|
|
Миллиардер Зиявудин Магомедов впервые рассказал о том, кто помогал ему создавать бизнес
"Я хочу построить одну из ведущих частных инвестиционных компаний мирового уровня", - признался основной владелец группы "Сумма" Зиявудин Магомедов в интервью газете "Ведомости". Главный риск его бизнеса - зависимость от госкомпаний, считают инвесторы, пишет В начале 90-х годов совладелец "Суммы капитал" Зиявудин Магомедов жил в одной комнате общежития МГУ с основателем "Тройки Диалог" Рубеном Варданяном и свой стартовый капитал заработал на торговле электротехникой: "В 1988-1989 годы наладили продажу электротехнических приборов из России в Польшу: поляки-однокашники сказали, что на этом можно заработать. Компьютерами позднее торговал". Бизнес Магомедова стал расти после знакомства с тогдашним президентом "Транснефти" Семеном Вайнштоком. О других знакомствах владелец "Суммы" рассказывает скупо: на вопрос о влиятельных друзьях и покровителях отвечает, что "никогда не строил бизнес исходя из дружбы с политиками или чиновниками. Такой подход не может быть долгосрочным. Похвастаться какими-то историями взаимоотношений с власть предержащими я не могу, потому что у меня их нет". С Медведевым и Путиным знаком, признается Магомедов, как и многие бизнесмены, которым по разным поводам приходится общаться с руководителями государства. Несколько раз летал с ними в зарубежные командировки - там и познакомился. На вопрос, справедливо ли его успехи связывают с покровительством разных людей, в частности помощника президента Аркадия Дворковича, признался: "Мы с ним знакомы со студенческих времен и дружим до сих пор. Но в бизнесе я сам себе помогаю". С Патриархом Кириллом Магомедов также "знаком" и считает его одним из самых блестящих интеллектуалов страны. В списке его знакомств также вице-премьер Игорь Сечин, министр иностранных дел Сергей Лавров, министр обороны Анатолий Сердюков, бывший глава ФСКН Виктор Черкесов. "Со всеми знаком. Не более", - комментирует бизнесмен. "Я не занимаюсь политикой и не хожу на митинги. И в целом позитивно отношусь к тому, что руководители страны сделали в предыдущие годы. Первый - собрал камни, второй - сформулировал позитивную модернизационную повестку. Но сейчас нашей стране нужен качественный рывок во всех сферах. Нужна новая модель развития - максимально амбициозная, с вовлечением всех прогрессивных и, главное, неравнодушных сил - бизнеса, интеллигенции, власти. Только так мы можем стать конкурентоспособными и обеспечить России то место в мире, которого она достойна", - резюмирует Магомедов. Слагаемые "Суммы" "Сумма" - одна из самых закрытых российских финансово-промышленных групп, она никогда не раскрывала даже размер выручки. Она составляет около 10 млрд долларов, рассказал Магомедов. Главное бизнес-направление "Суммы" - транспортно-логистический бизнес. Его основа - группа НМТП (грузооборот в 2011 году - 157 млн т). В прошлом году СП "Суммы" и голландской Vitol выиграло тендер на строительство нефтяного терминала в порту Роттердама. Построен он должен быть к 2015 году. К этому моменту у компании Магомедова может появиться свой флот, который будет возить нефть на линии Приморск - Роттердам, - так называемый "плавучий трубопровод". Известной "Сумма" стала благодаря телекоммуникационному бизнесу. В 2006 году компания неожиданно получила лицензии на беспроводной интернет-доступ в стандарте WiMax, но построить этот бизнес не смогла: возникли проблемы с использованием частот. А вот строительно-инжиниринговый бизнес Магомедов называет стратегическим. Он собирается консолидировать активы: "Стройновацию" (строит трубопроводы, выиграла тендер на строительство железной дороги Кызыл - Курагино), "Глобалэлектросервис" (объекты электроэнергетики), "Интэкс" (культурно-строительные объекты) - и в будущем не исключает IPO объединенной компании. Пока единственная публичная компания строительной инфраструктуры в России - "Мостотрест". IPO она провела в ноябре 2010 года, выручив за 25%-ный пакет 388 млн долларов, вся компания была оценена в 1,5 млрд. По принципу построения "Сумма" чем-то напоминает финансово-промышленные группы братьев Ротенберг и Геннадия Тимченко - по сути, это капитализация хороших отношений с государством, говорит управляющий компанией "Дашевский и партнеры" Стивен Дашевский. Но этот же фактор и является основным риском для группы, подчеркивает он: если Магомедову удастся сделать что-то уникальное или, наоборот, завязанное на миллионы клиентов - тогда риск будет сглажен». Как ранее сообщало FLB.Ru, ««Сумма» Зиявудина