Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет) |
Новый десяток Бахыта Кенжеева
Анна АССОНОВА
2 августа один из «последних великих русских поэтов» Бахыт Кенжеев отметил свой 60-летний юбилей. Ни торжеств, ни телевизионных передач, посвященных этой дате, не было, все поздравления, пламенные речи, ответные слова юбиляра происходили в Сети и конкретно в доступном не каждому казахстанцу «Живом Журнале», отчего вдруг показалось, что правдивые рифмованные строки снова в глубоком андеграунде.
Бахыт Кенжеев прожил в Казахстане всего три первых года своей жизни, но этого было достаточно, чтобы мы навсегда считали его своим. Если же пытаться обозначить, что за поэт Кенжеев, то, скорее всего, получится так - русский поэт казахского происхождения и канадского подданства. Эмиграция в Канаду в 1982 году была для Кенжеева не вынужденной, как на десять лет раньше уБродского, чье имя непременно всплывает, когда мы говорим о Бахыте Шкуруллаевиче, а, скорее, просто так, на всякий случай. Ни в какую литературную среду в Канаде Кенжеев не вошел и свою не создал, все эти годы был мысленно с родиной. Возможно, поэтому, не оставшись в СССР, не пережив перестройку и бурные 1990-е, сохранил чистоту мысли и слога. Именно в эмиграции писалось ярче, образнее, чувственнее. Параллели с другими великими русскими поэтами напрашиваются сами собой. Кенжеев никогда не был популярен в массах. Сам он говорит: «Я не Евтушенко, не Есенин. Моя аудитория, в силу характера стихов, которые я пишу, штучна. Это - считанные люди. Их, может быть, во всем мире две или три тысячи человек». Оттого такое трепетное отношение к каждому читателю. С появлением Интернета в каждом доме Кенжеев стал ближе к русскоязычному сообществу, открыл свой блог, стал выкладывать новые стихотворения на литературных порталах. Его вспомнили. И в первом десятилетии XXI века, когда особенно остро стала чувствоваться нехватка грамотного русского слога, Кенжеев вновь стал получать литературные награды. Сначала «Антибукер», затем - «Русскую премию», которой награждают русскоязычных авторов, живущих за пределами России. И вновь критики заговорили о том, сейчас «в русской поэзии нет такого второго голоса». При том, что Бахыта Кенжеева можно считать человеком мира, одинаково хорошо разговаривающем и на русском, и на английском языках, его казахские корни дают о себе знать. Творческий метод поэта называют «славянотюркизмом», подчеркивая, что восточный дух прослеживается во многих произведениях. Несмотря на то, что 57 из 60 лет Бахыт прожил в западной среде, у Кенжеева даже есть цикл восточных стихов: В литературных кругах Казахстана о Кенжееве и не забывали. На его 55-летний юбилей в алматинском издательстве «Искандер», с которым у него давние отношения, вышла книга стихов «Без названия», включившая в себя точно по летам 55 стихотворений. В том же, 2005-м году, Бахыт Шкуруллаевич приезжал в Алматы вместе с Евгением Рейном. Визит в самом деле можно назвать эпохальным: два великих поэта в течение нескольких дней проводили встречи с читателями и коллегами. Отвечая на вопрос, отчего же так тихо прошел юбилей одного из последних великих русских поэтов, можно процитировать самого Бахыта: «Поэзия не может быть стадионной. Это очень интимный акт». Свое место в русской литературе поэт с казахстанской земли занял давно, а при таких обстоятельствах всегда есть соблазн «почивать на лаврах», однако с каждой новой книгой стихов (а работает он плодотворно) Кенжеев подтверждает свой титул «великого поэта», словно споря и доказывая это кому-то. А с засильем десятков тыс. новых стихотворений разных авторов в Сети Кенжеев еще и подтверждает титул «последнего».
Биографическая справка:
Родился 2 августа 1950 года в Чимкенте. Окончил химический факультет МГУ. Дебютировал в 1977 году как поэт в коллективном сборнике «Ленинские горы: стихи поэтов МГУ». Входил в неофициальную литературную группу «Московское время», был одним из авторов самиздатовских журналов. В 1982 году эмиг рировал в Канаду. В настоящее время занимается переводами. |