Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет) | ||||
Предпродажная упаковка
Недавно на встрече с руководством филфака ректор МГУ Виктор Садовничий заявил примерно следующее: давайте инновации, а мы дадим финансирование. Какие инновации могут предложить филологи, не совсем понятно. Но сейчас это уже не важно: ажиотаж вокруг модернизации и инновации такой, что даже гуманитарии могут рассчитывать на
СЕВИЛЬ ГУСЕЙНОВА, АРТУР ВЕЛЬФ Однако стартапов на рынке появляется поразительно мало. Между тем система их финансирования в последние годы набрала обороты. В частности, деньги на проект можно получить в организациях, специализирующихся на поддержке инновационных предприятий: в венчурных фондах с госучастием и без, в бизнес-инкубаторах, у бизнес-ангелов. Проблема, по словам инвесторов, в другом: идей, действительно способных привлечь внимание инвесторов, крайне мало. Нередко деньги, выделяемые государством на инвестиции, годами лежат в венчурных фондах, которые этими средствами управляют, и не расходуются. Причина, говорят представители фондов, все та же - отсутствие дельных проектов. Следует отметить, что точно такие же жалобы от инвесторов поступали и два, и три года назад. "В России существует очень большая проблема развития проектов на "посевной" стадии, потому что были созданы в основном крупные фонды, оперирующие очень большими суммами,- говорит директор департамента развития и коммуникаций РВК Евгений Кузнецов.- Средства на стартапы нужно раздавать с умом, в связи с этим и было введено понятие smart money - "умные деньги". В России до недавнего времени не было инструментов, которые помогали бы постепенному становлению бизнеса, его развитию практически с нуля". По словам директора департамента программ и проектов РВК Андрея Введенского, последние несколько лет формировались некоторые элементы системы предпринимательства, которые должны развивать инновационные проекты, но таких были единицы. И только сейчас проявили себя кое-какие модели бизнес-инкубаторов и технопарков, которые могут работать именно с технологическим бизнесом. Кроме того, у нас уже есть профессиональные инвесторы, которые набрались опыта за границей у западных Идейные трудности "Нужно четко осознавать, чем вы хотите заниматься - наукой или все же бизнесом,- говорит предприниматель, соорганизатор проекта "Начинай.com" Алексей Карлов.- Зачастую идея полностью переформатируется, вертолеты становятся аттракционами в парке, но зато появляется спрос, а следовательно, бизнес. Далее возможны инвестиции и развитие проекта".
"Прежде всего предприниматель должен понимать, почему его проект может выстрелить,- говорит гендиректор компании "Главстарт" Аркадий Морейнис.- Ответ "потому что он лучше, чем все остальные" не подходит. Далеко не всегда качество продукта определяет его коммерческий успех. Продукт необязательно должен быть уникален, но за счет какого-то ноу-хау он будет продаваться лучше, чем у конкурентов. С пониманием этого у наших предпринимателей огромные проблемы - это то, с чего начинается мой разговор со всеми потенциальными стартаперами".
Один из ключевых вопросов старта любого бизнеса - кто будет управлять компанией. В идеальном случае венчурные инвесторы не стремятся к управлению компанией, так как именно лидер или автор проекта лучше всех понимает, как его нужно развивать. Но практика далека от идеала - инвесторы сетуют на то, что грамотных предпринимателей среди отечественных стартаперов очень мало. Чтобы выстроить бизнес с нулевого цикла, нужен человек с опытом серийного предпринимателя либо с группой грамотных менеджеров, которые выбрали для себя данный стартап как карьерную перспективу. Сегодня одна из самых больших проблем российских стартапов - отсутствие сильных управленцев в команде авторов проекта.
"Так называемая упаковка - это не только правка бизнес-плана, репетиции нормальных презентаций и elevator pitch (формат быстрого изложения сути проекта инвестору),- говорит Алексей Карлов.- Во многих случаях это внедрение в команду управленца, который поможет компании сформулировать более реальные цели, а также провести ее через процесс fuzzy front end of innovation - через непрерывный цикл проб и ошибок для получения продукта или услуги, на которые есть спрос на рынке".
В ожидании урожая Отличным В последние полгода много стартапов стало появляться на двухдневных рабочих сессиях вроде "Начинай.com", Harvest, Startup Weekend, во время которых самые разные специалисты делятся своими идеями и пытаются за одни выходные реализовать их, сделать прототипы. Впрочем, некоторые эксперты выражают сомнения в эффективности таких форматов, поскольку далеко не каждую перспективную идею даже сильная команда программистов способна реализовать за столь короткий срок.
