Вход Регистрация
Контакты Новости сайта Карта сайта Новости сайта в формате RSS
 
 
Новости для выпускников
МГУ им.Ломоносова
SUBSCRIBE.RU
 
База данных выпускников
 
 
Рассылки Subscribe.ru
Выпускники МГУ
Выпускники ВМиК
Долголетие и омоложение
Дайв-Клуб МГУ
Гольф
Новости психологии
 
Рассылки Maillist.ru
Выпускники МГУ
Активное долголетие, омоложение организма, геропротекторы
 

Тайны Русского каганата. Признания царя Иосифа.

 

 

 

Тайны Русского каганата.

Галкина Е.С.

(Тайны земли русской)

 

Признания царя Иосифа.

 

   Вопрос о размерах Хазарского каганата не один раз был предметом дискуссий в исторической литературе. Мнения варьировались от огромной территории, включая Заволжье и Среднее Поднепровье, до скромных земель в низовьях Волги и Предкавказье, в западном направлении едва доходивших до низовий Дона. В современной литературе, как указывалось выше, преобладает гипотеза М.И. Артамонова, развитая С.А. Плетнёвой.

   Основной письменный источник, на котором зиждется эта точка зрения, - так называемая Еврейско-хазарская переписка X в. Она представляет собой письмо министра финансов омейядского халифа в Испании АбдуррахманаII (912-962 гг.) Хасдаи ибн Шафрута к хазарскому царю Иосифу и ответ Иосифа на сие послание. Время написания документов - середина X в. Хасдаиот еврейских купцов получил сведения о существовании где-то на востоке Европы государства, правители которого исповедуют иудаизм, и решил установить с ним контакты. Для нас важно не письмо министра, а ответ Иосифа, написанный незадолго до разгрома Хазарии киевским князем Святославом. Он по сей день является главным источником по истории Хазарского государства. Иосиф рассказывает об истории своей страны, о принятии хазарами иудаизма и о географии Хазарии.

   Ответ Иосифа известен в двух редакциях, краткой и пространной. Обе они восходят к одному источнику. Древнейший вариант, дошедший до нас, датируется концом XI - началом XII в. Сохранился он в сочинении еврейского писателя того времени Иехуды Бен Барзиллая («Барселонца»)*

(*- Коковцов П.П. Еврейско-хазарская переписка в X в. - Л., 1932. С. XXIV.).

Обнаружил и впервые опубликовал краткую редакцию письма Исаак Акриш в 1577 г. Текст был явно сокращен и содержал исторические неточности, поэтому его переводчики на европейские языки предостерегали учёных от использования письма как исторического источника.

   Но подлинной сенсацией стала находка пространной редакции письма. Её нашёл в Каирской генизе (хранилище рукописей при синагоге) коллекционер древних книг по истории евреев и караимов Авраам Фиркович (1787-1874). В этом варианте содержались важнейшие дополнительные сведения по истории народов и территорий, располагавшихся по соседству с Хазарией. Но находку ждала непростая судьба.

   Репутация А. Фирковича была неоднозначна. По происхождению и вере Абен Решеф*

(* - От начальных букв полного имени и фамилии Фирковича в еврейской графике: Авраам Бен Рабби Шемуэл Фиркович)

был караимом. Это течение в древности (VIII в.) отделилось от основной массыиудаистов«Караим» на иврите буквально обозначает «читающие». Эта сектаотрицала Талмуд, признавая лишь Библию единственным источником веры. Большая община караимов находилась в Крыму, куда они переселились изВизантии после набега крестоносцев в XIII в. После присоединения Крыма к России царские чиновники с удивлением обнаружили, что «евреи-караимы»говорят не на идише, а на диалекте крымско-татарского языка. Это объяснимо:караимы, в отличие от талмудистов, принимали в свои ряды и не-евреев, в данном случае крымских татар. Отношения между раввинистами и караимами, и так крайне напряжённые, осложнились и тем, что ограничения в правах, установленные российским правительством, на караимов не распространялисьАвраам Фиркович был признан духовным лидером российских караимов XIX в. Он всю вторую половину жизни посвятил собранию - по всей Европе и Ближнему Востоку - древних еврейских манускриптов. После смерти Фирковича в 1876 г. его коллекция (более 15 000 уникальных документов) поступила в Императорскую Публичную библиотеку. Среди этих рукописей было и письмо царя Иосифа. Но противостояние междукараимами и талмудистами переместилось и на научную почву. Коллекция оказалась в руках правоверного еврея А.Я. Гаркави и подобных ему коллег-востоковедовА. Фиркович был объявлен фальсификатором, а большая часть его собрания - подделками. Со статьями о фальсификациях Фирковича, якобы пытавшегося «удревнить» историю караимов и доказать истинность их веры, дружно выступили учёные-иудеи из Европы. Особенно угнетало раввинистовналичие в коллекции крымских иудейских надгробий VI в. и более ранних с тюркскими и иранскими именами. Ведь это свидетельствовало не в пользу господства талмудического иудаизма. Более того, находки Фирковича в случае их подлинности свидетельствовали против существования талмудизма в Хазарии.

