Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет) | ||
Каждое поколение создает свою историю
Мария Хорькова
Мы продолжаем серию интервью с деканами факультетов Московского государственного университета. Сегодня своим мнением о реформе высшего образования и о том, как надо «делать историю», поделился декан исторического факультета Сергей Карпов
- Сергей Павлович, курс, поступивший на исторический факультет по результатам ЕГЭ, отучился семестр и сдал сессию. Каковы ее результаты? Отличаются ли успеваемость, мотивированность, уровень знаний студентов по сравнению с наборами прошлых лет? - Набор по ЕГЭ продемонстрировал большой разброс в подготовленности студентов. ЕГЭ в основном нацелен на проверку некоего набора формальных показателей, но не выявляет аналитических способностей, его результаты по иностранным языкам плачевны. Мы вынуждены уже после зачисления проводить дополнительное собеседование для распределения студентов по группам в зависимости от знания языка, разного при одинаковых баллах ЕГЭ. Поступившие нередко не могут грамотно выражать свои мысли по-русски. Это показывает, что ЕГЭ пригоден скорее как промежуточная форма проверки остаточных знаний в школе, но не пригоден как главный критерий поступления в вуз на гуманитарные факультеты. - И все-таки: результаты зимней сессии первого курса в этом году отличаются от предыдущих лет? - Большой разницы нет. К нам поступают в основном мотивированные люди. Помимо ЕГЭ, многие поступили как победители олимпиад. Абитуриенты последних лет гораздо лучше владеют компьютером, но меньше начитаны. Мы чувствуем недостаток аналитических навыков, общекультурной подготовки. Свобода в подаче неограниченного числа заявлений иногда приводила к курьезам, когда абитуриент подавал документы одновременно на химический и исторический факультет! Я могу понять, когда человек выбирает между философией и историей или филологией и историей. Но когда колеблется между химией и историей - это значит, что он безразличен к будущей специальности, а может быть, просто не хочет служить в армии. - Как исторический факультет готовится к переходу на Болонскую систему? На прикладных факультетах бакалавр - это специалист-практик, а магистр - теоретик с более углубленными знаниями. А как быть с историей? Бакалавры - это недоучки? - Факультет серьезно готовится к переходу на двухуровневую систему. Бакалавр будет не недоучкой, а полноценным специалистом, в том числе, потому что МГУ имеет право самостоятельно разрабатывать образовательные стандарты. Основной недостаток новой системы, на мой взгляд, в том, что она ориентирована на программы, а не на научные школы (кафедры). А надо сохранять и создавать научные школы - без них у науки нет будущего. Начинать специализацию с уровня магистра - поздно, это должно происходить в бакалавриате, и наши учебные планы это предусматривают. При подготовке бакалавров мы будем рассчитывать на то, что значительная их часть продолжит обучение в магистратуре. Но часть уйдет в практическую деятельность, потому что уровень образования позволит им трудиться учителями, библиотекарями и так далее. Предполагается, что на место части выпущенных бакалавров в магистратуру поступят питомцы других образовательных учреждений или бакалавры других специальностей. Мы будем рады принять в магистратуру, к примеру, бакалавра Пермского или Ростовского университета, потому что магистерская подготовка в МГУ откроет для него новые горизонты. Магистерский уровень будет необходим для того, чтобы учиться в аспирантуре, преподавать в вузе, вести научную деятельность. Кроме того, при новой системе будет возможен междисциплинарный обмен: например, бакалавр филологии сможет продолжить свое образование на историческом факультете и получить степень магистра истории. Правда, для этого он должен будет досдать некоторые дисциплины. - Возвращаясь к научным школам: что сейчас больше всего интересует студентов? Какие кафедры наиболее популярны? Изменились ли интересы студентов за последние, скажем, 10 лет? - Да, интересы студентов меняются, но больше всего их по-прежнему интересует настоящая наука. Студенты идут на те кафедры, где существуют серьезные научные школы. Наибольший приток на кафедрах, которые хорошо организуют учебный процесс, устраивают мастер-классы, водят студентов в архивы и музеи, занимаются практическими исследованиями и просто интересно преподают. Конечно, есть тематическая обусловленность: