Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет)
 

Мифы Древнего Китая: восемь бессмертных. Часть 5

Последний бессмертный из даосского пантеона - Лань Цайхэ. Его изображают очень красивым юношей, одетым в синий халат и  держащим в руках хризантемы или деревянные трещотки и флейту.  Иногда в его руках бамбуковая корзина с хризантемами.  (Лань  также означает корзину и синий цвет).  Он покровитель торговцев цветами и садовников, а также музыкантов.

Лань Цайхэ описан во многих средневековых трактатах. В «Продолжении житий бессмертных» Шэнь Фэня он - юродивый.  Лань Цайхэ был очень своеобразным юродивым. Он носил рваный синий халат с широким поясом, с бляхами из черного дерева. На одной ноге - сапог, а другая босая. Летом он утеплял халат ватой, а зимой спал на снегу. Он постоянно был весел, и его веселье распространялось на всех окружающих. Также он любил выпить, и однажды он напоил всех бессмертных. После этого они, в поисках бессмертия, перешли от внешней алхимии к внутренним силам.

Лань бродил по городским базарам, распевая песни, которых он знал великое множество, и часто сам их сочинял, зарабатывая тем самым  на пропитание. Деньги, которые ему давали, он раздавал встречным беднякам или нанизывал на длинный шнур и таскал его за собой по земле, не замечая, что они рассыпались.  

Однажды, когда он пел и плясал возле озера Хаолян, в облаках показался журавль, послышались звуки тростниковой свирели и флейты, и пение святых даосов.  В тот же миг Лань бесшумно поднялся на небо - его подхватило облако.  Лань Цайхэ сбросил вниз сапог, халат и пояс. Облако взвилось ввысь, становясь все меньше и меньше, и, наконец, исчезло. С тех пор никто больше уже на земле не слышал про Лань Цайхэ. 

Легенды о восьми бессмертных сложились в 1 тысячелетии нашей эры, но  канонизировали  святых не ранее 11 века. Все последующие века эта тема активно разрабатывалась в различных литературных произведениях поэтов и писателей Китая.

Существует множество рассказов о совместной деятельности бессмертных. Эти легенды сформировались к 16 веку   и были использованы писателем У Юнь Таем в его романе «Путешествие восьми бессмертных на Восток». В нем рассказывалось, как восемь бессмертных были приглашены к владычице запада богине Си Ванму и как они решили преподнести ей свиток с дарственной надписью самого Лао Цзы. После пира у Си Ванму они отправились через Восточное море к владыке Востока Дун Ван Гуну, и тут каждый из них проявил свое чудесное искусство. 

Ли Те Гуай поплыл на своем железном посохе, Чжун Ли Цуань - на веере, Чжан Го Лао - на бумажном осле, Хань Сян Цзы - в корзине с цветами, Люй Дун Бинь  - на бамбуковой ручке от мухогонки, Цао Го Цзю - с  помощью деревянных кастаньет пайбань, Хэ Сянь Гу - на плоской бамбуковой корзиночке, а Лань Цай Хэ встал на нефритовую пластинку, инкрустированную чудесными камнями, излучающими свет.
Плывущая по морю сверкающая пластинка привлекла внимание сына Лун Вана -царя драконов Восточного моря. Воины Лун Вана отняли пластинку, а Ланя утащили в подводный дворец. Люй Дун Бинь отправился вызволять и поджег море. Царь драконов был вынужден отпустить Ланя, но все же не вернул пластинку. Тогда Люй Дун Бинь и Хэ Сянь Гу вновь пришли к берегу моря, где и произошло грандиозное сражение, в котором был убит сын  царя драконов, а второй его сын умер от ран. Лун Ван попытался отомстить бессмертным, но снова потерпел поражение. В ходе битвы бессмертные сбросили в море гору, которая разрушила дворец Лун Вана.  

Только вмешательство Нефритового императора Юй Ди  привело к установлению мира на земле и в подводном царстве.
Вот и все о восьми бессмертных. Когда-то они на самом деле жили в разных провинциях великой страны. Все они были немного странными, владели различными магиями и старались делать людям добро,  наверное, поэтому рассказы о них слушались чаще других,  передавались из поколения в поколение и дошли до наших дней.

Страница сайта http://moscowuniversityclub.ru
Оригинал находится по адресу http://moscowuniversityclub.ru/home.asp?artId=9734