"Цель "Бизнес-инквизиции" - разобраться в презентуемом проекте, его составляющих, технологиях, маркетинге, инвестплане и получить какие-то конкретные рекомендации для дальнейшего продвижения,- говорит автор, продюсер и ведущая программы "Бизнес-инквизиция" Анна Чеботарева.- Среди экспертов есть частные инвесторы, представители венчурного капитала, отраслевые эксперты и просто успешные предприниматели, которые имеют опыт в реализации своих идей, подборе и управлении командой, маркетинге, продаже и привлечении инвестиций. Мы стараемся приглашать на программу тех людей, которым близка идея представленного стартапа".
Передача всегда выходит в прямом эфире, чтобы была возможность интерактивного голосования. Зрители имеют возможность задавать вопросы, на которые сразу же получают ответы. В конце программы эксперты и зрители выносят свой вердикт - за или против проекта, который им представили. Сами стартаперы обычно с большой охотой участвуют в "Инквизиции", поскольку это бывает очень полезно. Например, по словам автора проекта TimePad.ru (интернет-сервис для организации мероприятий) Людмилы Павловой, эксперты программы не только дали ей советы по ведению бизнеса, но и предложили сотрудничество.
Другой интересный стартап, участвовавший в программе,- проект EasyFinance (система управления личными финансами). "Mint.com - наш американский аналог, который недавно капитализировался почти до $100 млн,- говорит автор проекта Артур Башоков.- Для нас это только начало, мы стартовали в июне прошлого года. В этом году в апреле мы запустили инновационные для России решения по интеграции системы управления личными финансами с банками и сейчас наращиваем количество банков, с которыми работаем. До эфира "Бизнес-инквизиции" у нас были хорошие предложения по инвестициям, но все же не более $1 млн. А после передачи поступило предложение на $7 млн".
В заключение стоит сказать, что за рубежом ежегодно запускаются тысячи успешных стартапов - до этого нам еще далеко, хотя какой-то прогресс в сфере инноваций есть, инфраструктура для их поддержки развивается. Однако выдавать радужные прогнозы преждевременно, учитывая российские особенности. Главный редактор одного из самых авторитетных интернет-изданий для венчурных инвесторов Ventirebeat.com Мэтт Маршалл, который недавно посетил Россию в группе крупнейших венчурных инвесторов США, считает, что пройдет еще немало лет, прежде чем у нас случится настоящий инновационный переворот. Причина такой задержки - повсеместная необузданная коррупция. Но это только частное мнение зарубежного специалиста. Основные требования к презентации стартапа
// Step by step Самое главное - показать, что конкретно предлагается, в чем суть проекта, чем он интересен, каким конкретным нуждам он отвечает. "Автор проекта должен объяснить, во-первых, какие уникальные возможности есть у его продукта (в отличие от конкурентов), во-вторых - почему он будет востребован потребителем больше, чем любой другой продукт, в-третьих - как заработать на нем больше, чем на продуктах конкурентов,- делится опытом Аркадий Морейнис.- Будет хорошо, если автор стартапа выполнит хотя бы один из этих пунктов".
"При подготовке стартапа надо осознавать, кому, собственно, нужен твой продукт, зачем он нужен и сколько ради него люди готовы выложить денег,- говорит Евгений Кузнецов.- Об этом забывает большинство стартаперов". Обязательно нужно рассчитать, сколько денег понадобится для того, чтобы бизнес заработал, и подробно пояснить, на какие конкретно нужды необходимы средства. "Иногда мне на рассмотрение приносят проекты, к которым приложен финансовый план, а в нем основная статья расходов - зарплата авторов проекта на ближайшие годы,- рассказывает Алексей Комиссаров.- Такой вариант вряд ли привлечет венчурного инвестора или бизнес-ангела. Если ты акционер компании - работай над повышением ее стоимости, а зарплату начнешь получать, когда пройдешь точку безубыточности". Инвесторам обязательно надо показать степень риска и объяснить, насколько защищена идея. Необходимо помнить о том, что любой инвестор задает себе следующие вопросы: можно ли масштабировать продажи, можно ли продать компанию и кому, способна ли команда, представляющая проект, построить бизнес. "Есть и дополнительные нюансы, на которые надо обращать внимание,- добавляет Алексей Комиссаров.- Большое значение имеет, каким языком преподносится идея. Очень часто люди сыплют какими-то ненужными научными терминами, а также подробностями, которые не интересуют инвестора (во всяком случае, на начальном этапе). Нужно сделать так, чтобы презентация была максимально простой и была понятна не только отраслевым специалистам". |