![]() |
|||||||||
|
|
По ту сторону Великой Стены
Древние даосские практики омоложения организма - один из таких прыжков через стену - овеяны легендами и изрядно мистифицированы, в том числе, благодаря китайскому кинематографу. Что здесь миф, а что реальность? В поисках «философского камня», вдохновленная созерцанием китайских мастеров, я обратилась с рядом вопросов к инструктору Школы практического даосизма Чжэнь Дао Владимиру Перову. Справка: Чжэнь Дао - это традиционная китайская школа пестования жизненности (ян шэн), сохранившая некогда секретные методы древнего искусства Даосских Бессмертных.В программе занятий изучаются методы работы с энергией (Цигун), телесные практики (Дао Инь, Тайцзи-цюань), дыхательные упражнения (Туна) и - самое главное, ядро Даосской Традиции - практики Внутренней Алхимии (Нэйдань). Утро.UA: Учитывая, что информация о даосских практиках накапливалась тысячелетиями, ее объем превышает не только объем нашего интервью, но, боюсь, всех интервью в мире, вместе взятых. Тем не менее, о чем бы ты сказал в первую очередь человеку, который только ищет свою практику? В. Перов: Я бы сказал, что эти методы, действительно, имеют очень древние корни. Считается, что эти практики уже существуют около 5 тысяч лет. Ранее они назывались «Ян шен фа» (методы взращивания жизни). После того как мудрец Лао Цзы написал Дао Дэ Цзин (Книгу о Пути и Добродетели) получил широкое распространение термин Дао, и вслед за ним, соответственно, даосизм и даосские практики. Сам же факт того, что эти методы дошли до наших дней, говорит об их полезности для человечества, а большое количество людей практиковавших эти методы (и достигших вершин мастерства), говорит об их эффективности и безопасности. Хочу добавить, что древние даосы были в своей сути исследователи и ученые, например, как физики в наше время. Физики изучают окружающую нас среду с помощью приборов и описывают (доказывают) при помощи формул. Даосы же исследовали как окружающий мир, так и самих себя, а также свое место в мироздании, опираясь на свой собственный эмпирический опыт, следуя за своим наставником. Утро.UA: Мы сейчас говорим о даосской традиции. Почему занятия, которые ты ведешь, называются цигун? В. Перов: После «культурной революции», когда в Китае вновь попытались возродить уничтожаемые традиции, появилось слово, которое хорошо известно широкой аудитории - цигун. Где «ци» - это универсальная энергия, которая пронизывает Вселенную, а «гун» - это сокращение от «гун-фу», что в переводе означает «мастерство, работа и время». Объединив оба слога, мы получаем «цигун», работа с энергией, доведенная до высшего мастерства. При этом работают с энергией тела и окружающей среды. Как вы понимаете, «гунг-фу» может означать какую угодно деятельность, если она является мастерством. Рисование, каллиграфия, столярное дело, и копание земли, все может быть «гунг фу». Надо уточнить, что практики, которые в наше время широко известны как - цигун, в школе Чжэнь Дао относятся к разделу «мастерство закладывания фундамента» и являются подготовительными перед практиками более высокого уровня. К этому на общедоступных занятиях мы как раз и подготавливаем тело, энергосистему и сознание человека, что уже позволяет улучшить здоровье и гармоничное внутреннее состояние. Древние даосы исследовали мир внутри и вне себя, и, находясь долгое время в состоянии спокойствия, им удалось отследить внутреннее движение ци, которое имеет определенную закономерность. Сейчас это свойство ци широко известно, как система меридианов и каналов, и применяется в акупунктуре и других методах лечения. Энергия движется по каналам, и является связующим звеном между телом и душой человека. Как говорят у нас, в здоровом теле - здоровый дух Утро.UA: Чаще всего о трансформации энергии, приводящей к омоложению организма, пишут применительно к даосским традициям. Это такой побочный эффект от занятий цигун? В. Перов: В определенной степени, можно назвать побочным эффектом способности, которые человек приобретает в результате занятий. Мой учитель говорил мне о важности гармоничного развития, уделяя внимания телу, энергии и душе. По этой причине в традиции существуют практики направленные на достижение здорового состояния физического тела и психики. Утро.UA: В йоге сверхспособности называют сидхами, но о сидхе молодости, я не слышала. В. Перов: Йога - это очень