Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Будда Амитаюс - Будда Долгой Жизни
Ранние упоминания о Будде Амитаюсе содержатся в "Сукхавати-вьюхе" (I век н.э.). В качестве одного из эпитетов Будда Амитабха здесь называется Амитаюсом, обладающим неизмеримой, бесконечной жизнью. Полностью культ Будды Амитаюса сформировался в IV веке, и благодаря "Амитаюс-дхьяна сутре" (Сутре созерцания Амитаюса) Амитаюс стал восприниматься как относительно самостоятельный будда. К Будде Амитаюсу стали обращать мольбы о долгой жизни, крепком здоровье и достатке. В средние века в Тибете, Монголии (особенно в лечебной практике лам) и Китае (в даосско-буддийском поиске эликсира бессмертия) сложился культ Будды Амитаюса, получивший широкое распространение в XVI-XVIII веках, который продолжает сохранять своё значение и по ныне. В биографии Нагарджуны упоминается, что в детские годы он преодолел критический срок в своей жизни (ему предсказывали раннюю смерть), начитывая мантры Будды Амитаюса. В жизнеописании Мандаравы, духовной ученицы Гуру Ринпоче, есть история о совместной практике Падмасамбхавы и Мандаравы для достижения уровня видьядхары вечной жизни: "Падмасамбхава взял Мандараву с собой в пещеру Маратика, которая находится к югу от горы Потала, в чистой обители Авалокитешвары. Там Гуру и его супруга развернули мандалу Амитаюса и приступили к практике видьядхары бессмертия. Через три месяца практики к ним явился Амитаюс и коснулся сосудом с эликсиром бессмертия голов Падмасамбхавы и Мандаравы, а затем влил им в рот по несколько капель из этого сосуда. Падмасамбхаве он придал облик Хаягривы, а Мандараве - Ваджраварахи, и они обрели сиддхи видьядхары вечной жизни, так что стали неподвержены старению и смерти". Из "Краткой биографии Падмасамбхавы" Джамгон Конгтрул Ринпоче. По этим примерам видно, что значение практик долгой жизни, связанных с Амитаюсом, не только в том, чтобы устранить препятствия, способные укоротить жизнь. Основная цель этих практик - обретение состояния за пределами рождения и смерти.
Будда Амитаюс изображается сидящим в позе лотоса с телом рубиново-красного цвета, руки сложены в дхьяне-мудре, он украшен как бодхисаттвы Самбхогакаи. Чаще его изображают красного цвета, но есть также тханки с Белым Амитаюсом. В одиночной форме Амитаюс сидит в медитативной позе и держит в руках, сложенных в дхьяна-мудре, сосуд с амритой ( санскр. amṛta - нектар бессмертия). В форме Яб-Юм у него в руках драгоценный сосуд с амритой и стрела с пятью разноцветными лентами ( тиб. mda' dar / дадар), символ контроля над жизненными элементами. Супруга Амитаюса (Юм) - богиня Чандали.
|