 

   Единственным защитником репутации Абена Решефа оказался великий востоковед Д.А. Хвольсон, к тому времени принявший христианство.Гаркави организовал настоящую травлю Хвольсона, представляя последнего чуть ли не идиотом. Результатом мощного давления стал выход в свет трудаД.А. Хвольсона о крымских надгробиях, в котором учёный объявил всё найденное караимским собирателем «подозрительным»*

(* - Хвольсон Д.А. Сборник еврейских надписей, содержащий надгробные надписи из Крыма. - СПб., 1884.).

Так ожесточённая дискуссия о рукописях Фирковича была фактически завершена, хотя А.Я. Гаркави почему-то продолжал кропотливо изучать«подделки», составляя их каталог. Только сейчас, через столетие, стали раздаваться голоса в защиту А. Фирковича**

(** - Вихнович В.Л. Караим Авраам Фиркович: Еврейские рукописи. История. Путешествия. - СПб., 1997.).

   Тень «подозрительности» пала и на письмо царя Иосифа. Но П.П. Коковцов в исследовании 1930 г. доказал достоверность как краткой, так и пространнойего редакций***

(*** - Коковцов П.П. Еврейско-хазарская переписка… С. I-XXXVIII.).

В ответе Иосифа Хасдаи ибн Шафруту, датируемом серединой X в., действительно перечисляется огромное количество племён - данников Хазарии:

Краткая редакция 

     Она  (Хазария. - Е.Г.) расположена подле реки, примыкающей к Г-р-ганскому морю*

(*- Каспийское море ),

на востоке на протяжении 4 месяцев пути. Подле реки расположены весьма многочисленные народы в бесчисленном множестве; они живут и в селах, и в городах, и в укрепленных городах. Их 9 народов, которые не поддаются точному распознанию и которым нет числа. Все они платят мне дань. Оттуда граница поворачивает (и доходит) до Г-ргана. Все живущие по берегу моря на протяжении 1 месяца пути платят мне дань <…> 

С западной стороны живут 13 народов многочисленных и сильных, расположенных по берегу моря Кустантинии**

(** - Чёрное море ).

Оттуда граница поворачивает к северу до большой реки по имени Юз-г. (Возможно, имеются в виду гузы. - Е.Г.) Они живут в открытых местностях, не защищённых стенами, и переходят по всей степи, доходя до границ Хин-диим. (Возможно конъектура Хиг-риим (угры). - Е.Г.)

<...> Пределы моей страны.  (Точка отсчета - устье Волги. - Е.Г.) В восточную сторону она простирается на 20 фарсахов пути, и в южную сторону на 30 фарсахов пути, и в западную сторону на 40 фарсахов пути…

В северную сторону она простирается на 30 фарсахов пути.

  Пространная редакция   

Я живу у реки по имени Итиль, в конце реки Г-р-гана.

Начало этой реки обращается к востоку на 4 месяца пути. У этой реки располагаются многочисленные народы… Вот их имена: Бур-т-с, Бул-г-р, С-вар, Арису, Ц-р-мис  (черемисы. - Е.Г .) , В-н-н-тит  (то же, что В.н.нд.р арабо-персидской географии. - Е.Г.), С-в-р, С-л-виюн…

Все они мне служат и платят мне дань… < Города Хазарии. - Е.Г.> С западной стороны - Ш-р-кил, С-м-к-р-ц, К-р-ц, Суграб, Алус, Л-м-б-т, Б-р-т-нит (перечисляются владения в Крыму и на Тамани. - Е.Г.).

<…> Я еще сообщаю размеры пределов моей страны, в которой я живу. В сторону востока она простирается на 20 фарсахов пути до моря Г-р-ганского, в южную сторону на 30 фарсахов пути до большой реки по имени Угру*

(* - Кубань или низовья Дона, в бассейне которых кочевала часть венгерских племен до перехода в Паннонию.) ,

в западную сторону на 30 фарсахов до реки по имени Бузан  (очевидно, Дон. - Е.Г.), вытекающий из Угру, в северную сторону на 20 фарсахов пути до Бузана и склона реки к морю Г-р-ганскому**

(** - Коковцов П.П. Указ. Соч. С. 81-83; 98-102.).   

