Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет)
 

В погоню за жар-птицей

Дайте срок, и о гонщиках России заговорят во всем мире.

Никогда не чувствовал себя таким беспомощным и лишним. Вокруг визжали, набирая запредельно высокие ноты, препарированные моторы - слияние науки и страсти. (В шутку говорят, что даже космические ракеты устроены проще.) Сновали люди в комбинезонах всех цветов радуги - техники, пилоты, инженеры, менеджеры… Прямо на тебя, не сворачивая (кто не спрятался, я не виноват), мчались автокары, роллеры, мотоколяски, перевозящие шины, запчасти и тысячи других мелочей. Из репродукторов гремела музыка, которую прерывал командный голос диктора - то по-немецки, то по-английски. Сладковато-приторный до легкого головокружения запах сгоревшего топлива, коктейль к которому добавляли ароматы кофе, пива и поджаренных на мангале легендарных немецких колбасок. А тут еще коллеги - журналисты Леша Щербаков, Андрей Лось и пресс-атташе гоночной команды «ЛУКОЙЛ Рейсинг» Костя Копылев - говорят на незнакомом мне автотехническом языке, из которого непосвященному известны только предлоги, несколько прилагательных и с десяток глаголов.

Чемпионат мира по автогонкам. Ошерслебен. «Мотоспорт Арена». Святая святых гонок - паддок, что в переводе с английского «место, отведенное для проводки и седловки лошадей перед стартом», а в нашем случае - зона размещения автогоночных команд на автодроме. Иначе - пит-лейн.

Удача, если журналист мимолетно влюблен в своего героя. Тогда он тоньше понимает того, о ком пишет, точнее - дело, которому служит его герой. Но что еще важнее - через героя своей публикации журналист (если он, конечно, не законченный циник) открывает и в себе неведомую грань. Несколько коротких встреч-диалогов в немецком Ошерслебене с пилотом «Формулы Мастер» команды «ЛУКОЙЛ Рейсинг» Сережей Афанасьевым убедили меня, что в иных случаях и прожившему полвека не грешно поучиться у мальчишки. Во-первых, отчаянному мужеству и умению владеть собой. Во-вторых, просчитанному до миллиметра риску. (Редкое, к слову, качество.) В-третьих, почти академическому знанию машины. Да многому стоит поучиться у 21-летнего московского студента МГУ. И культуре общения, например, не в последнюю очередь.

Сережа в своем лице приподнимает рейтинг «поколения пепси», к которому у большинства в обществе отношение, мягко говоря, прохладное. Сергей представляет нашу страну в очень престижных гонках на чемпионатах мира, на популярных трассах Европы, ломая у снобоватых, избалованных зеркальными автобанами, высочайшей культурой вождения и сервиса европейцев устойчивое представление о том, что Россия и автоспорт не совместимы так же, как хоккей и Зимбабве.

В Ошерслебене Сергей выступил более чем удачно, переместившись с пятого места в общем зачете на второе, уступив лишь вечному везунчику швейцарцу Лейнеру.

- Сережа, шлемы лучших гонщиков «Формулы-1» украшены бриллиантами. А твой?

- (Улыбается.) На моем шлеме изображен грустный львенок с двумя шрамами на носу. Произведение художника по прозвищу Тюбик.

- Шрамы - дань молодежной моде или они что-то символизируют?

- Это отметины в моей биографии гонщика. Две аварии. Последняя случилась на трассе в Бильбао. Влетел в стену на страшной скорости. От машины осталась только электропроводка (улыбается). К счастью, остался жив-невредим. Отец после аварии, помню, строго спросил: «Серега, может, завяжем с гонками?!» Я так же строго ответил: «Нет!» Отец меня понял.

Именно отец привел Сережу в автоспорт, на картодром. Подозреваю, что это несбывшаяся мечта Андрея Юльевича - стать большим гонщиком. Дети - заложники амбиций родителей, что одновременно хорошо и не очень. Хорошо, когда сын приближается к мечте отца, а то и исполняет ее на бис. Грустно, когда яблоко от яблони недалеко падает, но упав, катится под горку. Все дальше и дальше… Даже если из Сереги не получится второго Шумахера (хотя оригинал всегда лучше копии), Афанасьев-старший уже может гордиться сыном.

В гостинице, куда разместили пилотов, тренеров и обслуживающий персонал, Афанасьевы (отец и сын) жили в одном номере.

- Присутствие отца вдохновляет, - спрашиваю Сергея.

