Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет) |
Теориолог марксизма, перевернувший историю
* * * Работы Ленина необходимо изучать. Почему необходимо? По одной простой причине: он оказался уникальным человеком, благодаря воле и усилиям которого история изменилась так сильно, как не менялась по воле никакого другого человека, по крайне мере, в XX веке. Ведь Ленин был одним из наиболее великих теоретиков революции, великий политик и государственный деятель. В то же самое время актуальность Ленина сегодня невелика. Мы не можем чему-то у него поучиться, его идеи не востребованы здесь и сейчас, их невозможно применить на практике. Хотя в некотором смысле идеи Ленина актуальны: нам нужно избегать того, что делал он. Ленин должен стать великим предостережением России, великим упреком нашей исторической беззаботности. Ленин важен как практик, а не как теоретик, поскольку на этой стезе он в общем ничего особенного не сделал. Он всегда считал себя учеником и последователем Маркса. Но, обрекая себя на эпигонство в теории, он вышел на первый план в области практики. Видимо, этот упор на практике и предопределил его инструментальное отношение к теории, как к некоторому политическому инструменту, орудию изменения мира. В этом смысле даже его теория империализма не представляет особой теоретической ценности. Он в основном позаимствовал практически все теоретические положения у теоретиков II Интернационала, которых уже в момент написания «Империализма как высшей стадии развития капитализма», то есть в 1915 году, нещадно критиковал за социал-шовинизм. Единственная новация Ленина, внесенная им в теорию империализма, заключалась в указании на феномен империализма как заключительной стадии развития капитализма, после которой европейские общества, несомненно, перейдут к социализму. Но это полная чушь, которая очевидно и не подтвердилась в ходе исторического развития Европы и человечества. В то же самое время Россия, которая после Октябрьской революции 1917 года управлялась по ленинским принципам, выпала из мировой истории. Вследствие этого мы потеряли в XX веке больше, чем приобрели. Впрочем, не все так печально. Среди многочисленных сочинений Владимира Ильича есть одно философское произведение, которое, хотя и не представляет собой чего-то выдающегося, является оригинальным вкладом в теорию марксизма. Это произведение «Материализм и эмпириокритицизм». В этой небольшой по объему книге Ленин выразил свое понимание времени и истории, а также поведения марксистской теории. Благодаря «Материализму и эмпириокритицизму» Владимира Ильича можно по праву считать "теориологом марксизма", не теоретиком марксизма в традиционном смысле, а человеком, который был де-факто склонен отрабатывать концепцию о марксизме. Достаточно большой вклад Ленин внес и в разработку теории структуры марксистской теории - той логики, в соответствие с которой она развивается. Много интересных идей он оставил о том, каковы принципы применения марксизма. Ленин действительно оставил определенную авторскую инструкцию к марксизму, в которой написано, как его применять, где он способен совершить переворот, а где - нет. Впрочем, таких инструкций в принципе может быть, сколько угодно много. Порой у Ленина можно обнаружить интересные педагогические идеи. Но и это понятно. В то время, когда он активно занимался политикой, огромное значение имела пропаганда марксизма и агитация среди рабочих. А соединение марксизма с рабочим движением предполагало мощный квазипросветительский фактор, не классический просветительский, а неопросветительский. Надо было буквально внедрить, внести в сознание пролетариата, а потом и всего населения марксистские догмы. Итогом теоретической деятельность Ленина стало создание своеобразной пристройки к марксизму - ленинизма. Что такое ленинизм? Ленинизм - это версия Владимира Ильича Ленина интерпретации марксизма. Но эта интерпретация, в отличие например от интерпретаций теоретиков II Интернационала, не носила связный характер. У Ленина нет новых ярких идей или достаточно глубоких философских концепций. Он не создал ничего достаточно оригинального и самостоятельного в области ни политической экономии, ни политической теории, ни философии. У него есть только отдельные мысли, отдельные догадки, какие-то интуиции. Безусловно, у него много идей политологического характера, но большинство из них более похожи на бред сумасшедшего. Например, его теория перерастания буржуазно-демократического государства в социалистическое. Это чисто субъективистская вещь. Он ее, конечно, реализовал, когда от февраля мы повернули к октябрю. Но в историческом плане это было настоящее насилие над историей. Другой пример - это теория Ленина о том, что переход от капитализма к социализму займет целую историческую эпоху. Это - явная софистика. Более того, это положение противоречило формационному подходу. Нет такой исторической эпохи - переход от капитализма к социализму. Есть первобытнообщинная формация, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая, которая делится на две подформации: социализм и коммунизм. Переходную формацию Ленину надо было создать для того, чтобы оправдать насилие, учиненное им над историей, чтобы оправдать тот исторический тупик, в который зашла страна при переходе от капитализма к социализму. Однако указанные достижения Ленина как теоретика и практика не снижают степень того вреда, который нанес ленинизм России. В частности, огромный урон понесла история философии, в которой ленинская классовая концепция была принята в качестве руководящей. Мы, историки философии, должны были всё делать по Ленину, несмотря на то, что его идеи политизировали историко-философский процесс, заставляя историков философии быть необъективными. Пролетариат-буржуазия, идеализм-материализм, прогрессивные-реакционные - это те дихотомии, которые вынуждены были использовать философы в своей трактовке идей прошлого. Последствием существования этих дихотомий явилась жесткая установка: чего нам развивать историю реакционных идей, зачем нам знать, например, идеализм Серебряного века? Надо знать только те традиции, те философские мысли, которые являются прогрессивными, революционными, которые стоят на защите трудящихся: крестьянства, разночинцев и пролетариата. В итоге в России сложилась крайне политизированная история философии, которая представляла собой, по сути, концепцию классового сознания. Кстати говоря, история, к сожалению, повторяется. Сегодня мы видим, например, оправославливание истории русской мысли. Это, как говорится, " тех же щей, да пожиже влей ". Сегодня у нас уже никто не интересуется, допустим, ни Писаревым, ни Ломоносовым, ни Чернышевским, ни Сеченовым. Но это же наша беда, что мы кидаемся из крайности в крайность… |