Вход Регистрация
Контакты Новости сайта Карта сайта Новости сайта в формате RSS
 
 
Новости для выпускников
МГУ им.Ломоносова
SUBSCRIBE.RU
 
База данных выпускников
 
 
Рассылки Subscribe.ru
Выпускники МГУ
Выпускники ВМиК
Долголетие и омоложение
Дайв-Клуб МГУ
Гольф
Новости психологии
 
Рассылки Maillist.ru
Выпускники МГУ
Активное долголетие, омоложение организма, геропротекторы
 

Памятник неизвестной абитуриентке, или Варфоломеевская ночь на журфаке

Скандал вокруг поступления на факультет журналистики МГУ, который инспирировал журналист «Эха Москвы» Владимир Варфоломеев, потряс, без преувеличения, пол-России. Блогосфера переполнилась восклицаниями: «Журфак себя дискредитировал!», «Блогер поборол коррупцию на журфаке!». Только ленивый не обвинял руководство факультета в махинациях с баллами.

Удивительно не то, как падок наш обыватель на сенсацию, как верит публичному слову подлинных и мнимых авторитетов. Удивительно, что никто, включая самого Варфоломеева, не пожелал разобраться в ситуации, а предпочёл повторять на все лады мантру про коррупционный след в Московском университете.

Итак, пару слов об истории вопроса. Уже более тридцати лет абитуриенты факультета журналистики МГУ проходят при поступлении творческий конкурс. Он включает в себя собеседование, которое по традиции проводят преподаватели и журналисты, и сочинение на одну из пяти вольных тем. Раньше творческий конкурс оценивался как зачёт, как допуск к основным вступительным экзаменам. Теперь, когда их место заняли результаты ЕГЭ, творческий конкурс превратился в профильный экзамен журфака с максимальной оценкой в сто баллов. При этом собеседование оценивается по тридцатибалльной шкале, а сочинение - по семидесятибалльной. Затем баллы суммируются, и абитуриентам объявляется общая оценка за экзамен.

Собеседование длится пятнадцать минут, причём ведётся аудиозапись разговора с абитуриентами. Цель этого этапа экзамена - выявить, насколько серьёзен и обоснован выбор юного соискателя студенческого билета в пользу журналистики. Экзаменаторы - два преподавателя журфака и два журналиста. Некоторые из них работают с факультетом уже много лет, другие - приходят впервые. На самом деле, с приглашением журналистов на собеседование часто бывают сложности: работники СМИ не такие дисциплинированные, как преподаватели, поэтому их, как правило, приглашают с запасом - из расчёта, что некоторые, несмотря на обещание, не придут. А как обеспечить безусловную явку около пятидесяти порядочных и компетентных журналистов?

Этим летом впервые в жизни примерил на себя роль экзаменатора на журфаке и радиожурналист Владимир Варфоломеев. «…Товарищ Владимир Викторович Варфоломеев буквально за пару часов до того, как отправиться в МГУ, чтобы участвовать в творческом конкурсе в качестве экзаменатора, спросил меня, что там вообще спрашивают, как проходит творческий конкурс обычно и т.п.», - вспоминал практикант «Эха Москвы» Данила Белов.

Придя на вступительное собеседование, Варфоломеев не растерялся и сразу стал завязывать контакты с абитуриентками. Одна девушка так поразила его своими знаниями и способностями, что прямо во время собеседования он оставил ей свою визитную карточку, собираясь пригласить её на «Эхо Москвы». Стоит ли добавлять, что эта собеседница Варфоломеева получила максимальный балл - тридцать.

Но при официальном объявлении результатов неожиданно выяснилось, что у девушки за собеседование вовсе не тридцать баллов, а двенадцать. Варфоломеев, конечно же, огорчился, что при повторной проверке оценку снизили, и написал в своём блоге гневный пост. Да, журналисту можно посочувствовать: его пригласили на экзамен, доверили ставить оценки абитуриентам, а потом, по сути, усомнились в его компетенции, понизив эти самые оценки.

С этого и начался скандал. Он вышел далеко за рамки Московского университета. В результате, ректорат, не желая раздувать шум, принял беспрецедентное решение отменить результаты повторной проверки.

Но я не могу считать Варфоломеева победителем. Меня смущает в его позиции несколько моментов. 

Первый. Почему не была названа та самая абитуриентка, получившая вместо тридцати двенадцать баллов? Обвинять руководство журфака в коррупции, не называя конкретных жертв, а лишь намекая на них («одна девочка»), не вполне корректно для журналиста и блогера столь высокого уровня.

Второй. Почему автор скандального поста обратился со смутившими его вопросами к коллегам-экзаменаторам, а не напрямую к декану журфака профессору Елене Леонидовне Вартановой? Почему не попросил показать протоколы спорных собеседований? Уверен, что никто ему не отказал бы в этой просьбе. Разве нормально, когда о спорной ситуации руководитель факультета узнаёт не из уст Варфоломеева, а из средств массовой информации?
Третье. Делать громкое заявление, не разобравшись предварительно в причинах, побудивших комиссию столь радикально пересмотреть сумму поставленных баллов, на мой взгляд, свойственно, скорее, журналисту бульварной прессы, а никак не «Эха Москвы».

