Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет) |
Высшее образование: Гуманитарная катастрофа
Анатолий Голубовский
В последнее время судьба российской науки обсуждается бурно, но речь в основном о естественниках. А что с гуманитариями? С гуманитариями тоже все непросто, во всяком случае события, происходящие на ключевых гуманитарных факультетах МГУ, редко радуют. На филфаке декан считает соответствующим нормам университетской жизни«консолидированное мнение руководства и профессуры филологического факультета МГУ», состоящее в том, что нужно изъять из продажи книгу«Энциклопедия русской души» Виктора Ерофеева, а самого писателя отдать под суд.«Консолидированное мнение» в виде письма отправлено осенью прошлого года председателю комитета Мосгордумы по культуре Николаю Губенко и до сих пор широко обсуждается. На социологическом факультете - студенческие волнения, спровоцированные кадровой и научной политикой декана. Репутация факультета уничтожается, а президент Международной социологической ассоциации дезавуирует свою подпись под приветствием к 20-летию факультета. На факультете госуправления разворачивается серьезнейший коррупционный скандал, в центре которого декан факультета и его дочь. На факультете иностранных языков и регионоведения«Русский клуб» в 2009 г. открывается лекцией известного антисемита, националиста и отрицателя холокоста Олега Платонова. Того самого Платонова, под влиянием книг которого, как утверждает следствие, Александр Копцев набросился с ножом на прихожан московской синагоги. Один из основных видов продукции университетской профессуры - учебные курсы, которые оформляются в виде учебных пособий. Знак качества для подобных текстов - гриф«рекомендовано», который присуждается решением учебно-методического совета(УМС) по той или иной специальности. 23 таких УМС входят в учебно-методическое объединение по классическому университетскому образованию, председатель совета которого - ректор МГУ, академик Виктор Садовничий. Учебные пособия с грифом УМС используются в учебном процессе по всей стране. Они вызывают доверие - ведь профильные УМС возглавляют деканы соответствующих факультетов МГУ, а в состав советов входят деканы - представители 80 крупнейших российских государственных университетов. Но авторитетные рекомендации подчас выдаются довольно сомнительным учебным пособиям. К примеру, совсем недавно УМС по истории и искусствоведению поставил гриф«рекомендовано <...> в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности«история» на учебное пособие«История России. 1917-2009»(2010 г., изд. 3-е, расширенное и переработанное, авторы - профессора исторического факультета МГУ доктора исторических наук Александр Барсенков и Александр Вдовин). Пособие это, как указано в аннотации, -«самое полное на сегодняшний день изложение университетского учебного курса отечественной истории с 1917 г. до наших дней». Поскольку грифы и методические гарантии выглядят чрезвычайно солидно, остается предполагать, что, по мнению уважаемых членов УМС, нормам«классического университетского образования» соответствует, например, такой ошарашивающий неискушенного читателя тезис:«В Советском Союзе из 70 лет его истории значительная часть приходится на годы правления, когда лидерами страны были лица нерусской национальности. История национальной политики большевиков с первых лет советской власти была историей постоянного преодоления возникающих в многонациональном государстве трудностей усилиями прежде всего русского народа»(с. 12). Что это за«нерусская национальность» такая? Что это все значит? Еще страшнее становится, когда читаешь изложенную Барсенковым и Вдовиным историю депортации крымских татар.«Образование еврейской республики в Крыму, куда могли бы приехать евреи со всего мира, обещало приток в СССР больших капиталов. Сталину говорили о возможности получить таким путем от Запада $10 млрд. Предложение было заманчивым, но требовало переселения значительной части жителей Крыма. В 1944 г. ГКО принял постановление о выселении крымских татар, составлявших, по переписи 1939 г., 19,4% населения Крыма. Депортация открывала возможность для перехода к практической реализации плана Еврейского антифашистского комитета»(с. 349). Авторы прямо утверждают, что депортация крымских татар была связана с необходимостью очистить территорию для евреев. А обоснование«мероприятия», придуманного Берией, -«предательские действия крымских татар» - было только ширмой для интриги с еврейским Крымом. Неужели и это«соответствует нормам»? Какие бездны могут открыться при внимательном чтении«учебных пособий» - просто дух захватывает. Но если не читать и не обсуждать, может оказаться, что«грифы» выклюют инновационные и модернизационные мозги. Ведь именно гуманитарное образование способно и даже обязано разворачивать общественное сознание в направлении системной модернизации. Автор - социолог, кандидат искусствоведения, выпускник исторического факультета МГУ
|