|
|
Андрей Реус: «Да я убью кого-нибудь! Это же нормально»
ГЛАВА ОБОРОНПРОМА РАССКАЗАЛ В КАЗАНИ ОБ ЭКСПАНСИИ НА МИРОВОЙ РЫНОК И О ТОМ, ПОЧЕМУ КМПО НЕ «СВЕТИТ» ВЫПУСКАТЬ ВЕРТОЛЕТНЫЕ ДВИГАТЕЛИ Выступая в пятницу перед студентами и профессорами КГТУ им. Туполева, генеральный директор ОАО «ОПК «Оборонпром» Андрей Реус обрисовал впечатляющие перспективы вертолетной отрасли. Призвал читать Пушкина, рассказал, что сам «книжки стал писать» и немного поцитировал революционных классиков. На лекции побывал корреспондент «БИЗНЕС Online». ЧТОБЫ ВЫ НЕ УСНУЛИ Андрей Реус приехал в Казань для участия в двухдневном семинаре «Опыт интеграции и программы развития вертолетостроения и двигателестроительного комплекса России». Послушать топ-менеджера муждународного масштаба набилась большая аудитория КГТУ-КАИ, где и проходило мероприятие. Лекция носила сложное название - «Методология управления большими оргтехническими системами. О стратегиях развития отечественного вертолетостроения и газотурбинного двигателестроения». Как бы оправдываясь за такую формулировку, Реус вспомнил свое студенческое прошлое - «парту» с выцарапанным на крышке: «Умру, но не усну». «Постараюсь, чтобы вы не уснули», - пообещал лектор.
Тем не менее, лекцию вряд ли можно было назвать занимательной, хотя Реус старался и вообще явно чувствовал себя перед большой аудиторией вполне раскованно, острил (временами - удачно), но все портил переизбыток общих мест и недостаток конкретики - цифр, фактов, примеров. Правда, все эти недостатки можно простить за продемонстрированную концептуальность мышления - такое качество редко встретишь не только в Казани, но и в Москве. «Почему мы здесь? - обратился к залу Реус. - Очень простой ответ: потому что восемь месяцев назад я обещал президенту вашей республики. Не сдержать слова не могу. Очень долго собирался и готовился. К тому же у нас здесь очень хороший завод вертолетный (ОАО «КВЗ» входит в холдинг ОАО «Вертолеты России», а он - в Оборонпром - ред.). И считаю Татарстан очень высокоорганизованной территорией - здесь начинания, о которых договариваешься, случаются. У меня опыт работы на этой земле - лет двадцать, и всегда это было так». ЧИТАЙТЕ ПУШКИНА По мнению Реуса, ситуация в мире благоволит большим начинаниям: «Нам, прагматикам, надо попользоваться этим временем, запустить проекты, которые будут давать реальный экономический результат, чтобы политики потом могли трепаться по разным вопросам», - блеснул вольнодумством лектор. И вспомнил недавнее посещение фирм «Сикорский» и «Боинг»: «Было приятно разговаривать с нашими заклятыми друзьями. Они сказали: «Семь лет назад мы знали, что в России вертолетостроение сдыхает, и мы его похоронили. Пять лет назад мы слышали, что кто-то там шевелится, но не придали этому значения. Три года назад забеспокоились. А сейчас уже просто волнуемся!» Для меня это хороший знак». По мнению Реуса, кризис сказался на конкурентах значительно сильнее, чем на российских вертолетостроителях. Глава Оборонпрома рассказал, что в этом году российская вертолетостроительная отрасль выйдет на третье место (среди шести мировых игроков), причем движение идет с опережением графика: «Планировалось к 2015 году занять 15 процентов рынка мирового вертолетостроения. Но уже в этом году мы вышли на 13 процентов. Соответственно, нас заставляют менять стратегические ориентиры в виде цифровых показателей - с 15-ти на 17 процентов». Как сообщил Реус, «интеграция вертолетной отрасли закончилась несколько месяцев назад». Смелых и осуществимых планов - немало. Например, в этом году началось финансирование программы создания скоростного вертолета: «Это очень серьезно. И у нас достаточно денег, чтобы профинансировать все разработки». По признанию главы Оборонпрома, чтобы осмыслить имеющийся опыт, он «даже книжки стал писать в последнее время». Но этим литературные опыты топ-менеджера не ограничиваются. По его мнению, Пушкин - «наше все» даже в экономике. «Считаю величайшим экономистом современности Александра Сергеевича Пушкина. Он все сказал, перечитайте: «…И был глубокий эконом, То есть, умел судить о том, Как государство богатеет, И чем живет, и почему Не нужно золота ему, Когда простой продукт имеет. Отец понять его не мог И земли отдавал в залог», - лихо, без запинки процитировал Реус. - Читайте Пушкина, не отдавайте в залог, создавайте продукт, создавайте компетенции, тогда будет страна работать». ПУТИН СКАЗАЛ, И ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА ПОЯВИЛАСЬ Симптомы выздоровления российской экономики, по мнению лектора, наметились семь лет назад: «У нас промышленная политика появилась в 2004 году. Причем интересным образом. Путин сказал, что у нас должна быть промышленная политика, и она появилась… До этого была дискуссия со многими достаточно серьезными лицами, принимающими решения в государстве. Они говорили о том, что лучшая промышленная политика - это ее отсутствие, и могучая рука рынка все сделает. Мы в этой дискуссии участвовали, доказывая, что рука рынка может самостоятельно только что-то придушить. При этом у всех демократических либеральных стран отчетливая промышленная политика всегда была. Но мы, как всегда, хотели быть впереди всех с точки зрения либеральных начинаний». Сегодня, считает Реус, главное - правильно выбрать объект управления, что не так просто. Пример - дорожное хозяйство. «В свободное от работы время я занимался исследованием этой темы. Для дорожного хозяйства необходимо управлять ключевыми параметрами - качеством дорожного