Антирелигиозная кампания стартовала в России вслед за Европой и Америкой
Активисты некоммерческой общественной организации фонда "Здравомыслие" разместили на улицах Москвы плакаты с цитатами из 14-й статьи российской Конституции: "Российская Федерация - светское государство" и "Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом".
Как сообщается на официальном сайте фонда, билборды установлены по адресам: улица Конюшковская, 2, рядом с Белым домом, и улица Исаковского, 33.
Идея продолжить в России международную антиклерикальную кампанию, стартовавшую несколько лет назад в Великобритании, возникла в сентябре 2010 года. Поводом для нее послужили появившиеся в Москве весной 2010 годащиты с цитатами из Библии.
В сентябре активисты фонда "Здравомыслие" обратились в рекламные фирмы с просьбой разместить на рыночных условиях билборд с переводом слогана западной кампании и получили в ответ отказы. После этого слоган был заменен на дословный текст 14-ой статьи Конституции. В таком виде заявка была подана в московский Комитет по рекламе для размещения в качестве социальной рекламы. По словам организаторов, тогда бывший вице-мэр Сергей Байдаков и руководитель Комитета Владимир Макаров отметили, что "комиссию не устроило художественно-эстетическое оформление рекламного баннера" и предложили опять обратиться в любое частное агентство.
В Фонде рассказывают, что более двадцати агентств, включая компанию News Outdoor, отказались разместить текст Конституции. Для того, чтобы осуществить этот проект, Фонд "Здравомыслие" организовал сбор пожертвований в Интернете. По состоянию на 1 января 2010 года удалось привлечь более 125 тысяч рублей, из которых были профинансированы билборды в январе.
По утверждению организаторов акции, они видят одной из своих целей постоянное напоминание власти об основополагающем конституционном принципе, который власть постоянно нарушает, потворствуя взаимопроникновению РПЦ и государства, лоббируя и наделяя эту религиозную организацию все новыми возможностями и материальными благами.
Сейчас кампания по сбору средств продолжается. Фонд "Здравомыслие" - некоммерческая общественная организация, созданная для продвижения идей секуляризма и привлечения внимания к имеющим место в России случаям проявления клерикализации общества.
Аналогичные атеистические кампании проводятся по всему миру. За последние два года рекламные плакаты и баннеры атеистического содержания появились во многих странах, таких как Великобритания, США, Австралия, Италия и других.
Одним из самых заметных проектов стали антирелигиозные объявления на автобусах в Англии. Причиной кампании послужило то, что британская журналистка Эриан Шерин обнаружила в одном из автобусов плакат религиозной организации, который утверждал, что все атеисты будут гореть в аду.
В итоге она при содействии Британской ассоциации гуманистов открыла сайт с призывом о сборе средств на проведение аналогичной кампании антиклерикального толка. За очень короткий срок удалось собрать достаточно средств для того, чтобы множество автобусов по всей Великобритании украсили плакаты с надписью "Возможно, Бога нет. Так что прекратите волноваться и наслаждайтесь жизнью".
Позже автобусы и плакаты с этим же слоганом появились в Канаде и Испании.
Кампания обернулась большим успехом и была подхвачено в других странах. В США Американская Гуманистическая Ассоциация организовала акцию в Вашингтоне под девизом "Зачем верить в бога? Просто будь милосерден во имя добра".
Другая организация, Freedom From Religion Foundation, выступила более радикально - под рождество активисты добавили к инсталляции, изображающей рождение Иисуса, плакат с надписью "Религия - всего лишь миф и предрассудок, который отягчает сердца и порабощает умы".
В Италии также должен был появиться автобус с рекламой от Итальянского Союза Рациональных атеистов и агностиков UAAR с надписью "Плохая новость: бога нет. Хорошая новость: он тебе не нужен", однако власти запретили кампанию. В ответ на это организация сделала другое объявление: "Хорошая новость: в Италии миллионы атеистов. Отличная новость: они верят в свободу слова".
Аналогичные кампании с различным успехом проводились также в Финляндии, Нидерландах, Австралии, Германии и Хорватии.