- Конечно! Поддержка родного человека очень важна.

- Я сам отец и знаю, что папы без нотаций да советов обойтись не могут…

- И мой, конечно, советует. Но аккуратно. Знает, что я выслушаю, кивну в знак согласия и вежливости, а поступлю в гонке так, как сам решил. Мой возраст мне это позволяет (застенчиво улыбается).

Гонщик Сергей Афанасьев за рулем 11 лет. Чтобы довести сына до известных высот (посмотрите послужной список моего героя), чтобы на Сергея обратила внимание такая серьезная команда, как «ЛУКОЙЛ Рейсинг», руководит которой заслуженный тренер России Евгений Малиновский, удачливый (постучим по дереву) бизнесмен Андрей Афанасьев потратил… один миллион «зеленых». Государство практически не поддерживает юных, молодых и очень молодых гонщиков. В большой спорт, в популярные формулы, на серьезные гоночные трассы Европы пробиваются только дети очень обеспеченных родителей. (Как «приложение» к большим деньгам, разумеется, обязательны недюжинный талант юного гонщика и фанатичные терпение, риск, одержимость его родителей. Как правило, отцов.)

Пока у отца и сына Афанасьевых получается идти к вершине мирового автоспорта. Как будет дальше, никто не знает.

- Сережа, гонщики, смотрю, все не богатыри да гренадеры. Ты не исключение. Сидишь на диете?

- Специально - нет. Но ем в меру. В автогонках очень важен личный вес пилота, соотношение его веса и веса машины.

- Сегодня, например, чем завтракал и обедал?

- На завтрак - печенюшки с черным чаем. Пообедал спагетти. У команды свой повар - итальянец Марко Альберичи. Очень люблю пасту с различными соусами в его исполнении. Пилоту важно питаться и спать вовремя. По часам.

- У тебя свободный от гонок и тренировок вечер. Почему бы не поехать в Магдебург, не развлечься? Ты торчишь в паддоке, среди суеты и шума, а то и вовсе в фургоне команды…

- Это непрофессионально - поехать, скажем, в бар или на дискотеку. Завтра гонка. Надо к ней подготовиться. Посмотреть телеметрию. Поговорить с инженерами и механиками. Я даже ноутбук на гоночные уик-энды не беру, чтобы не было соблазна проторчать до утра в Интернете. Выключаю мобильник. Мой европейский номер знают только родители и друг Костя (пресс-атташе команды Константин Копылев. - Авт.).

У Сереги уже есть одно высшее образование. Скоро будет и второе - заканчивает МГУ. Есть устоявшееся мнение, что известных спортсменов преподаватели тянут за уши. Кого-то и вправду тянут. Афанасьев сессии сдает сам. И без «хвостов». Да и МГУ из спортсменов закончили единицы…

Когда Сережка стоял на решетке (место старта) перед решающей гонкой в Ошерслебене, выслушивая последнюю информацию от механика итальянца Фабиано (к слову, в прошлом чемпиона Европы по экзотической борьбе муай-тай), я поймал себя на смутном волнении. Мысленно перекрестил тезку Сережу…

А через час российский пилот «Формулы Мастер» Сергей Афанасьев стоял на подиуме и, счастливый, поливал соперников шампанским. Так принято у победителей…

Тешу себя надеждой, что принес Афанасьеву удачу.

личное дело

Сергей АФАНАСЬЕВ.

Родился 25 марта 1988 года в Москве.

Пилот команды «ЛУКОЙЛ Рейсинг». «Формула Мастер».

Рост - 176 см. Вес - 63 кг.

Мастер спорта. Окончил юридический факультет Академического правового университета при Академии наук РФ. Учится на пятом курсе социологического факультета МГУ.

Впервые сел за руль в 10 лет. Дебютировал в гонках в 1998 году (багги-кросс). 1999 год - третье место в России по картингу (Mini). 2000 год - чемпион России по картингу (Raket). 2002 год - чемпион России по картингу (ICA-Junior). 2002 - чемпион России по зимним трековым гонкам («Ока-юниор»). 2003 - серебряный призер чемпионата России («Формула Русь»). 2004 - чемпион России («Формула Русь»). 2006 - серебряный призер Кубка Швейцарии («Формула Рено»).

Всего в карьере одержал 16 побед, завоевал 16 поул-позишн и показал 13 лучших кругов.

Страница сайта http://moscowuniversityclub.ru
Оригинал находится по адресу http://moscowuniversityclub.ru/home.asp?artId=9123