древняя традиция, в которой возможно многое. Другое дело, что инструкторов, преподающих йогу в полном объеме, как традиционную систему, у нас очень мало. И в данный момент йога распространяется, скорее, как система гимнастики, а не система целостной традиции. Кроме того, важную роль играет и система обучения. Мне посчастливилось обучаться в целостной даосской традиции, которая не утратила линию передачи знаний от учителя к ученику. Утро.UA: Речь об инициации? В. Перов: По сути, да. Поскольку речь идет о знаниях, которые невозможно передать словами, знания передаются от сердца к сердцу. Утро.UA: В Украине достаточно много и популярно говорят о йоге, ее повсеместно преподают. Почему цигун, не менее древняя традиция, не настолько массова? В. Перов: Здесь срабатывают несколько факторов. Во-первых, определенная доступность к информации об учении. В Индии йогу как традицию никогда не угнетали - человек мог свободно заниматься практиками и его поддерживали. В истории Китая даосизм неоднократно запрещался, а тексты и храмы уничтожались. Эти действия были связаны с тем, что правительство просто поддерживало другую традицию. Также, когда в Китай пришел коммунизм, то такие традиции как даосизм и буддизм были не только запрещены, но и репрессировали людей, что были с ними связаны. На данный момент ситуация немного изменилась, но последствия «культурной революции» все же дают о себе знать. Во-вторых, фактор рекламы. В 50-е-60-е года из Индии в Америку привезли ряд мастеров хатха-йоги и вложили в их раскрутку серьезные деньги. При этом выдавали один из разделов (хатха-йога) за целостную традицию, обещая такую же полноту результатов. Была поднята такая информационная волна, что она до сих пор накатывает и на нас. В-третьих, наглядность. Мастер хатха-йоги высокого уровня, благодаря целенаправленному развитию гибкости, способен принимать сложные позиции тела, по внешнему виду сходные с художественной гимнастикой. В определенной степени это ближе и понятнее всему постсоветскому пространству. Если мы ведем внутри «ци», и для себя уже получаем хороший оздоровительный эффект, то это сложно продемонстрировать другому человеку. Утро.UA: В даосских методиках разве нет наглядности? В. Перов: Есть, например, тацзи-цюань. Но эти движения несколько сложнее освоить, чем йоговские асаны. Что же касается работы с энергией, то мастера цигун могут, конечно, продемонстрировать нечто на грани чуда, но обычно это не делается, чтобы люди не отлавливались на спецэффекты, а стремились к работе с внутренними состояниями. Мой учитель обладает очень многими способностями, но сейчас он демонстрирует их все меньше и меньше, потому что это фактически не влияет на привлекательность практики, а притягивает только ротозеев. Утро.UA: Правильно ли я поняла, что для достижения какого-то ощутимого эффекта даосские практики требуют очень много внимания и времени? В. Перов: Такие задачи, как достижение физического здоровья, в принципе, решаются без сверхусилий и требуют не так много времени. Все дело в регулярности. Если же человек хочет омолодить свое тело и обрести качественное владение им, это требует больше времени и дисциплины. Но самодисциплина в любом виде деятельности - это необходимый ингредиент результата. Нужна только правильная расстановка приоритетов. Есть истинные ценности, а есть преходящие вещи, которые, нас, конечно, увлекают, но не являются первостепенными. Например, мы пытаемся достичь материального блага, тратим все свои силы и здоровье на этот результат, а достигнув его, понимаем, что у нас уже нет ни здоровья, ни желания всем этим наслаждаться. Утро.UA: Здесь часто практикующие духовные дисциплины люди впадают в крайность. Отходя от мирского до такой степени, что им нечем оплачивать свои элементарные бытовые расходы, включая, кстати, и тренировки. Я с большой осторожностью отношусь к учителям, пропагандирующим отказ от материального. На мой взгляд, если человек, практикующий такие дисциплины, все же остается в социуме, то для него все должно стать духовно - и занятия, и содержание семьи и зарабатывание денег. Как даосская практика относится к тому, что наше духовное существо, все же находится в человеческом теле, которое нужно кормить, одевать, где-то селить? В. Перов: Даосские практики говорят о золотой середине. Чтобы развиваться духовно, человеку нужно совершенствовать также и свою