   По словам царя Иосифа, многочисленные племена, живущие по Атилю (Волге), платят ему дань. В краткой, более поздней, редакции, вместо названий племен упоминаются  «девять народов, которые не поддаются точному распознанию и которым нет числа» А.П. Новосельцев сопоставляет это сообщение с указанием Константина Багрянородного на девять «климатов» Хазарии, прилегающих к Алании***

(*** - Новосельцев А.П. Хазарское государство… С. 108).

Из этого востоковед делает вывод о том, что перечисленные Иосифом народы обитали западнее Волги. Единственной основой для такого сравнения является число «девять». Однако все данные византийского императора говорят в пользу классического расположения «климатов» в Восточном Крыму. В книге 11 Константин сообщает о постоянных нападениях, которые совершали аланы нахазар, когда переходили к СаркелуКлиматам и к Херсону****

(**** - Константин Багрянородный. Об управлении империей. - М., 1989. С. 53.).

Из этого сообщения следует, во-первых, что «климаты» находились в Крыму или в Восточном Приазовье, а во-вторых - между Хазарией и её приазовско-крымскими владениями находились  независимые  аланские племена. Севернее же и западнее, где помещает «климаты» А.П. Новосельцев, по мнениюПорфирогента, жили черные булгары и печенеги*****

(***** - там же.).

А последний царь Хазарии прямо указывает на расположение даннических племен - по реке Атиль, а не западнее ее. Буртасы (бур-т-с), булгары (бул-г-р),савиры (с-вар), арису (эрзя?), черемисы (ц-р-мис) - народы, локализуемые именно в Поволжье.

   Под последними тремя народами обычно понимаются восточнославянские племена, что подтверждается известным сообщением Повести временных лет:

  

      «… Хазары брали дань с полян, и с северян, и с вятичей по горностаю и белке от дыма»*

(* - Лаврентьевская летопись… Ст. 19.).

 

   Однако сопоставление В-н-н-тит с названием города славян Вабнит или Ва-и- в восточном сочинении «Худуд аль-алам» и у Ибн Русте (см.выше) лишь весьма спорная гипотеза. Тем более что этот город в арабо-персидской географии называется самым восточным в стране славян, пограничным с землями  русов . Племя с-в-р даже А.П. Новосельцев считает не северянами, а вариантом тюрко-угорского  савир-сувар**

(** - Новосельцев А.П. Хазарское государство… С. 157.). 

С этим можно согласиться, поскольку во второй половине I тысячелетия н.э.савиры были известны как в Западном Прикаспии (упоминаются у византийца Прокопия Кесарийского***

(*** - Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история. - СПб., 1998. С. 139.),

 так и в Среднем Поволжье (по сообщению Ибн Фадлана****

(**** - Путешествие Ибн Фадлана… С. 76.).

    В отношении племени С-л-виюн, считающегося  «несомненно, той частью славян, которая и согласно Повести временных лет платила дань хазарам» , тоже не все ясно, даже если предположить тождество с-л-виюн и славян. В письме Иосифа этот народ локализуется в Поволжье. Кажется, славян на Волге вI тысячелетии н.э. быть не могло. Действительно, именно так считалось совсем недавно. Но последние исследования Среднего Поволжья показали, что в V-VIIвв. там существовала именьковская археологическая культура, носители которой были  славянами*****

(***** - Васильев И.Б., Матвеева Г.И. У истоков Самарского Поволжья. - Куйбышев, 1986. С. 150).

В конце VII в. большая часть именьковцев покинула Поволжье, но некоторые остались и слились с населением Волжской Булгарии. Именно из-за этих славянВолга в арабских сочинениях о событиях VII в. называется «Славянской рекой», а Ибн Фадлан присваивает булгарину Алмушу титул «царя Славян».

   Включать же в территорию Хазарского каганата все перечисленные Иосифом племена неверно (этого не делает и царь Иосиф). В хазарском письме перечислены все народы, когда-либо за историю Хазарии ей починенные. Вполне естественно, что Иосиф был склонен преувеличивать мощь своего государства, доживавшего в середине X в. последние годы. Следовательно, при поиске государственной археологической культуры Хазарии, если таковую возможно определить, необходимо исходить  из границ собственно Хазарии , указанных в письме Иосифа и арабо-персидских географических сочинениях.

