Вход Регистрация
Контакты Новости сайта Карта сайта Новости сайта в формате RSS
 
 
Новости для выпускников
МГУ им.Ломоносова
SUBSCRIBE.RU
 
База данных выпускников
 
 
Рассылки Subscribe.ru
Выпускники МГУ
Выпускники ВМиК
Долголетие и омоложение
Дайв-Клуб МГУ
Гольф
Новости психологии
 
Рассылки Maillist.ru
Выпускники МГУ
Активное долголетие, омоложение организма, геропротекторы
 

ТЫ ПИШИ, ПИШИ, ПИШИ...

Практически за любым достижением в области современных технологий стоит человек с карандашом и бумагой.

   Не спешить отказываться от слитного письма советует и ученый-математик с мировым именем, академик РАН Юрий ЖУРАВЛЕВ. По его мнению, с письмом связано много различных аспектов человеческой жизни, и далеко не все эти взаимосвязи хорошо изучены. 
   
   - Юрий Иванович, нужен ли современному человеку навык чистописания?
   - На первый взгляд чистописание в том виде, в котором оно существовало, уже себя изжило. Но на самом деле это очень сложный вопрос. Обучение письму было введено не просто так. Преследовались две цели. Первая - приучить ребенка заниматься нудным трудом. Дело в том, что человек - особенно наш, русский, - очень не любит чисто технический, неинициативный труд. Мы в свое время сделали очень много ярких открытий, которые не доводились до реального продукта, до "чистоты". Основа сделана, идея понятна, а доводка - вещь скучная. Она требует технического терпения, а это мы не очень любим… И так с малолетства приучали выполнять неприятную, скучную работу. Во-вторых, чистописание было подготовкой к инженерно-технической работе. При оформлении чертежей нужно было писать соответствующим шрифтом. Так что, с одной стороны, чистописание вроде бы не такая уж глупость. С другой стороны, сейчас чертежи делают машины. Но понимаете, не исключить бы вместе с чистотой письма и умение писать грамотно. А вот тут надо посмотреть, как это взаимосвязано. Я бы вообще не торопился со всей этой реформаторской деятельностью.
   - Современный человек все реже делает что-то своими руками. Это, по-вашему, хорошо или плохо?
   - Здесь так же, как и с чистописанием: никто исследований не проводил. Это современная тенденция. Но полный отказ от ручного труда неразумен. Все-таки руки должны тоже уметь работать. Например, американцы со своей так называемой прогрессивной системой (хотя они нашу систему образования всегда считали лучше своей) устно считать вообще не умеют. Например, 11 умножить на 11 американский студент не может. Он хватается за компьютер. С моей точки зрения, это плохо. 
   - Не разучится ли человек мыслить, если все будет делать на компьютере? 
   - Меня в школе научили очень хорошо считать устно. Первый вопрос, который был мне задан на вступительном экзамене: "А вы можете устно, быстро, без всякой бумажки посчитать логарифм 128 по основанию 4?" И я с ходу ответил - 3,5. Вот я не знаю, ответят ли современные школьники с ходу. Боюсь, что нет. Хорошо это или плохо? Сейчас у нас такое опьянение от возможностей компьютеров - а они действительно колоссальные, и мы их используем. Но я думаю, у следующего поколения школьников эти две вещи - использование компьютеров и своих возможностей - будут совмещены.
   - Чего не могут делать машины? Пока еще?
   - За любым новым роботом, за любым шагом в области искусственного интеллекта всегда стоит труд иногда одного, но чаще коллектива людей с карандашом и бумажечкой, для которых компьютер только вспомогательное средство. Это серьезная интеллектуальная, очень сложная работа. По своему стилю она ближе всего к прикладной математике и прикладной физике. То, что потом появляются роботы, которые что-то умеют делать, - это только конечный этап. Это сугубо интеллектуальный человеческий труд. Пока по-другому не бывает. 
   - Как вы относитесь к тому, что в последние годы российская система образования многое позаимствовала на Западе?
   - Мне кажется, мы все это сделали слишком поспешно. Я бы не торопился. Я бы проводил эксперименты в отдельных школах, смотрел, что получается, и сравнивал. Но жизнь устроена так, что соответствующему чиновнику нужен быстрый результат, а то, глядишь, место потеряешь. То, что ребята за компьютером будут себя свободно чувствовать, - это очень хорошо. Но и старые принципы забывать не стоит.
   

   ДОСЬЕ
   Юрий Иванович ЖУРАВЛЕВ (родился 14 января 1935 года в Воронеже) - российский ученый-математик. Доктор физико-математических наук (1965), академик РАН (1992), председатель секции "Прикладная математика и информатика" Отделения математических наук РАН, заместитель директора ВЦ РАН по научной работе, заслуженный профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, создатель Международного научного журнала Pattern Recognition and Image Analysis.


  Рекомендовать »   Написать редактору  
  Распечатать »
 
  Дата публикации: 19.05.2011  
 

     Дизайн и поддержка: Interface Ltd.

    
Rambler's Top100