Теперь что касается пересмотра баллов. Я пять лет проработал в приёмной комиссии, в течение десяти лет принимаю вступительные экзамены и могу засвидетельствовать, что повторная проверка - обычное явление, она существовала и существует во всех вузах, на всех факультетах. Старшие экзаменаторы всегда перепроверяли двоечные и пятерочные работы. Подобные ситуации с оценками бывают едва ли не на каждом факультете едва ли не каждый год. Только об этом за пределами приёмных комиссий никто не знает: очевидно, из-за отсутствия поблизости представителя «Эха Москвы» - радиостанции, одним из создателей которой был, между прочим, факультет журналистики МГУ и лично Ясен Николаевич Засурский. 

Другое дело, что если при повторной проверке так резко понижается итоговый балл, то это, на мой взгляд, свидетельство недостаточной компетентности комиссии, ставившей максимальную оценку. Да и сомнительно, чтобы из тысячи с лишним абитуриентов около шестисот человек были достойны максимального балла за собеседование.

Теперь о коррупции. Предлагаю людям, уверенным в продажности журфака, не ковыряться в количестве баллов, а посмотреть на проблему шире: сравнить студентов, учившихся десять-пятнадцать лет назад, и тех, кто сидит за университетскими партами сегодня. Ничуть не хочу обидеть выпускников прошлых лет, но тогда в каждой академической группе было, как правило, два-три студента с горящими глазами, два-три - которым всё, что называется, по барабану, а остальные - вполне нормальные студенты. Теперь же, в последние два-три года, невменяемых практически не осталось, а глаза горят у подавляющего большинства. Десять лет назад в группе было по два-три, иногда четыре иногородних студента, теперь - по два-три, иногда четыре москвича, остальные - иногородние, причём порой из таких глухих мест, откуда раньше никто не осмеливался поступать. Этот факт - главное свидетельство против коррупции на журфаке. 

Более того, если бы руководство факультета и хотело протолкнуть по блату кого-нибудь из абитуриентов, то совсем не нужно было бы понижать баллы другим. Поверьте мне, для этого есть немало иных возможностей - гораздо более тонких, и ни один приглашённый для собеседования журналист никогда ни о чём бы не узнал. Поэтому мнение о том, что кому-то занижают баллы, чтобы таким образом протолкнуть своих, выглядит, по меньшей мере, наивным. 

Но и блатных абитуриентов на журфаке больше нет. Теперь у всех абсолютно равные возможности при поступлении. Если не верите, сравните, опять же, число иногородних студентов десять лет назад и сегодня. И в этом решающая заслуга именно Елены Леонидовны Вартановой. Поэтому обвинять её в коррупции - в высшей степени непорядочно. Она честный и справедливый человек.

К тому же, оценка, полученная на журфаковском экзамене, во многом субъективна, ибо это всё же творческий конкурс, а не математика или физика. Причина не только в так называемом человеческом факторе, но и в обычном везении. Наверное, каждый подтвердит, что любой экзамен - и вступительный, и сессионный, - в известной степени лотерея. Кому-то повезло больше, кому-то меньше - такое было и, думаю, будет всегда, независимо ни от какого ЕГЭ. Когда-то абитуриент Василий Макарович Шукшин провалил творческий конкурс на журфак.

А теперь от рассуждений перейду к практике. В отличие от г-на Варфоломеева, я зашёл в приёмную комиссию и посмотрел протоколы собеседования с той самой абитуриенткой, за которую так переживал журналист. И если не всё, то многое в этом скандале встало на свои места.

Итак, в своём ЖЖ-посте Варфоломеев утверждал: «по итогам каждого собеседования составлялся довольно подробный письменный отчёт с отметками качеств абитуриента по 6-ти категориям; каждый такой отчёт подписывался всеми членами приёмной комиссии». Но, во-первых, протокол, вокруг которого разгорелся скандал, подписали все экзаменаторы, кроме самого Варфоломеева (его фамилия в графе «Экзаменаторы» написана, а вместо подписи - пустое место). Вероятно, он так заговорился с абитуриенткой, что забыл подписать. Во-вторых, на самом деле комментарии экзаменаторов были очень лаконичными, что и дало повод к повторной проверке и прослушиванию записи собеседования: «Очень хорошо ориентируется», «Очень высокий уровень» и т.п. Не оказалось в протоколе и предусмотренного заключительного комментария по итогам собеседования. Видимо, экзаменатору стоило записать свои впечатления о беседе, в первую очередь, не в блоге, а всё же в протоколе. Тогда бы и не возникла необходимость проверки, которую, кстати, осуществлял сам Ясен Николаевич, - его подпись стоит под оценкой «12». 