покрытия, пропускной способностью дорог, инфраструктурой, обеспечивающей движение. А когда объектом управления выбирается дорога как таковая и имущество, которое находится по краям, то строители строят, потому что им выгодно строить, ремонтники ремонтируют потому, что им это выгодно делать как можно больше. В итоге - работа не на качество покрытия и на пропускную способность. И даже нельзя предъявить претензии к тем, кто это делает… Три года назад мы обозначили такую идеологическую тему - смена объектов бизнеса. Им для нас являлась продажа вертолетной техники, а теперь объектом нашего управления становится жизненный цикл изделия. Это совершенно другая логика работы… Если будете смотреть любую область, попробуйте проанализировать, чем управляют ребята, которые успешно разваливают то или иное направление. И вы поймете: все, кто участвует в процессе, не заинтересованы, чтобы система работала эффективно». КОГО-ТО - УЧИТЬ, КОГО-ТО - ТЫРИТЬ С ЗАПАДА Впрочем, насчет «предъявления претензий» Реус тут же поправился - неспособные к изменениям будут отсеиваться: «Мы будем менять людей, делать всякие не очень красивые поступки с ними, но мы это должны внедрить» (о лин-технологиях). Основным производственным процессом Оборонпрома Реус назвал управление знаниями и создание современной системы подготовки кадров. «Владимир Ильич, когда говорил, что кадры решают все, был абсолютно прав», - попытался опереться на классика топ-менеджер, но его тут же поправили из зала, что сентенция принадлежит Сталину. «Что, это сам Иосиф Виссарионович сказал?» - ничуть не смутился Реус. Впрочем, революционная риторика в этот вечер прочно овладела сознанием лектора: «Для решения стратегических задач, которые перед нами стоят, нужен другой человеческий материал», - рубил гендиректор. Пожилые образованные профессора, должно быть, вздрогнули, вспомнив бухаринское: «Пролетарское принуждение во всех своих формах начиная от расстрелов… является методом выработки коммунистического человека из человеческого материала капиталистической эпохи». Причем лектор призвал начинать с себя: «С одной стороны, надо долго доготавливать своих и себя, а, с другой, - готовить людей, кого-то тырить с Запада, переманивать. Конкуренция - жесточайшая». При этом, по мнению Реуса, нам очень повезло: «Рынок растет, и он еще будет расти лет на пять, а, по моим расчетам, - и двадцать». Повезло и с наследием: «Нашим конструкторам памятники надо отлить: и милевская школа дала такую технику, и камовская. Здесь как раз мы используем то, что предки в шарашках наделали… Поклониться обязательно надо». Причем тут шарашки? Ни Николай Ильич Камов, ни Михаил Леонтьевич Миль в шарашках не работали. И уж точно не напоминают шарашки нынешние госкорпорации: «Меня очень критиковали за то, что мы сильно подняли зарплаты менеджменту. Да, для оборонки у нас высокие зарплаты. Хотя я не сравниваю с газовиками и нефтяниками - это святые люди, - пошутил Реус. - Зарплата должна быть такой, чтобы люди могли на нее жить, кормить семьи. Если она не такая, они будут воровать - хорошие они или плохие. Например, у меня четверо детей. Что, они будут годные? Да я убью кого-нибудь. Это же нормально». ПОСИДИМ, ПОГОВОРИМ Двигателестроению (ОАО «Объединенная двигателестроительная корпорация» - тоже часть Оборонпрома) была посвящена меньшая часть лекции. По словам Реуса, в течение 3 - 5 лет ОДК выйдет на IPO: «Собираемся делать ОДК публичной компанией, со всеми исходящими из этого последствиями». Также в планах Оборонпрома - «удержание в долгосрочной перспективе не менее 70 процентов российского рынка газотурбинных двигателей». Кстати, как рассказал Реус, на МАКС-2011 будут летать оба опытных Ми-38 (построены в Казани): один - с канадскими двигателями, второй - с новыми российскими. «Для того чтобы двигателестроение могло существовать, оно должно делать новые конечные продукты», - обрисовал стратегию отрасли Реус. В связи с этим из зала спросили, каковы перспективы выпуска на КМПО украинского двигателя МС-500В, который предполагалось ставить на казанский легкий вертолет «Ансат». Напомним, что в августе 2010 года на ОАО «КМПО» (не входит в Оборонпром) был собран разработанный украинским ОАО «Мотор Сич» двигатель МС-500В. Даже говорилось о возможном совместном производстве, причем украинцы предложили казанцам бесплатно не только 50% конструкторской документации, но и 50% акций будущего предприятия. Но тогда же председатель совета директоров «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаевзаявил, что этим планам противодействует как раз ОДК, которая, по его словам, пытается изолировать украинского производителя от российского рынка и настаивает на оснащении «Ансатов» российскими моторами ВК-800. И вот на лекции Реус заявил, что в конце 2012 года компетенция производства вертолетных двигателей, которая в СССР сосредотачивалась в Украине, «полностью вернется на территорию России». Работа будет вестись в кооперации тремя заводами - петербургским ОАО «Климов», уфимским ОАО «УМПО» и ОАО «Московское машиностроительное предприятие им. Чернышева». «Мы не рассматривали возможность производства вертолетных двигателей на КМПО. У меня в программе этого нет. Я не думаю, что один завод может самостоятельно освоить такую работу», - обрисовал ситуацию Реус и добавил, что Оборонпром взаимодействует с КМПО: «Думаю, найдем нормальные возможности для совместной деятельности. Проблем я не вижу, поговорим, посидим». Тимур Латыпов
|
Дизайн и поддержка: Interface Ltd. |
|