студентов нынешнего поколения привлекают классические дисциплины, такие, как история древнего мира, средних веков, археология и этнология, новая и новейшая история, история России, история постсоветского пространства, а также популярные прикладные специальности. У нас есть и уникальные кафедры, например, кафедра истории южных и западных славян, истории искусства - таких очень мало в стране. Интересы студентов мотивированы двумя вещами: творческой атмосферой, которую создает кафедра и перспективами трудоустройства. Поэтому на всех кафедрах мы стремимся воспитывать аналитиков, которые сегодня очень востребованы. - К уникальным кафедрам исторического факультета можно отнести и кафедру истории Церкви, которая была воссоздана три года назад. Продолжила ли она традиции аналогичной кафедры, существовавшей до революции? - Несомненно. Мы используем традиции и лучшие работы дореволюционных ученых - Болотова, Лебедева и других. Но при этом кафедра ориентируется не только на прошлые достижения, но и на вклад современной науки - как отечественной, так и зарубежной. Но я хотел бы сказать со всей определенностью, что мы не замещаем духовных школ и не даем богословской подготовки. Мы учим истории Церкви. Знание церковной истории необходимо каждому историку (да и каждому культурному человеку), независимо от специализации. Эта кафедра восполняет пробелы в знании истории Церкви. Но она преподает не только историю Русской Православной Церкви, но и историю Вселенской Церкви, мусульманства, буддизма, иудаизма. Одна из приоритетных задач кафедры - создание новых учебных пособий. Сейчас она работает над учебниками по источниковедению, историографии и над базовым учебником по истории Церкви. - Эта кафедра популярна среди студентов? - Да, несмотря на то, что она предъявляет высокие требования. Учиться на этой кафедре трудно. Многие темы непривычны, поэтому кафедра старается, чтобы курс, который читается для всех студентов, был максимально приближен к общеисторической подготовке. - История - тот предмет, который постоянно «переписывается». А можно ли создать неангажированный курс истории? - Каждое поколение создает свою историю, то есть историю, написанную исходя из социального и духовного опыта этого поколения. Но нельзя не учитывать среду, накопленные знания. Нельзя начинать «от яйца», пренебрегая тем, что уже создано и известно. Конечно, в каком-то смысле человек ангажирован уже с раннего детства. Но историк всегда должен стремиться писать верифицированную, достоверную историю. Это возможно, если историей будет заниматься хорошо образованный и совестливый человек, радеющий об истине, пытливый и трудолюбивый «собиратель камней». Приведу пример: в середине 19 века была написана книга В. Гейда «История левантийской торговли». Сегодня, спустя полтора века, она остается востребованной, потому что собранный в ней материал непревзойден и добротен. Нужно следовать этой традиции - писать труды по истории качественно и отделять точно установленное от предполагаемого и от наших воззрений на это. - На Татьянин день группа преподавателей и студентов обратилась к Патриарху Кириллу с просьбой открыть новый университетский храм на Воробьёвых горах. Как Вы относитесь к этой идее? - Я подписывал письмо в поддержку этого проекта. Есть много воцерковленных людей, как среди учащихся и преподавателей Университета, так и среди тех, кто живет на прилегающей территории. Многие тянутся к вере, нуждаются в духовном окормлении. И прощание с покидающими наш мир коллегами тоже уместно в университетском храме. Татианинский храм территориально удален от основного кампуса Университета, поэтому я уверен, что строительство храма на Воробьевых горах - дело благое и необходимое. Кроме того, это соответствует традиции университетских кампусов многих стран. - Многие опасаются, что если на территории Университета будет построен православный храм, то мусульмане МГУ обратятся с просьбой о строительстве мечети, буддисты потребуют строительства дацана и так далее. - Думаю, что надо исходить из потребностей данной общины. Если в МГУ, к примеру, будет многочисленная мусульманская община, которая напишет подобное обращение, то оно должно быть рассмотрено. В случае с православным храмом мы исходим, кроме всего прочего, из того, что Россия исторически связана с православием как культурообразующим фактором. Фото с сайта Исторического факультета МГУ и Российской академии наук |