основу. Даосы говорят, что человек подобен лотосу - он вырастает из ила, проходит толщу воды и проявляется прекрасным цветком. Те люди, которые говорят, что нужно все отбросить и сразу стать цветком, как правило, будут долго метаться, но ничего не достигнут без заземления, без корней. Нужно научиться жить в гармонии с окружающим нас миром, и только тогда можно говорить о духовном развитии. Утро.UA: Почему в Украине так мало даосских мастеров? В. Перов: В Китае такие практики как цигун не запрещены, но более глубокие методы, направленные на самосовершенствование, там не в особом почете из-за коммунистического режима. Поэтому мастеров даосских практик немного даже в Китае, не говоря уже о нас. Утро.UA: А как же фильмы, которые в Китае на мистическо-духовные темы снимают в большом количестве? В. Перов: Это делается, чтобы привлечь внимание. Показывать-то они показывают, а на деле приветствуют только гимнастику. Надо отметить, что существует два вида даосизма - религиозный и практический. Религиозный направлен на выполнение определенных ритуалов, поклонение божествам, чтение мантр и в чем-то походит на наше православие. В то же время, существует практический даосизм, направленный на работу с энергией и изначальным духом человека, и гармонизацию внутреннего и внешнего. Практический даосизм базируется на том, что человек и Вселенная едина, и если взять строение человека и космоса, то они тождественны. Утро.UA: А тебя можно назвать даосом и в религиозном и в практическом смысле? В. Перов: Лично я следую Школе практического даосизма, которая почитает Мастеров прошлого, но, не обожествляю их. Утро.UA: То есть, вполне возможно быть без всяких противоречий христианином, практикующим даосизм? В. Перов: Вполне. Я не согласен с некоторыми жесткими идеологическими конструкциями христианства, но это не мешает мне уважать выдающихся Мастеров этого религиозного учения. Чем меня и привлекает подход практического даосизма - что перед Мастерами не нужно испытывать раболепия, и это даже не приветствуется. Если мы проявляем внутреннее уважение, то открываем сердце и способны воспринять то, что Мастера хотят нам передать. Утро.UA: Меня давно смущал один момент в практиках йоги и цигун. Одна система пришла к нам из Индии, другая из Китая. Но мы-то имеем совершенно другую биохимию тела, генетический код и даже отличаемся некоторым образом анатомически. Можно ли нашему человеку при таких условиях добиться хоть какой-то пользы от заморских систем? В. Перов: А какая система есть у нас, чтобы использовать ее, опираясь на морфо-физиологические особенности? Что исконно-традиционного мы можем сегодня практиковать? Утро.UA: Ну, есть казацкие техники. Характерники, Спас... В. Перов: Хорошо, а где взять этих мастеров? У кого учиться? Где получить знания? Утро.UA: С этими мастерами начали «разбираться» еще при крещении Руси, а потом, в 1927 году окончательно «разобрались» даже с шаманами и астрологами. В. Перов: Если говорить по сути предыдущего вопроса, то мы можем практиковать цигун и даосские техники, потому что их информационный код универсален. Нам не нужно есть китайскую пищу, чтобы пользоваться даосскими традициями и не нужно менять свою морфо-генетику, потому что эти практики надрасовые. Вот сейчас активно обсуждается тема, кто такие арии. Если же взять древние источники, то окажется что ариями является все население земного шара. Любая раса и нация на Земле имеет в итоге одинаковый человеческий набор свойств. Было бы иначе - не возможно было бы получение потомства от межрасовых и межнациональных браков. Воробей и синица похожи друг на друга, но птенцов у них не бывает. Обратите внимание и на сходство эмоциональной реакции - независимо от расы, если человеку радостно - он смеется, грустно - плачет. Т.