   В краткой редакции письма сообщается, что в западную сторону Хазария простирается на 40 фарсахов, то есть менее чем на 300 кмПространная редакция, восходящая к более древнему протографу, оценивает границы еще скромнее - около 200 км. В пространной редакции, кроме того, в числе пограничных пунктов с запада называется Ш-р-кил, то есть Саркел. Такова территория Хазарского государства с запада по данным еврейско-хазарских источников. Ясно, что по сравнению с современными хазароведами царь Иосиф, объяви он о таких границах сейчас, мог бы прослыть антисемитом(именно в этом обычно обвиняют тех учёных, которые не стремятся преувеличить рассказ Иосифа).

   Следовательно, судя по указанному расстоянию, основная область СМК *

(* - салтово-маяцкая культура - прим. ред.)

(лесостепной и степной варианты) - междуречье Дона и Северского Донца - постоянно в составе Хазарии не находилась . И это полностью совпадает с выводами Б.А. Рыбакова и Г.С. Федорова о размерах Хазарского каганата*

(* - Федоров Г.С. Некоторые вопросы осмысления хазарского этноса и хазарской культуры в Дагестане / / Актуальные проблемы археологии Северного Кавказа.XIX Крупновские чтения по археологии Северного Кавказа. - М., 1996. С. 149-151.).

Основной творец «хазарского могущества» в современной археологии, С.А. Плетнёва соглашается с такими границами, но датирует их «временем упадка Хазарии», X в. (то есть временем переписки)*

(* - Плетнёва С.А.. От кочевий к городам… С. 186.).

К тому же периоду она несправедливо относит и информацию арабо-персидских источников.

   Однако в традиции Джайхани (восходит к середине IX в.), а также в анонимном сочинении «Худуд аль-алам», данные которого датируются концомVIII - первой третью IX в. (см. часть I главу 2), Хазарский каганат локализуется даже в меньших пределах, чем указанные Иосифом. В«Пределах мира» границы Хазарии обозначены так (напомним):

      «На восток от неё - стена, тянущаяся между горой и морем, и наконец море и некоторая часть реки Атиль; на юг Сарир, на запад горы, на север В. ra. dhas  u  N. nd. r (то же, что и  V. n. nd. r. - Е.Г.)» .   

   Западными соседями хазар здесь являются хазарские печенеги, обитавшие в Западном Предкавказье. О существовании Саркела, пограничного города на западе Хазарии, персидский аноним ничего не говорит. Это, во-первых, является еще одним подтверждением датировки источника о Восточной Европе до 830-х гг. (то есть до постройки Саркела). Во-вторых, из этого сообщения следует, что  в конце  VIII - начале  IX в. Хазария не выходила за пределы Предкавказья и низовий Волги .

   В тех же источниках упоминаются и зависимые от Хазарии народы: буртасы ихазарские печенеги. Плохо представлявшие Северо-Западное Причерноморье и Приазовье географы школы Джайхани не знали о хазарских владениях в этом регионе. Осведомленность в этом вопросе проявляют византийские современники. В VIII - начале X в. между Хазарией и Византией шла борьба за Таврику. Однако кроме крымских владений Феофан Исповедник и патриарх Никифор упоминают лишь приазовских булгар как хазарских данников:

 

   < После раздела Великой Булгарии между пятью наследниками хана Курбата, первый из которых, Батбаян, остался на земле отца - в Северо-Восточном Приазовье.    - Е.Г.>

«Из глубин Берзилии, первой Сарматии, вышел великий народ хазар и стал господствовать на всей земле по ту сторону вплоть до Понтийского моря *

(* -   То есть в северо-восточном Причерноморье) .

Этот народ, сделав своим данником первого брата, Батбаяна, властителя первой Булгарии, получает с него дань и поныне»**

(** - Чичуров И.С. Византийские исторические сочинения: «Хроника» Феофана, «Бревиарий» Никифора. - М., 1980. С. 61).

 

   А Константин Багрянородный сообщает о враждебности «черных булгар» к хазарам:

     «… Так называемая Черная Булгария может воевать с хазарами»***

(*** - Константин Багрянородный. С. 53.) .   

   Очевидно, что основная территория СМК с учетом этих известий не может быть признана частью Хазарского каганата, и соответственно сама археологическая культура - государственной для Хазарии.

- FIN -  


  Рекомендовать »   Написать редактору  
  Распечатать »
 
  Дата публикации: 12.05.2012  
 

     Дизайн и поддержка: Interface Ltd.

    
Rambler's Top100