные сервисы будут постоянно «обсуждать» наши просьбы и желания, советуясь друг с другом, как бы их лучше исполнить.

Получается интересная история. Ум робота-помощника зависит от глубины его знаний о человеке: чем он умнее, тем более ценен для хозяина. Но также и для третьих лиц, которые захотят эти знания получить. Как известно, главный канал получения личной информации - это секретари и служанки. С этой точки зрения виртуальный персонаж способен дать сто очков вперед живому помощнику, ведь компьютерным программам люди сегодня поверяют такие тайны, о которых они вряд ли сообщили бы реальному человеку. Кто поручится, что ваш преданный робот, не болеющий и не состоящий в профсоюзах, однажды не будет завербован хакерами? Похоже, что бурное развитие виртуальных помощников скоро заставит скорректировать Уголовный кодекс. Ведь, не дай бог, случись что, кто будет отвечать за действия завербованного робота? Разработчик ПО? Его хозяин? Или разработчики систем безопасности предложат нам новую услугу - регулярный тест на лояльность робота своему хозяину?

В чем умный робот сможет превзойти человека?

Общение с виртуальным ассистентом может стать альтернативой или дополнением к магазинам приложений и даже привычному интернет-поиску. Вместе с контекстом, который обеспечивает мобильный телефон (геолокацией, локальным временем, языком и пр.), и публичной информацией о пользователе, доступной из социальных сетей, это создает уникальную возможность предвидеть потребности пользователей и формировать для них новые таргетированные предложения.


Кирилл Петров

уп­рав­ля­ющий ди­рек­тор i-Free Innovations

Безусловно, инфы будут замещать людей в примитивных задачах. В первую очередь это коснется call-центров, где на первой линии будут работать инфы, а люди станут решать более сложные вопросы. О массовой же подмене людей роботами речь не идет в принципе. Роботы-сборщики на заводе, конечно, заменили собой 100 неквалифицированных рабочих, но потребовали наличия пары высокооплачиваемых инженеров, способных их настраивать, контролировать и ремонтировать.


Илья Ремизов

тех­ни­чес­кий ди­рек­тор ком­па­нии «Нано­се­ман­ти­ка»

Широта спектра задач, на которые рассчитан виртуальный помощник, противопоставляется глубине познаний, как бывает обычно и у людей. Однако в отличие от ситуации с людьми вполне возможно создать компьютерную систему, которая обладала бы глубокими познаниями в самых различных областях жизни. Вопрос заключается лишь в том, как дорого будет стоить разработка такой системы и насколько мощным должно быть оборудование, на котором она будет работать.


Ирина Федулова

ин­же­нер-прог­рам­мист на­уч­но-тех­ни­чес­ко­го цен­тра IBM

Как это выглядит?

Одушевленные предметы

В компании i-Free Innovations разработали приложение Everfriends - это помощник в образе анимированного 3D-персонажа, который не только выполняет порученные ему функции (дает информацию, бронирует авиабилеты, покупает контент), но и обладает собственной индивидуальностью: особым характером, личной историей и даже чувством юмора. А вот в офисе Microsoft робот Laura работает на серьезной «должности» секретаря директора по исследованиям и стратегии Крейга Манди. Очевидцы говорят, что справляется она с этой ролью неплохо - может договориться о встрече, вызвать шатл, понимает, когда люди обращаются к ней, а когда говорят между собой. Ныне разработчики Лауры решили переучить ее в ассистента врача - она будет поднимать историю болезни пациента, записывать выводы и рекомендации, проверять совместимость препаратов и т. д. Правда, обучить новой профессии робота непросто. К тому же даже после запуска его в работу все равно придется два месяца заниматься дополнительным образованием. «Если это первый персонаж, которого вы заказываете или начинаете учить самостоятельно, то он будет базироваться на основе вашего понимания своей аудитории. Это понимание, как правило, не соответствует действительности», - поясняет Илья Ремизов, технический директор компании «Наносемантика». Так что потребуется дообучение инфа на реальных диалогах для соответствия реальным запросам собеседников.

Киберэволюция

Ничто человеческое им не чуждо

В истории есть примеры, когда автоматизированные устройства полностью вытесняли людей на некоторых должностях. Известный пример - операторы телефонных коммутаторов. Вопрос здесь не в технической реализуемости, а в привлекательности конкретного вида деятельности для людей. В большинстве случаев удастся отказаться только от тех профессий, которые не нравятся большинству людей. Не думаю, что областью массового применения роботов окажется сфера обслуживания, ведь это именно та область, в которой хотелось бы ощущать человеческое к себе отношение и улыбки на естественных человеческих лицах. Впрочем, это дорого, и без роботов мы, увы, наверное, не обойдемся… В остальных ситуациях интеллектуальные помощники скорее не заменят, а дополнят людей. Скажем, и Microsoft, и Google, и, конечно, автомобилестроительные концерны сейчас экспериментируют с автоматизированными системами управления транспортом. Это ведь так приятно - сел в машину, назвал адрес и занялся делами. А ведет ее робот. Между прочим, это самый реальный, быстрый и, вероятно, даже самый дешевый способ решить проблему пробок.

Кстати, далеко не всегда важно, насколько умны виртуальные персонажи. Это имеет смысл в основном в отношении тех из них, что создаются с претензией на имитацию традиционного человеческого поведения. Фокус в том, что от интеллектуальных помощников требуется не человекоподобное в полном смысле и не высокоинтеллектуальное поведение, а рациональное и этичное. Это интересный момент. Мы пока еще не можем воспроизвести полет творческой мысли ученого или писателя, но можем формализовать и заложить в относительно несложное устройство понятия добра и зла, способность принимать решения, удовлетворяющие вполне человеческим критериям моральности. Более того, похоже, что двигаться дальше в создании сложных систем человекоподобного искусственного интеллекта без обязательной реализации вычислительной этики все равно не получится. Этот по-своему удивительный факт легче осмыслить, если учесть фундаментальную роль самопознания и самооценки (авторефлексии) как в задачах искусственного интеллекта, так и в проблемах этики.


  Рекомендовать »   Написать редактору  
  Распечатать »
 
  Дата публикации: 30.05.2012  
 

     Дизайн и поддержка: Interface Ltd.

    
Rambler's Top100