е., мы говорим не только о физиологии, но и о психологии. Утро.UA: Карл Густав Юнг свои архетипы также вводил для всего человечества. В. Перов: Поэтому древнейшие даосские практики подходят всем. Китайская религия, конечно, подходит не всем, но практики не имеют расовых, национальных, половых и возрастных ограничений. В этом и заключается ценность истинных учений. Утро.UA: А что лично тебя мотивировало заняться даосскими практиками? В. Перов: В жизни всегда происходят неслучайные случайности. Надо отметить, что в глубоких традициях обычно получается так, что учитель находит ученика, когда тот готов. Мой учитель жил за квартал от меня. Мы с ним в то время еще не общались. Я пытался организовать разные виды бизнеса и искал интересных людей, общие друзья нас и познакомили. Когда мы стали общаться с моим учителем, речь просто шла о дружеских отношениях, хотя я знал, что он практикует. Притом, уже пережив опыт тех самых крайностей, когда уходишь в практику так глубоко, что отрываешься от социума. Например, в 15 лет он некоторое время редко ходил в школу из-за того, что начал интенсивно заниматься . Когда же дело касалось неких морально-этических аспектов, философских вопросов, затрагиваемых в рамках школьной программы, мой учитель включался и участвовал в дискуссиях на вполне взрослом уровне. Учителя, таким образом, прониклись к нему уважением, что позволило ему окончить школу даже без троек, а впоследствии он получил высшее экономическое образование. Через какое-то время под руководством моего учителя я начал заниматься простейшими техниками цигун. При этом, как всякого молодого человека, меня интересовали какие-то силовые практики, «чудеса» и т.д. Оглядываясь назад, и вспоминая, как я тогда практиковал, и каким «крутым» себя считал, понимаю, что был на уровне детского садика. Тогда мне хотелось достичь быстрых результатов, они, конечно же, не пришли и я понимаю почему. Я помню, когда мой учитель вернулся из одной своей поездки весь сияющий, но никому ничего не рассказал. И не говорил о своих занятиях с Патриархом Школы Чжэнь Дао еще несколько лет, так как выполнял требование о неразглашении информации. И только после того как он сам освоил начальные методы и «сдал экзамены» Патриарху, тот разрешил ему делиться полученными знаниями с людьми. Помню, тогда учитель подошел ко мне и спросил: «Ты хочешь заниматься по настоящему?». Я ответил, да, конечно. Хорошо, я приду к тебе завтра, сказал он. Пришел очень рано, в 5 утра. Я просто был ошеломлен - что такое? Вот, говорит, практика начинается. Мы вышли в сад и начали практиковать упражнение под названием «стояние столбом». Был уже ноябрь, прохладно, мы встали и...остались стоять на 2 часа. Я понимал, что стоять уже не могу, но и не стоять не могу, также я понял, что буду стоять, во что бы то ни стало. Оказалось, это такая проверочная методика, если ученик стоял до последнего или терял сознание в стойке - его принимали. Я же отстоял на холоде до такого состояния, что пальцы рук и ног потеряли чувствительность, уверен, что будь это летом - сознание я бы все-таки потерял. Вспоминая этот опыт, мне до сих пор кажется, что за эти 2 часа я умер и родился несколько раз подряд. Утро.UA: Тяжело? В. Перов: Это тяжело не только физически, но это еще и очень тяжело морально, потому, что в это время в голову лезут всякие эмоционально окрашенные мысли, типа, а что я здесь делаю, а что это за издевательства такие, и т.д. Всплывают блоки, какие-то обиды, при этом, как потом объяснил мне учитель, как раз и происходит очищение. Позже нарабатывается такое мастерство, что ты можешь в этой позе стоять часами и не испытывать никаких затруднений. Утро.UA: У вас в Школе для того, чтобы стать инструктором, нужно сдавать серьезные экзамены. А как обстоят дела в других школах? В. Перов: По-разному. Есть, например, и такие, где можно купить сертификат за 100 евро. Утро.UA: Предположим, человек ищет для себя практику и хочет попасть к настоящим мастерам. По каким критериям ему следует делать отбор школы? В. Перов: Сейчас появилось много профанации. Мой учитель говорит, что в данное время многие «гуру йоги» - это просто гимнасты, но люди, которые практикуют цигун, в общей массе - фантазеры, что еще хуже. Утро.UA: Да, гимнастика, в разумных пределах, хотя бы для здоровья полезна. В. Перов: Да, а духовные практики и работа с энергиями требует других качеств. Я, например, часто сталкивался с «учителями медитации». Но единственное, чему они учат - это фантазии. Медитация, как особое состояние сознания, не подразумевает неких визуальных спецэффектов и выдумывания. Более правильно сказать, что мы практикуем различного рода методы, которые способны привести нас к состоянию медитации. Возвращаясь же к поиску школы для себя, я могу сказать только то, что это настолько индивидуальный процесс, что дать жесткие общие рекомендации к нему просто невозможно. Нужно слушать себя. Когда человек идет на занятие - это обычно вызвано заинтересованностью и