В графе «Опыт сотрудничества с редакциями» со слов абитуриентки было записано (этот комментарий оказался самым подробным из всех шести категорий): «Главный редактор и корреспондент школьной газеты, пишет, верстает. «Донская слобода» - обозреватель. «Родники» - районная газета, два года сотрудничества. Публикуется в «Известиях». 

Придя домой, я открыл сайты этих газет. В школьной газете прочёл две вполне профессиональные для семнадцатилетней девушки статьи, в «Донской слободе» (оказалось, это газета, издающаяся раз в два месяца при подмосковном храме) - одну заметочку о церковном празднике, написанную по вторичным источникам. У газеты «Родники» своего сайта не оказалось, а в «Известиях» не обнаружил ни одного материала этой девушки. 

Кто тут преувеличил: девушка или экзаменатор, судить не берусь. Но вот вам очевидный минус отмены существовавшего многие годы конкурса публикаций при поступлении. Раньше экзаменаторы видели не только абитуриента, но и его статьи, опубликованные в газетах или журналах. Теперь же будущий журналист на вопрос о профессиональном опыте может рассказывать комиссии всё что захочет, - хоть о собственных публикациях в «Нью-Йорк Таймс»: возможности моментально проверить его слова - нет. Может быть, именно поэтому и снизили девушке балл с тридцати до двенадцати и не удовлетворили апелляционное заявление, которое тоже было приложено к протоколу. 

За творческое сочинение эта девушка получила шестьдесят пять баллов из семидесяти, и я могу согласиться с обоими рецензентами, засвидетельствовавшими очень высокий уровень работы. Так что она поступила бы в любом случае. И мне остаётся только порадоваться за неё и пожелать ей успешной учёбы в Московском университете.

Наверное, порадоваться можно и за г-на Варфоломеева: кто знал о нём до этого скандала? А теперь он «смелый борец с коррупцией на журфаке», «новый Робин Гуд и Дон Кихот в одном лице». Но любой журналист подтвердит, что лето, особенно его вторая половина, - мёртвый сезон: многие журналисты и большинство потребителей информации - в отпусках. Новостей почти нет, и любая более, а чаще менее интересная информация раздувается до масштаба события. Наверное, на «Эхе Москвы» был дефицит сенсационной информации, и г-н Варфоломеев решил создать настоящую жареную новость. Что ж, это ему полностью удалось. К тому же, будущие журналисты, о которых так радел борец с коррупцией, получили хороший пример того, как можно прославиться, без преувеличения сказать, на ровном месте.

Вместо послесловия

Скандал с якобы коррупционным следом в МГУ, который замутил тов. Варфоломеев две недели назад, фактически завершился. Приёмные экзамены кончились, ковыряться в протоколах собеседований с абитуриентами неинтересно: сенсацию на этом уже не сделать. И о «борце с гидрой коррупции на журфаке» все стали забывать. Тем более, август, люди в отпусках, не до Владимира Викторовича. А популярность и топовые места в блогосфере терять ох как не хочется.

И выход неожиданно был найден. 3 августа умер пианист Николай Петров. Не успело ещё остыть его тело, как в блоге Варфоломеева появился своеобразный некролог под названием «В его жизни было не только фортепиано». Вы не найдёте здесь ни перечисления заслуг нашего великого соотечественника перед российской и мировой культурой, ни слов сочувствия в адрес родных усопшего и поклонников его таланта. Вместо этого, казалось бы, элементарного для всякого приличного человека набора фраз, Варфоломеев скрупулёзно подсчитал, сколько раз и в каких формах, начиная с 2000-го, первого путинского года, выказывал Николай Петров поддержку власти:

«00 - письмо в поддержку курса В. Путина в Чечне

02 - обращение к В. Путину с призывом отменить мораторий на смертную казнь

03 - член Совета по культуре при президенте

05 - письмо Ю. Лужкову в защиту театра «Школа драматического искусства»

06 - Совет по государственной культурной политике при С. Миронове».

И так далее, до 2011 года.

Этим списком Варфоломеев не удивил: ничего порочащего Николая Петрова здесь нет. Удивил он другим: никаких иных слов и эмоций в день смерти этого великого человека у журналиста не нашлось. Остаётся только догадываться, сколь обширное досье на известных людей собрано у «непримиримого борца с коррупцией».

Профессор Илья Владимирович Толстой рассказывал нам когда-то, что людей, говоривших гадости про усопших, называли в старину нерукопожатными - то есть им при встрече не подавали руки. Сегодня, к сожалению, другие времена. Но скажите, может ли быть порядочным человек, плюющий на свежую могилу всенародно известного соотечественника? Можно ли верить в его искренность, когда он публично, на всю страну, льёт слёзы о судьбах якобы обманутых абитуриентов?


  Рекомендовать »   Написать редактору  
  Распечатать »
 
  Дата публикации: 08.08.2011  
 

     Дизайн и поддержка: Interface Ltd.

    
Rambler's Top100