Магомедова получила контракт на строительство железной дороги к сырьевым месторождениям Тувы. На один из самых дорогих инфраструктурных подрядов претендовали фирмы Аркадия Ротенберга и Олега Дерипаски. Но первого претендента заявку не приняли, а второй был признан аутсайдером тендера. Первый этап стройки - 147 км из более 400 км - финансируется за госсчет из инвестфонда в рамках государственно-частного партнерства по проекту создания инфраструктуры для сырьевых месторождений Тувы. Росжелдор, проводивший тендер, оценил стройку в 47,4 млрд рублей. Кроме «Суммы», действовавшей через дочернюю «Стройновацию», специализировавшуюся на нефтепроводах, в тендере участвовали «Ямалтрансстрой» Игоря Нака и Зияда Манасира, омское НПО «Мостовик» Олега Шишова, ФГУП строительства дорог и аэродромов Спецстроя и «Трансстрой» Олега Дерипаски. Еще три претендента не были допущены до торгов - это УСК МОСТ Владимира Костылева и Евгения Сура, «Сибмост» и «Трансстроймеханизация». Первые две не прошли на конкурс из-за того, что не представили документы, уточнили организаторы тендера. «Трансстроймеханизации», связанной с предпринимателем Аркадием Ротенбергом, отказали из-за «несоответствия заявки требованиям документации». Заявка была дешевле - на уровне 40 млрд рублей. «Возможно, это главное событие конкурса», - с удивлением признался один из его участников. Конкурс на строительство железнодорожной ветки Кызыл - Курагино вызвал небывалый ажиотаж. За контракт стоимостью более 47 млрд руб. собирались бороться восемь компаний, в числе которых структуры Олега Дерипаски и Аркадия Ротенберга, а также крупный подрядчик «Газпрома». Фаворитом выглядела компания «Трансстроймеханизация», которая предложила реализовать проект на 15% дешевле стартовой цены». «Самое привлекательное предложение и по срокам строительства, и по сумме контракта было у «Трансстроймеханизации» - эту компанию контролирует «Мостотрест», входящий в бизнес-империю Аркадия Ротенберга. Компания была готова построить железную дорогу за 40,28 млрд руб. в течение 867 дней с момента подписания контракта. Следующее по цене предложение отличалось на 4 млрд руб. - компания «Стройновация» готова построить железную дорогу за 44,3 млрд руб. в течение 918 дней». Конкурсная комиссия отказала «Трансстроймеханизации» в допуске к конкурсу из-за неверного оформления платежного поручения о перечислении обеспечения заявки в размере 14,2 млрд рублей. Комиссия также сняла с конкурса заявки московской «УСК мост» и новосибирского «Мостовика». В конкурсе участвовали «Трансстрой» Олега Дерипаски, «Ямалтрансстрой» (аффилирован с «Стройгазконсалтингом» Зияда Манасира), ФГУП «ГУ строительства дорог и аэродромов при Спецстрое России» и «Сибмост. Подконтрольные Ротенбергу компании в последние годы выиграли контракты на строительство инфраструктурных объектов на десятки миллиардов рублей. Контролируемый им «Стройгазмонтаж» является одним из крупнейших подрядчиков «Газпрома» по строительству газопроводов, Ротенберг вместе с акционерами «Н-транса» владеет 50% Северо-Западной концессионной компании, строящей участок платной скоростной автомагистрали Москва - Санкт-Петербург стоимостью 66,1 млрд руб., а осенью 2010 г. он купил долю в «Мостотресте» - одной из крупнейших инфраструктурных строительных компаний. Сейчас Ротенберг контролирует 26,4% ее акций, его партнерами являются также акционеры «Н-транса» (21,2%) и НПФ «Благосостояние» (26,5%). В декабре аффилированная с Ротенбергом компания «Объединенные системы сбора платы» без конкурса получила право на управление участком платной дороги М4 «Дон». Зиявудин Магомедов долгое время был известен в первую очередь как партнер «Транснефти» - по Приморскому торговому порту, а входящая в его группу компания «Стройновация» получала крупные подряды на строительство трубопроводов ВСТО и БТС-2. В прошлом году «Сумма» и «Транснефть» купили контроль в Новороссийском морском торговом порту, крупнейшем в России. У Магомедова были и самостоятельные бизнесы, в частности в сфере телекоммуникаций, но в этом году бизнесмен стал больше проявлять себя как независимый игрок. Консорциум «Суммы» и Vitol выиграл международный конкурс на строительство нефтяного терминала в порту Роттердам, позднее компания Магомедова подписала с портом глобальное соглашение. «Сумма» заявляла об интересе к приватизации Первой грузовой компании, но не прошла по условиям конкурса, теперь она претендует на «Трансконтейнер» и государственную Объединенную зерновую компанию. Как сообщало
|
Дизайн и поддержка: Interface Ltd. |
|