системой, и преподавателем. Между учителем и учеником должны установиться некие доверительные, уважительные отношения, иначе процесс передачи знаний будет просто невозможен. В то же время, заниматься только поиском идеального учителя - это утопия, так вы никогда не начнете практиковать. Но если практиковать искренне, стремясь к совершенствованию, то у человека есть возможность привлечь настоящего учителя. Поэтому один из главных критериев отбора - методы, которые предлагает инструктор, должны вам нравится, если же заставлять себя следовать инструкциям через силу, вы взрастите в себе такого «дракона», что справиться с ним будет очень тяжело! Утро.UA: А как же дисциплина? Она нужна даже для обычного стрейчинга. В. Перов: Можно вытягивать себя силой, а можно практиковать естественное растягивание, работая с сознанием и используя природные механизмы. В цигун важным является не сила противодействия своим зажимам, а регулярность занятий. Также важен принцип «прилагая усилия, избегать насилия». Утро.UA: Ты говорил, что даже не слишком интенсивные, но достаточно регулярные практики могут дать реально ощутимый эффект. О каком эффекте идет речь? В. Перов: С точки зрения даосской традиции, в мироздании существует два важных принципа и вида энергии - инь и ян. При этом они могут приобретать субъективные состояния - мужчина-женщина, Солнце-Луна. Но есть и объективные состояния, для человека энергия инь - это энергия Земли, ян - энергия Неба. Когда возникает застой или блокирование энергии - человек может заболевать или иметь некие социальные проблемы. Уравновешивая циркуляцию энергии и восстанавливая баланс инь-ян, мы, таким образом, улучшаем состояние здоровья, а также более гармонично взаимодействуем с окружающим миром. Утро.UA: Объясни на примере как возникает дисбаланс инь-ян В. Перов: Например, если человек много работает, у него возникает перерасход энергии ян. Когда она истощается, в организме возникает ее нехватка и человек может или сильно заболеть, или у него возникнет состояние депрессии, когда ничего не хочется и все безразлично. Утро.UA: Соответственно, если человек ничего не делает, у него возникает переизбыток ян, что может привести к немотивированной агрессии. А как еще проявляется дисбаланс инь-ян? В. Перов: Сейчас в обществе происходит очевидный перекос, когда многие женщины, даже против своего желания, вынуждены заниматься не просто зарабатыванием денег, а делать это в активно-агрессивной мужской форме. Но это против природы женщины. Слишком много таких «янских проявлений» вредно женскому здоровью. Если человек нарушает природные циклы, это подобно тому, когда ты выходишь не в той одежде не в ту погоду. Утро.UA: Допустим, янская женщина пошла на цигун, выровняла баланс энергий, в результате, если она - единственный кормилец в семье, она и ее близкие умрут от голода? В. Перов: Нет. С помощью практики она восстановит естественное течение энергии и продолжит работать, но уже без вреда для своего здоровья и будучи «женственной» женщиной. Утро.UA: Ты еще говорил, что при гармоничном течении энергии женщина может привлечь такого мужчину, который поможет ей справиться с финансовой стороной жизни. Это не шутка? В. Перов: Да, это возможно. Но в жизни женщины мужчина нужен не только как спонсор. Однако, есть некий объективный фактор в нашем обществе, который несколько затрудняет процесс становления мужчины-кормильца, мужчины-защитника. В последнее время в наших семьях рождается слишком мало детей. Раньше, когда детей в семье рождалось много, мужчине, соответственно нужно было интенсивно работать для обеспечения семьи, а женщине - ухаживать за домом и детьми. Подрастающие дети автоматически подключались к своей работе, мальчики - к мужской, девочки - к женской. С развитием цивилизации детей становится мало и то внимание, которое раньше женщина распределяла на большую семью, она обрушивает на одного-двух детей. Получается, если это мальчик, уделяя слишком много внимания ему, мама снабжает его переизбытком энергии инь. Когда он вырастает - то даже не понимает, что такое быть мужчиной. Утро.UA: Мальчик вырастает инфантильный. В. Перов: Потом такой мальчик вроде бы ищет женщину, которую будет опекать и оберегать. Но после свадьбы часто оказывается, что он искал себе новую мамочку. Естественно, это никому не нравится, даже мальчику, потому что ему хочется заботы, но без отягощающей ее опеки. А это невозможно. Вообще, я считаю, что в идеале, чтобы такого не произошло, мальчика с 14 лет от мамы лучше отдалить. В 14 лет мальчик - это уже молодой мужчина, он должен учиться заботиться о женщине и защищать ее. У нас же возникает взаимный перекос - мужчины не могут, потому что порой не знают как, а женщины не могут, поскольку не получается преодолеть свой материнский инстинкт. Утро.UA: Говорить об этом очень легко, но на деле, когда приходится быть для сына и матерью и отцом - это очень тяжело. В. Перов: Если такое произошло, можно посоветовать для мальчика как можно больше общаться со старшими братьями, если они есть, с дядей, или дедушкой. Если и это невозможно - найти для него подходящую секцию с хорошим тренером. Главное, чтобы сам тренер был мужчиной, а не взрослым мальчиком с развитой мускулатурой. Утро.UA: Мы сейчас говорим о такой проблеме, которая, в принципе, на уровне всего общества вообще не решаема. Разве, что на уровне личностном, для конкретной женщины или конкретной семьи. В. Перов: Хорошее себя не навязывает. Рецепты есть, но никто не может вас заставить практиковать их. Еще раз подчеркну, что для мальчика слишком много маминого внимания - вредно. (Девочка - это другое дело, ей много маминого внимания вредит меньше.). Однако, я понимаю, как тяжело перестроится. Был у меня такой случай, я объяснял эти все моменты одной маме, она все хорошо восприняла. Но потом сложилась такая ситуация, мы с ее сыном шли по улице, выбежала собака средних размеров, начала лаять. Мальчик, который уже вырос выше и крупнее мамы был оттиснут за спину своей маленькой мамой. Эта реакция была автоматической. Утро.UA: Отслеживать эти автоматизмы и ломать их - это уже колоссальная работа В. Перов: Но если ты хочешь делать то, что делают все - то ты и будешь такой, как все. Утро.UA: Я хочу затронуть еще одну, очень актуальную для современного человека тему рационального питания. Как даосская традициям помогает человеку гармонизировать свой рацион? В. Перов: Даосская традиция дает главную рекомендацию - прислушивайтесь к себе, что организму нужно, то и кушайте. На деле же оказывается, когда человек старается так действовать, то автоматически выбирает не то, что нужно, а то, что привык. Я давно занимаюсь вопросами питании, мое первое образование - повар. И даосская традиция очень помогла мне систематизировать знания по этому вопросу. То обстоятельство, что тело - энергосистема - и сознание человека едино, о чем говорят даосы, помогло мне выстроить для себя систему, позволяющую относиться к пище как к виду энергии, в том числе - духовной. Например, когда человек готовит пищу, он вкладывает в нее часть своей энергии. Поэтому в некоторых странах раньше особо искусных поваров приравнивали к магам. На Востоке считается, что именно женщина за счет того, что она готовит пищу, формирует эмоциональный фон семьи. Если мужчина приходит домой в плохом настроении - это не страшно, но если у женщины плохое настроение - это уже беда! Даже попугайчик в клетке будет знать, что у хозяйки плохое настроение. Неоднократно отмечены случаи, что люди просто травились едой, приготовленной человеком в состоянии раздражения, гнева, подавленности. Утро.UA: А что сейчас, когда на улице достаточно холодно, правильно есть и от чего лучше отказаться? В. Перов: Категорически не стоит есть охлаждающую пищу. То же мороженое. В организме и так переизбыток инь, поэтому переохлаждать его холодными напитками, льдом, мороженным не нужно. Овощи также лучше кушать хотя бы слегка протушенные. Фрукты в свежем виде также охлаждают организм, тогда как сухофрукты - уже согревают. Наиболее янскими, т.е. согревающими продуктами, являются жиры. Из животных продуктов - это сало. Если летом его вообще не рекомендуют есть, то зимой сало полезно. Следует также ограничить картофель, макаронные и хлебобулочные изделия. Они забивают желудочно-кишечный тракт и впитывают слишком много жидкости. Зимой мороз сушит тело, а макароны, булки и картофель еще и обезвоживают. Каши - поменьше пшеничной и манной. Морковь, свекла, капуста, сельдерей в тушеном виде куда полезнее. Утро.UA: Украинский борщ - самое лучшее зимнее блюдо? В. Перов: Да, это хорошее блюдо, с чесноком - в особенности согревающим. Я ем постный борщ, но для тех людей, которые любят мясо, скажу - мясо также янский согревающий продукт. Злоупотреблять большим количеством не следует, все-таки мы не на крайнем севере. Утро.UA: А алкоголь? Или даосская традиция его не приветствует? В. Перов: Даосская традиция ничего не запрещает. Например, немного хорошего вина и согреет человека, и насытит его полезными веществами. Поскольку натуральный виноградный сок встречается в наших магазинах реже натурального вина, то немного натурального вина окажет больше пользы, чем порошковый сок. С другой стороны, сильное опьянение сведет на нет всю пользу от питательных веществ. Утро.UA: А как же водка или коньяк для согрева? В. Перов: Никак. Их согревающий эффект обманный. Алкоголь расширяет сосуды, увеличивая приток крови к конечностям, который и вызывает чувство тепла. На самом деле происходит оттягивание тепла от внутренних органов - и тогда человек точно переохлаждается. Когда мерзнут наши конечности - это неприятно. Но это не значит, что мы замерзаем, потому что внутренние органы обогреваются нормально. Утро.UA: В заключение беседы хотела бы вернуть нас к вопросам долголетия и бессмертия. Что об этом говорят даосы? В. Перов: В вопросах долголетия и бессмертия даосская традиция достигла вершин развития человека. Методы, которые позволяющие достигнуть максимального уровня, получили название Внутренняя Алхимия, и делятся на три колесницы - Низшую, Среднюю и Высшую. Человека, полностью освоившего методы каждого из разделов называют соответственно, Человеческий, Земной и Небесный бессмертный. Эти практики позволяют трансформировать энергию и тело человека таким образом, что он достигает действительно чудесных результатов. Мастерство Человеческих Бессмертных достаточно широко распространено среди упорно практикующих. Человек, по сути, становится здоровым долгожителем. Конечно, время ухода с земного плана зависит от судьбы, но можно спокойно дожить до возраста 120-150 лет, при этом, когда человек покидает тело - он уже знает, что будет с ним происходить в дальнейшем. Есть даже такая даосская шутка, «Умереть в 120 - умереть молодым». Мастерство Земных Бессмертных заключается в том, что человек может жить до тех пор, пока существует Земля. Его энергообмен с окружающей средой изменяется таким образом, что он больше не теряет свою «ци» (смерть, согласно нашей традиции - это полная потеря человеком его «ци»). В Китае есть такие свидетельства, что на земле жили люди возрастом 800, 1000 и более лет, не говоря уже о более молодых долгожителях. Например, в китайских архивах храниться любопытный документ о человеке, который ушел из жизни в 250 лет, при этом, когда ему исполнилось 70 лет, он пошел служить в армию, где воевал около 60 лет, но ему это надоело - и он решил углубиться в практики самосовершенствования. Когда у него брали интервью в 1925 году, он рассказал о трех главных принципах своей жизни - никуда не спешить, потому что если мы сильно спешим стать богатыми, здоровыми, сильными, то быстро сжигаем свою внутреннюю энергию, также регулярно практиковать специальные упражнения из даосской традиции, и еще избегать сильных эмоциональных состояний, потому что и состояние слишком большой радости и состояние слишком сильного горя одинаково вредны для человека. (Слишком много страха - страдают почки, слишком много гнева - печень, слишком много радости - сердце). Мастерство Небесных Бессмертных позволяет обрести истинное бессмертие. Завершив освоение методов Высшей Колесницы, практикующий трансформирует свое физическое тело в чистую энергию, соединяет свой Дух с Духом всего Мироздания. На этом уровне человек постигает Дао и становится Высшим Небожителем, состоящим из чистого света. Это достижение называют Истинным Небесным Бессмертным. Для Мастера Высшей Колесницы сняты все ограничения и нет ничего невозможного: на этом уровне смерти не существует - он покидает этот мир, преобразовав тело в энергию, и возвращается, преобразовав энергию в физический объект, когда пожелает. Мастер Средней Колесницы также может прийти в этот мир, но создать себе физическое тело не имеет возможности; для обретения же этого тела ему придется родиться, как и обычному человеку. Существует много Мастеров, которые обрели Истинное Небесное Бессмертие, среди них наиболее известны Лао Цзы, Чжунли Цюань, Люй Дунбинь и др. В наше время также есть Мастера такого уровня, но они, как правило, живут в уединении, высоко в горах.
|
Дизайн и поддержка: Interface Ltd. |
|